Что может быть интересного в бытовом компьютере, тем более в портативном? Если его разработала сумасшедшая (в хорошем смысле) компания, думающая иначе чем все, в нем может быть много интересного. И “ноутбук в леденцовом стиле” требует продолжения…
Бытовые компьютеры считались чем-то второсортным, проектировались по остаточному принципу, и производились из устаревших комплектующих, залежавшихся на складах. Их все равно покупали, потому что дешево… Или не покупали – такой вот бессмысленный и не слишком ёмкий рынок, что поделаешь.
А Apple… Впрочем, в эпоху “быстро гниющего яблока”, когда глава компании подписывал, не читая, любые документы, правильнее было бы сказать “и Apple”. Хотя, в то время даже в этом Apple была непоследовательна, неожиданно для всех создавая шедевры “для дома и для образования”, что ничего, по сути, не меняло. Эти шедевры проваливались, один за одним, подтверждая бесперспективность и никчемность направления.
Зато ошибки Apple вызывали резонанс: одна история про сотни тысяч экземпляров Performa, дешевых и никому не нужных, чего стоит. За них Apple заплатила дважды. Сначала за разработку и производство, а потом – за снятие с баланса и за утилизацию.
А вот iMac и его портативный вариант iBook игнорировать было невозможно. После них отношение к “бытовым компьютерам” изменилось радикально и навсегда. Относиться к Apple можно по разному, разрабатывая их компания преследовала свои собственные, по сути своей шкурные, интересы. Но отношение к “бытовому сегменту” изменилось!
iBook уже появлялся на страницах сайта, в серии про iMac. Это тот же iMac, только в портативном варианте. iBook иногда называли “iMac to go”. Я был уверен, что тема закрыта и что возвращаться к ней не придется.
Если вы когда-нибудь пробовали свои силы в беллетристике, вы сталкивались с этим эффектом: с какого-то момента герои повествования начинают жить своей жизнью, а иногда вообще выходят из под контроля. iBook упорно настаивал на продолжении…
Те, кто долго и ежедневно общался с Стивом Джобсом (то еще удовольствие, на самом деле), утверждают что нелюбовь к изобилию кабелей и проводов на рабочем столе, как и ненависть к продукту жизнедеятельности вычислительных устройств (к шуму, а вы о чем подумали?), была у него сильной и искренней. Он её не изображал.
Поэтому WiFi он решил вколотить в окружающий мир срочно и любой ценой.
iBook принимал участие в беспроводном мятеже, превратившемся в революцию. Даже если бы iBook был серым и незначительным “еще одним одомашненным ноутбуком”, он все равно вошел бы в историю.
Презентация AirPort была похожа на цирк. На арене происходят чудеса: распиленные на две половины ассистенты и ассистентки шевелят пальцами на ногах, отделенных от головы несколькими метрами пустоты. Банкноты и кролики появляются из ниоткуда. А Стив – это поле искажение реальности, миражи… Цирк!
Но когда миражи растаяли, оказалось что магия AirPort не иллюзия. Самый первый в мире AirPort Ready компьютер, iBook, попал в руки пользователей в сентябре 1999, и нашлись те, кто (если бы не было iBook) наверняка попробовали бы, после посещения цирка, распилить кого-нибудь, и посмотреть что из этого получится. Известно о нескольких случаях: десяток комплектов из iBook, AirPort Base Station и AirPort Card были приобретены для публичного разоблачения магии.
Но… все работало.
То есть, одомашненный портативный компьютер, местами белый, и почти пушистый на ощупь (в тех местах, где пластиковый корпус был покрыт слоем резины), оказался еще и революционным.
И если бы только в этом…
iBook был первым не только в области беспроводных технологий.
Пользуясь случаем, и под гнетом обстоятельств, инженеры Apple оторвались на начинке ракушки по полной программе. Гнет был невыносимым: от них требовали, одновременно, создать что-то с характеристиками, превосходящими “настоящие компьютеры” других производителей, и при этом дешевое.
Как японские автомобили, покорившие автомобильный рынок США в 70-е, самый-самый американский рынок в мире… до нашествия японцев.
С “вкусностями” все было просто: LCD-экран(TFT) с диагональю в 12,1 дюйм (30,7 см), с поддержкой миллионов цветов, 24-кратный CD-ROM драйв (во всех конфигурациях), очень приличная и дорогая видео-карта ATI Rage Mobility.
Все модификации первой серии iBook включали в себя модем V.90 56Кбит/с, USB (1.1), Ethernet 10/100Base-T, ну и PowerPC 750 с тактовой частотой 300 МГц с внешним кэшем второго уровня объемом в 512 Килобайт.
Профессиональные ноутбуки с техническими параметрами, близкими к этим, надо было еще поискать. И не только ноутбуки. Эта “косметичка” не уступала настольным машинам своего времени.
Но это затратная часть. А как добиться, при все при этом, невысокой цены?
iBook был первым Mac’ом с Unified Logic Board Architecture. Даже не переводите, перевод не объясняет суть этого явления. В рамках этой архитектуры почти все базовые элементы компьютера были реализованы в двух чипах. Технологично, при массовом производстве дешево, надежно, красиво… За пределами этих чипов остались AGP, Ultra DMA, и кое-что еще, но себестоимость снизилась. Калькуляции себестоимости – один из самых страшных секретов компании, из разряда “перед прочтением уничтожить”, точных данных нет и не будет – но процентов на 10-15 этот прием себестоимость снизил.
Еще один шаг к снижению себестоимости – применение New World ROM. Вместо чипа в 4 Мегабайта постоянной памяти, забитого предельно сжатыми библиотеками и утилитами, уникального для каждой модели и модификации Mac’а (Old World ROM), ПЗУ нового мира было универсальным, то есть, выпускалось огромными тиражами – а чем больше тираж, тем ниже себестоимость экземпляра.
Побочный эффект “нового мира” – функция Gestalt для всех моделей с New World ROM возвращала одно и то же значение. ПЗУ нового мира, время от времени, менялось – а с ним и число, возвращаемое этой функцией – но понять на какой конкретной модели Mac’а запустилась наша программа с помощью Gestalt стало невозможно. К этому мы вернемся ниже.
Перечислить все ухищрения, на которые пошли инженеры для снижения себестоимости, не удастся. Прошло почти 20 лет, все кто участвовал в этом творческом подвиге подписали соглашения о неразглашении без срока давности, поэтому мемуаров никто не оставил… Но результат впечатляет: 1 599 долларов. Без AirPort Card, налогов, стоимости доставки, в США, но все равно…
Возможно, самым трудным шагом стало усмирение жадности. Что если “наваривать” на каждом проданном экземпляре не 60 %, а, например, 55? Но это только предположение.
Наверное, некоторые из читателей прочитали вот это. Не только информация про PB 105 Iceberg, представлявший из себя, фактически, вечный двигатель; но и поиск недостающего звена эволюции в линейке PowerBook были… мистификацией.
По материалам первоапрельских номеров “яблочных” СМИ того времени. И воспоминаний. О чем только не говорили “ушибленные яблоком”…
На самом деле, в идентификаторах моделей PowerBook не было. Клерки Apple невероятно, почти маниакально, педантичны – и таких ошибок не совершают, это исключено.
Модель с идентификатором PowerBook2,1 была, и PowerBook2,2 – тоже. Но публика узнала их под другими именами. Это были…
Вы совершенно правы. Это были “ракушки”, “косметички”, “леденцовые ноутбуки в стиле iMac”, “iMac to gо” – то есть, iBook’и первого дизайна.
У iBook’ов-косметичек было продолжение. О нем – в продолжении
Обсудить историю Apple вы можете в нашем Telegram-чате.
Читайте также
Последние новости