Процессор нового поколения, новый “язык дизайна”, новый материал корпуса: титан, из которого делают самолеты, прочнее стали и легче алюминия, а корпус – самый тонкий в индустрии, на тот момент…Опять “догоняйте”? MacWorld Expo в Сан Франциско, январь 2001 года. Стив Джобс, говорящий о сексе и о мощи. В наши дни он бы, наверное, не посмел. Хотя – чего еще ждать от человека, который не утруждал себя регистрацией регулярно обновляемых им «Мерседесов»?
Просто больше ни один из жителей графства Санта Клара, в Калифорнии, не ездил без номеров, всегда чуть-чуть превышая скорость и постоянно нарушая правила дорожного движения. Его узнавали без регистрации, налог на свободу (в виде штрафов) он аккуратно выплачивал…
Ему бы это сошло с рук и в наши дни, тем более что говорил он не о чем-нибудь, а о новом портативном суперкомпьютере от Apple. Эти эпитеты он позаимствовал из рекламы той самой модели Sony Vaio, с которой он сравнивает дешевую модель нового PowerBook’а в конце презентации.
Вот видео с презентации первой серии PowerBook’а из Титана, с кодовым наименованием Mercury (ртуть):
Презентацию снимал не профессионал, и не на iPhone. 30-секундный телевизионный ролик у него получился плохо, поэтому вот он отдельно, в приличном качестве:
Корпуса из пластика мне нравились, прикасаться к ним было приятно – но пластиковая эра внезапно закончилась. Наступила эта симпатичных железяк… Но мне все равно, главное что эти железки поддерживали Mac OS (классическую), и гарантировали поддержку еще не вышедшей, но ожидаемой в ближайшие месяцы Mac OS X. Ну и… они и в самом деле были красивы.
С выходом этой серии PowerBook’и обрели свой современный вид. Вплоть до появления Unibody MacBook и MacBook Pro, вырезаемых из цельного куска алюминия (помните ролик о сверкающей алюминиевой стружке?), внешний вид портативных компьютеров от Apple не менялся.
Новый “язык дизайна” дебютировал в титановом PowerBook’е, но это было только начало: вскоре на этом “языке” заговорили все остальные Mac’и: PowerMac’и, Xserve, iBook новых серий, iMac.
“Язык дизайна” – это стиль, набор характерных решений, правила их применения. Очень важный аспект бытия, особенно для Apple. Такие вещи тщательно продумываются, на них тратятся огромные средства и масса времени. Вплоть до этого случая, разработку “языка дизайна” заказывали крутым дизайн-студиям, вне компании. Впервые на роль дизайн-студии мирового класса претендовал группа промышленного дизайна самой Apple.
Тяжелое испытание для дизайнеров.
Новый язык дизайна был разработан целой группой выдающихся дизайнеров Apple. Их имена были названы: Джори Белл, Ник Мерз, Дэнни Дэлюли (с ударением на последнем слоге).
Руководил процессом старший вице-президент Apple по промышленному дизайну, пока еще не “Сэр”, Джонатан Айв.
Скорее всего, титан в качестве материала корпуса выбрали дизайнеры. Да, титан прочнее стали и легче алюминия, это с удовольствием подчеркнул Стив. Но, помимо этого, титан дороже (в разы) чем та же сталь, а обработка титана – еще одна статья лишних расходов. Это очень нетривиальный металл. Но Стив на это пошел.
Для того чтобы сравнивая субноутбук Vaio с портативным суперкомпьютером PowerBook G4 сообщить о магниевом корпусе Vaio? Нет.
Полное официальное имя серии – Macintosh PowerBook G4 Mercury, но публика почти сразу окрестила все компьютеры “титановых” серий TiBook’ами. Если встретите это название на “яблочных” сайтах, не пугайтесь: они не собираются переходить на “темную сторону”, тем более что уже поздно, и незачем. И война света с тьмой давно закончилась, и победила в ней дружба – но TiBook’и свои.
За исключением корпуса, процессора, более крутой видео-системы, широкоформатного TFT экрана (впервые в портативном компьютере) с диагональю в 15,2 дюйма (38,6 см) с разрешением 1152х768, и кое-чего еще, начинка первой титановой серии очень похожа на начинку PowerBook Pismo, последнего пластикового PowerBook’а в истории Apple.
Создается впечатление, что воплощение “языка дизайна” в реальном продукте – дело куда более сложное и трудоемкое, чем я предполагал.
Процессор PowerPC 7410, с уменьшенными энергопотреблением и выделением тепла, не “айсберг” конечно, но тоже хорошо. Тем не менее, жалобы на перегрев TiBook Mercury… были.
Толщина титанового корпуса TiBook Mercury – 1 дюйм. 2,54 см. Самый тонкий ноутбук в мире, на тот момент. Красота, как положено, потребовала жертв. Отсеки для установки сменного “навесного” оборудования окончательно ушли в прошлое. В Wallstreet обеих серий таких отсеков было два (и, чтобы кто не говорил, это было здорово и удобно), в Lombard и Pismo оставался только один, и вот… Ноль.
А вместе с отсеками, исчезла возможность установки двух батарей. Правда, превращать корпус купленного клиентом компьютера в фрагмент территории Apple пока не решились. В нижней части корпуса, уродливый (даже на мой взгляд) лючок вел к батарее. Судя по тому, как Стив несколько раз повторил, что она съемная, ему пришлось долго и упорно убеждать в этом дизайнеров. А они, в отместку…
Видеокарта ATI Rage Mobility 128 (2xAGP) с 8 Мегабайтами видеопамяти. Вот и в ноутбуки от Apple пришли AGP.
Все компьютеры серии поддерживали подключение внешнего монитора, как в режиме зеркального отражения, так и в режиме расширения экранного пространства. На внешнем мониторе поддерживалось разрешение в 1280х960.
6-кратный DVD-ROM (с щелевой загрузкой, на правой стороне передней части корпуса) стал обязательным элементом конфигурации, в том числе и для самой дешевой модели серии.
Модем (56k v.90), Ethernet 10/100Base-T, два USB-порта (1.1) и один порт Firewire (400). По мнению пользователей, маловато. Но что делать, дизайн требует жертв…
Серия была “AirPort Ready”, то есть, поддерживала подключение к AirPort (реализация WiFi от Apple, в описываемый период – 802.11b). AirPort был включен в набор опций онлайн-магазина.
Кэш второго уровня – внешний, 1 Мегабайт. Как в Pismo.
Моделей, как и в серии PowerBook Pismo, в PowerBook G4 Mercury было две. С теми же тактовыми частотами, что и у их предшественника, 400 и 500 МГц.
Тактовая частота шины (FSB) – 100 МГц.
Поскольку основным каналом продаж был онлайн-магазин Apple с функцией Build-to-Order, модели были скорее стартовыми конфигурациями для настройки приобретаемых машин под свои нужды и кошелек – но отлично подходили и для покупки “не глядя”.
Самая дешевая модель, с тактовой частотой в 400 МГц, по данным Apple, превосходила Pismo с такой же тактовой частотой по производительности на 62%, при выполнении некоторых задач.
Объем оперативной памяти в дешевой стартовой конфигурации – 128 Мегабайт (чипы PC100 SDRAM), в Build-to-Order его можно было поднять до 1 Гигабайта. Диск – 10 Гигабайт, Ultra ATA/66. В Build-to-Order предлагался диск объемом в 48 Гигабайт.
Стоила дешевая модель 2 599 долларов. На 100 долларов дороже предыдущей дешевой модели.
Дорогая стартовая конфигурация – объем оперативной памяти в 256 Мегабайт, диск в 20 Гигабайт, в качестве опции предлагался тот же диск объемом в 48 Гигабайт. Стоила эта конфигурация 2 999 долларов. Предыдущая “дорогая” модель стоила 3 499.
Даже на солнце есть пятна, что же говорить о творениях простых смертных…
При интенсивной работе, петли фиксирующие крышку в закрытом положении выходили из строя, особенно левая. Титановый корпус, вопреки всему что мы знаем про титан, все-таки покрывался царапинами.
И компьютер грелся, пусть и без последствий – но ощутимо.
Естественно, батарея, даже свежая, 5 часов автономной работы не обеспечивала.
То есть, все нормально. Элегантный, стильный, мощный портативный компьютер. Для тех, кого больше всего на свете интересует поддержание статуса собственной персоны, тоже в самый раз. Но не только: знал нескольких очень крутых программеров, приобщившихся к Titanium, и с удовольствием использовавших его, для основной работы, до 2006 года.
Продолжение следует…
Обсудить историю Apple вы можете в нашем Telegram-чате.
Читайте также
Последние новости