Следующая новость
Предыдущая новость

Про «ту Apple»-8. AppleLink и eWorld. Часть первая: AppleLink

30.04.2018 19:15
Про «ту Apple»-8. AppleLink и eWorld. Часть первая: AppleLink

Предыстория Интернета расписана чуть ли не по минутам, начиная с проектов начала 50-х годов, но вплоть до середины 90-х он оставался одним из многих коммуникационных сервисов, потом, как если бы кто-то перевел какой-то тумблер в положение “Вкл”, он вырвался на простор и снес с рынка, подобно цунами, все коммуникационные сервисы, которые были до него.

Я знаю, кто, когда и какой тумблер перевел в положение “Вкл”, но к теме статьи, которая перед вами, это не относится. Спустили его с цепи, и ладно. Сервисы помельче накрыло с головой, и о них уже мало кто помнит, сервисы покрупнее выкрутились и, поймав ветер на новых для них и для мира волнах, успешно пережили катаклизм.

Некоторые компании, построившие свои замечательные изделия под доинтернетовские сервисы, очень серьезно пострадали – но не из-за неумения видеть будущее, а именно из-за внезапности вытеснения Интернетом всех его конкурентов. Это относится не только к General Magic, которую я имел в виду в предыдущих строках, просто с “самой великой из мертвых компаний” (по версии Forbes) я лучше знаком, они в самом деле могли улучшить мир.

Интернет не был предопределенным магистральным путем развития коммуникаций, у него были альтернативы, о которых мы не знаем только из-за того, что их уже очень давно нет.

При всем при этом, если бы Интернет не обладал поразительными талантами и не был столь привлекателен, никакое щелканье тумблером не превратило бы его в наше всё.

AppleLink, молодые годы

Слово AppleLink подобно слову WorldWideWeb. Оно тоже обозначает две сущности:

  • онлайновый сервис, основанный на информационном сервисе GEIS, где первые буквы обозначают ту самую General Electric, это было вместо Интернета, за использование GEIS Apple Computer платила General Electric по 30 миллионов долларов в год;
  • клиентское программное обеспечение для Mac’ов и Apple IIGS.

Первые сведения об использовании AppleLink датируются 1985 годом. До этого успели договориться с GEIS об организации глобальной сети для Apple и подключить к ней офисы компании по всему миру, а также заключить контракт с Питером Бёрнайтом на написание и техническую поддержку клиента AppleLink.

В 1985 году уже существовали десятки онлайновых сервисов, но AppleLink был среди них одним из первых, не требовавших от пользователя (абонента?) интеллектуальных подвигов по освоению чуждой большинству из человеков предметной области. Для выхода на связь он должен был:

  • подключить компьютер к AppleLink, с помощью кабеля, входящего в комплект;
  • запустить программу AppleLink и впечатать сообщенное ему кодовое слово в ответ на недвусмысленный вопрос программы;
  • осмотреться и приступить.

Как в рекламе самого первого iMac про три простых шага в Интернет (подключение к WWW в конце 90-х было нетривиальной задачей, множество людей и компаний зарабатывали на этом на неплохую жизнь) – подключиться, включить и… а третьего шага просто нет!

Традиции Apple. Что-то компьютер не сможет сделать никогда (напиться, подраться и не выйти на работу, например). Что-то компьютер может и знает бесконечно лучше, чем мы. В сложной настройке самого себя на что-то, что умеет отвечать на его вопросы, он на голову лучше лучших из нас. С потусторонними сервисами он говорит на одном языке. Они одной крови.

Клиентская программа AppleLink расширяла на глобальную сеть метафору рабочего стола, хорошо знакомую каждому пользователю Mac’а и 16-битных продвинутых Apple II (Apple IIGS). Зоны сети и “сайты” были папками и файлами.

В первых версиях AppleLink нового пользователя встречали:

  • набор публичных bulletin boards, что-то вроде современных чатов;
  • сервис e-mail, в первые годы обмен письмами был возможен только между абонентами сети AppleLink.

Про «ту Apple»-8. AppleLink и eWorld. Часть первая: AppleLink

Реклама (через несколько лет, в первые годы AppleLink людям с улицы был недоступен) называла интерфейс AppleLink простым и интуитивно понятным. Простота и понятность и в самом деле были очень важным козырем сервиса в те годы (правда, очень скоро многие сервисы, подражая Apple, стали делать свои сервисы проще и удобнее, то есть делали мир лучше).

Если вам интересно мое мнение об интуитивных интерфейсах, оно в последнем абзаце.

AppleLink, короткая история

Про «ту Apple»-8. AppleLink и eWorld. Часть первая: AppleLink

Первыми абонентами AppleLink стали сотрудники Apple Computer. Обжегшись на Apple III, компания теперь исповедовала принцип, позже сформулированный Ги Кавасаки в одном из его трудов: “если вы производите собачий корм, ешьте свой собачий корм сами”. Прежде чем с помпой и фанфарами вываливать что-то на головы наивных и ни в чем перед вами не виноватых пользователей, попробуйте это что-то на себе.

Первыми абонентами стали сотрудники и члены их семей. Забесплатно. Брать деньги за добровольно-принудительное участие в каких угодно, пусть даже в действительно нужных и интересных мероприятиях, – преступление против человечности. Члены семей играли роль подопытных животных, но все обошлось – им даже понравилось.

Затем к AppleLink подключили дилеров компании. Видимо, не всех – в 1991/1992 компания, в которой я работал, стала одним из первых дилеров Apple (еще в СССР), нас ни к какому AppleLink никто не подключил. AppleLink был у Apple IMC (Independent Marketing Company), так Apple называет компании, представляющие ее интересы на второстепенных рынках. На рынках первой величины работают подразделения самой Apple (как сейчас в РФ). С гордостью могу сообщить, что я – свидетель AppleLink.

Правда, все, что мне врезалось в память, – это почти немедленное получение ответов от корреспондентов в Мюнхене (там находилась штаб-квартира Apple Europe до 1998 года) и в Купертино. 10-15 минут, в Москве 1991 года, да еще и с нужными мне программами!

Внешне AppleLink был просто еще одной Mac’овской программой. Пользовался я им раза два или три.

С дилеров, насколько я знаю, какую-то плату за пользование AppleLink брали. И, видимо, немалую.

Затем к числу избранных присоединились разработчики для платформ Apple (Mac’ов и Apple II, если кто-то догадался сам – простите), группы пользователей Apple и некоторые другие небесполезные организации.

Потом любой желающий мог за кровные подключиться к AppleLink. За пользование услуг этой сети брали совсем недорого: всего по 15 долларов за час плюс 35 долларов в месяц за продление подписки. На счет “недорого” я не шучу: другие аналогичные сервисы стоили примерно столько же.

Важно отметить, что кроме пользы от сервиса, Apple Computer ничего не имела. И годовая оплата услуги, и вся оплата Apple или клиентами почасовых тарифов шла в карман GEIS.

E-mail с орбиты

В августе 1991 года, во время 4-й миссии шаттла Atlantis (кодовое обозначение миссии STS-43), на борту был Macintosh Portable, для которого была составлена программы исследований из четырех пунктов. Вторым пунктом программы была отправка по AppleLink электронной почты и нескольких файлов.

Инженеры NASA внесли изменения в модем, встроенный в Macintosh Portable, обеспечив его совместимость с синхронной коммуникационной системой космической связи, и в блок батарей компьютера, поскольку штатная конструкция не соответствовала требованиям к предметам, отправляемым в космос.

В остальном это был самый обычный серийный Portable, в стандартной конфигурации.

Почтовое сообщение и файлы были успешно отправлены, текст почтового сообщения с расшифровкой специальных терминов опубликован в десятках мест в Интернете, здесь он для нас не важен.

Это был первый e-mail с орбиты.

Слухи о том, что это фейк, возникли из-за глупости журналистов. Они сообщили фейковый адрес шаттла, STS-43@APPLELINK, на который десятки тысяч людей отправили письма, но ничего не получили в ответ.

Настоящий адрес электронной почты на орбите был (и остается!) засекречен. Неужели его так и не поменяли?

P. S. Об интуитивных интерфейсах

Интерфейсов “интуитивных вообще” к сложным системам не существует, их не может быть в принципе. Вопреки широко распространенному мнению, мы все очень разные. Мы просто мимикрируем под окружающих, стараясь не выделяться слишком сильно, это инстинкт, он достался нам от предков, сотни тысяч (если не миллионы) лет живших стаями.

Мы слишком сложно устроены, чтобы быть одинаковыми.

Так называемые интуитивные интерфейсы основаны на небольших наборах очень простых правил, реализуемых для разных объектов на самых разных уровнях. Нажатие мыши, клик (мне не нравится “щелчок” в этом смысле), двойной клик, и немного “слов” интерфейсного языка, кроме того, – вот и всё главное. Похожий, но немного другой язык используется в тач-интерфейсах.

Дружелюбный интерфейс – пример хорошей инженерной работы, никакой магии.

Продолжение следует.

Источник

Последние новости