37% американцев назвали iBook в полупрозрачном корпусе самым желанным подарком на Рождество. Apple едва успевала удовлетворять спрос на “льдинки”: каждую из них перед отправкой клиенту проверяли – отсеивая бракованные экземпляры. Зато случаев возврата у “льдинок” было даже меньше, чем у благополучных PowerBook. В проблеме была виновата… жадность. Из 20 покупаемых персональных компьютеров, 19 были клонами IBM PC (временами даже больше). Отличий между ними было немного – цена не могла не стать самым важным аргументом в борьбе за покупателя.
Все PC-шные компании, от крошечных до гигантов, снижали издержки. Всеми доступными средствами. Клиенты и в самом деле предпочитали то, что дешевле. Ни изыски дизайна, ни эргономика, ни простота апгрейда или ремонта, больше не котировались.
Пользователи PC-шных клонов объявляли свои предпочтения единственно правильными, и подводили под них чуть ли не идеологическую базу. Компьютер – расходный материал. Он, через год, максимум через два, морально устареет. Зачем переплачивать? Клепаем как попало, зато дешево и сердито…
Когда все возможные способы снижения издержек были уже применены, кому-то пришла в голову гениальная мысль сэкономить на стоимости производства. Оказалось, что в мире очень много мест, где рабочая сила практически бесплатна (по американским меркам), где закон не ограничивает продолжительность рабочего дня, нет ни отпусков, ни страховок, а выходной всего один в неделю – но если очень надо, могут поработать и в выходной…
У тех, кто переносил свои производства в страны с обильными и непугаными трудовыми ресурсами первыми, выбор был. Можно было подумать о последствиях и отказаться. Но очень скоро выбора ни у кого не осталось. “Переноси, или проиграешь”.
Для Apple перенос производства за океан был вынужденной мерой. Это непростое дело было поручено Тиму Куку. Тим справился. Несмотря на ошибки и неудачи, в конце концов у него все получилось – и механизм удешевления Mac’ов (а потом и других творений Apple) вскоре заработал как надо.
Читал я где-то, как Тима Кука, за экспансию Apple на заморские рынки дешевой рабочей силы, мешали с грязью. Но мы с вами понимаем, что это решение принимал не он, и что 1/20 доли мирового рынка для Apple было мало… Решение, после споров и дискуссий, было принято – и осуществление его было поручено Тиму.
Самым трудным на этом пути оказался iBook в полупрозрачном корпусе. Пользователи не заметили ничего… Если забыть про июнь-июль 2001 года, когда едва ли не каждый второй iBook был возвращен для ремонта или замены.
Это пятая часть серии про iBook, список предыдущих частей ниже:
Первая: Ноутбук в леденцовом стиле: iBook
Вторая: iBook: “еще кое-что”
Третья: Кругосветка Стива Джобса, и iBook
Четвертая: iBook G3 (Mid 2001): дайте порулить дизайнерам?
В Mac’овской прессе за 2001 и 2002 годы, про iBook “льдинку” написано столько всего хорошего… Усилия Apple были не напрасны: никто, даже условно приближенные из числа самых доверенных журналистов, о проблемах с браком в то время, похоже, не знали.
В одном из обзоров (достаточно доброжелательном), автор посоветовал Apple включить в комплект поставки iBook набор отверток, без которого добраться к самым интересным (для каждого пользователя?) внутренностям “льдинки” было невозможно.
В те времена Apple все еще стеснялась отправлять клиентов в “сервис-центры”…
Набор отверток действительно не помешал бы… Но кроме них, в комплект обязательно надо было добавлять специально обученных крошечных человечков (фиксиков?), потому что для дилетанта этот набор стал бы источником повышенной опасности.
Читатели отреагировали на этот обзор. Одна девушка заявила, что никаких отверток не нужно, ей достаточно монеты в 10 центов, чтобы подключить AirPort или увеличить объем оперативной памяти.
Про доступ к батарее никто даже не вспомнил, считая его своим неотъемлемым правом…
А модель за 1 299 долларов, с 64 Мегабайтами оперативной памяти (которая с CD-ROM), обвиняли в неспособности работать с Mac OS X. Обращаться к той самой девушке с 10-центовой монеткой за помощью критики, почему то, не стали.
Я пишу этот текст 16 октября 2018 года. 17 лет тому назад, в Купертино, состоялась пресс-конференция (Press Event), посвященная нескольким темам, в том числе и апгрейду iBook.
Еще одно “несмотря ни на что” прошло успешно. В модели с CD-ROM увеличили объем жесткого диска (с 10 до 15 Гигабайт), а в материнскую плату теперь впаивали 128 Мегабайт оперативной памяти. Теперь и эта модель была Mac OS X Ready.
В остальном она не изменилась, и стоила те же 1 299 долларов.
Модель с CD-RW “ушла”. Стив нечасто объяснял причины своих поступков, и этот раз не стал исключением. Просто прекратили её выпуск, и все. Много лет спустя я узнал, что не все из заказавших iBook (Mid 2001) CD-RW дождались её доставки. Те, кто ждал, надеялся и верил всему вопреки, были вознаграждены: в один прекрасный октябрьский день 2001 года им предложили вместо CD-RW (1 599 долларов), без доплаты, вариант с Combo. Этот вариант теперь стоил 1 699 долларов, но был мощнее – о нём мы поговорим прямо сейчас.
Причины? Вроде бы, бракованные приводы CD-RW.
В оставшихся двух “майских” моделях увеличили тактовую частоту процессора (до 600 МГц) и шины (до 100 МГц). iBook стал заметно “шустрее”. Если не нагружать его тяжелой работой, он почти не уступал профессиональному собрату.
iBook G3, при подключении внешнего монитора, не поддерживали режим расширения пространства рабочего стола. Внешний монитор мог дублировать экран ноутбука, и все. Поговаривают, что никаких технических причин для этого ограничения не было, и Apple умышленно блокировала этот режим, чтобы “льдинки” не отбивали покупателей у более дорогих и мощных Titanium PowerBook.
В базовой конфигурации с DVD-ROM увеличили объем жесткого диска, до 15 Гигабайт. Цена осталась прежней – 1 499 долларов.
Модель с Combo (DVD-ROM/CD-RW) подешевела до 1 699 долларов, объем жесткого диска в базовой комплектации был увеличен до 20 Гигабайт. Именно эту модель получили самые верные и терпеливые клиенты, которые ждали iBook (Mid 2001) CD-RW.
Тим Кук фактически переселился в Юго-Восточную Азию. Проблемы никуда не делись. Если бы все ввозимые в США “льдинки” сразу же отправлялись к покупателям, ни красота дизайна, ни яркий и четкий экран, ни прочие их достоинства, не спасли бы Apple от позора.
Первый каскад контроля был организован на заводах. К делу подключились партийные органы КНР, поскольку сотрудничество с Apple и тайваньскими капиталистами приносили в казну Поднебесной твердую валюту “ни за что”.
Как именно выглядело это “сотрудничество”, я догадываюсь. Как и вы. Не помогло.
Было еще несколько каскадов контроля, но все равно, финальную проверку перед тем, как отправиться к покупателю, проходил примерно два из трех. Что делали с отбракованными компьютерами, я не знаю. Разбирали на запчасти, возвращали в Китай или продавали в страны с неприхотливым населением?
Скорее всего, первое.
Продолжение следует
Обсудить историю Apple вы можете в нашем Telegram-чате.
Читайте также
Последние новости