Следующая новость
Предыдущая новость

Предвкушение iPad

01.02.2019 3:43
Предвкушение iPad

Период с 27 января по 3 апреля 2010 года был, наверное, самым волнующим в третьем тысячелетии. Люди обожают верить в чудеса, и продолжают верить в них даже когда уже точно и убедительно доказано что их не бывает – но на этот раз одно из них должно было вот-вот случиться… С расстояния в девять лет (пишу это утром 28 января, ровно через 9 лет после первого дня эпохи ожидания первого iPad), кажется что в это устройство поверили все и сразу, и что в 2010 году не случилось ничего особенного. Ну iPad, ну планшет, ну от Apple – это обыденно и привычно.

Были и восторженные отклики, сотни непризнанных авторов идеи планшета (такого же или еще лучшего чем iPad) невольно признавая значение этого события требовали частичку его неминуемого триумфа для себя – это было. Но были и, мягко говоря, другие мнения. Этого другого мнения было, по моему, даже больше чем “в прошлый раз”, по поводу iPhone.

То что Apple называла “революцией”, по мнению критически мыслящей публики, таковой не было, и не могло не обернуться самым страшным провалом. Хотя бы из-за того, что он, этот самый планшет, просто никому не нужен. Пусть даже фанатики, спонсируемые Apple, приобретут несколько тысяч “прокладок” и смутят пару-другую миллионов обывателей, на этом наваждение закончится.

А “интим” и “Интернет” в одной фразе, да еще и с намеком на какой-то “новый опыт” – это вообще что? Поисковые системы в ответ на запрос “iPad” предлагали тысячи таких статей, но уже в мае 2010 на месте большей их части были неживые ссылки…

Продолжение серии про iPad, предыдущая часть здесь.

Изобретатели планшета

Претендентов было много – еще один симптом успеха. Даже ничего не знать про суть чего-то, толпы внезапно появившихся из ниоткуда причастных к его появлению на свет не дадут ошибиться: это что-то получилось.

Всех кто и в самом деле поучаствовал в его создании (и тех кто пытался это сделать), не перечислишь.

Стив, в 1983 году, рассказывая каким он видит компьютер своей мечты, имел в виду вовсе не планшет, скорее ноутбук – но именно эти его слова стали вспоминать в 2010 “сапиенсы” (homo sapiens, разумный подвид нашего биологического вида), и это неслучайно.

В 1983 Стив говорил про компьютер размером с книгу, который можно освоить всего за 20 минут, связанный с всемирным хранилищем информации по радио, умещающийся в сумке. Кроме того, в 1983 компания Frog Design (разработчик дизайна Apple IIc) работала над дизайном планшета для Apple.

А технической стороной проекта занимался Стив Сакоман, в будущем менеджер проекта Newton. Загадочный портативный компьютер от Apple, исчезнувший без следа, вполне мог быть планшетом. Об этом проекте известно только что он был, что его инициировал один Стив, а руководил еще один Стив.

Newton MessagePad был еще одним “чего-то падом”, а в фиаско которое это устройство потерпело на рынке был виноват не сам Newton, а отрыв руководства Apple от реальности. У проекта был потенциал, это подтвердил бешеный успех Palm, всего лишь выполнившей “работу над ошибками” вместо Apple.

В 1992-93 разрабатывался еще один вариант Newton – с операционной системой от Mac’а, Macintosh Folio. Его дизайн заказали компании Tangerine (“Мандарин”) из Лондона.

Macintosh Folio после подключения клавиатуры (входившей в комплект) должен был превращаться в обычный Mac. Клавиатуру назвали Folio Keyboard. Для управления устройством должен был использоваться стилус (вместо мыши или вместе с ней – не знаю).

Предвкушение iPad

Macintosh Folio и Folio Keyboard

Tangerine разработала 25 эскизов, 4 из которых были приняты Apple, и отправлены в архив, проект был отменен – а владельца и главу компании пригласили на работу в Apple. Им был Джонатан Айв, тогда еще не кавалер ордена Британской Империи и не сэр Джонатан.

Самой заметной попыткой был Tablet PC от Microsoft, в 2001 году. Еще бы – интенсивная реклама, публичные мероприятия, заявления о том что мечты человечества сбылись. В 2002 начались продажи новинки, но…

До января 2010 года про планшет все еще говорили в будущем времени. Показанное Apple устройство было первым, похожим на настоящий планшет.

Был еще PADD, планшет в сериале “Star Trek: Enterprise”. Суперкомандер Т’Пол постоянно что-то читающая на нём в кафетерии звездолета – помните? Но это была фантастика, его никто не собирался производить и продавать.

А еще был патент на имя Стива Джобса, Джонатана Айва и нескольких других сотрудников Apple, полученный ими в Европе в 2004 году, в карандашной иллюстрации к которому было устройство один-в-один похожее на будущий iPad, но называвшееся “устройством”. В 2005 патент был зарегистрирован в США.

Отсудить у Apple права на конструкцию iPad пытались, безуспешно.

iPhone OS 3.2 – операционная система только для iPad

Предвкушение iPad

Название не соответствовало духу и вкусу Apple. Не может такого быть. Та Apple, которую мы знали, обязательно обратила бы внимание на это противоречие, и устранила бы его…

Apple все еще была той самой, название (единственное и самое лучшее, никакому другому не бывать) было придумано, вот только оно было уже занято компанией Cisco. Межсетевая операционная система (по-английски “Internetwork Operating System”) называлась IOS.

А в Apple придумали iOS. Где “i” – это как в iMac/iPhone/iPod, а “OS” обозначала в точности то же самое что и у Cisco. Лаконично и осмысленно – такое очень сложно придумать, это я без малейшей иронии. И за такую красоту стоит побороться.

Переговоры затягивались. Приятный и отзывчивый партнер (в эпоху кластеров на основе Mac’ов) уступать Apple не спешил.

А iPad надо было выпускать, и страдать из-за названия не стали. Систему первого iPhone, разработанную на основе OS X, так сначала и называли. Прецедент! У системы первого iPad основой была iPhone OS 3.1.3 – пусть будет iPhone OS 3.2. Умный поймет…

Концепция универсальных приложений, которые на iPhone вели бы себя как приложения для iPhone, а на iPad – как “родные” iPad-приложения, как мне кажется, дебютировала в третьей бета-версии iPhone OS 3.2. Могу ошибаться – но главной темой третьей беты было именно написание универсальных приложений. До того было непонятно, возможно ли это вообще.

В системе для iPad набор интерфейсных элементов был существенно расширен, но дело даже не в этом: процесс взаимодействия с пользователем можно было упростить. Из-за острой нехватки пространства (320х480, а палец – не курсор, он закрывает собой намного большую площадь, минимальные размеры кнопок и других активных элементов больше по размеру чем в просторных компьютерных интерфейсах), в iPhone очень часто приходилось организовывать целые цепочки переходов из экрана в экран. С этим мирились, иначе было никак. В iPad надо было действовать иначе.

Наставления по созданию “гуманного” интерфейса для iPad появились одновременно с первой бета-версией его системы и SDK. В App Store, помимо массы других правил и ограничений, всегда присутствовало требование строгого соблюдения iPad HIG.

iPad HIG сильно отличались от iPhone HIG. HIG это те самые “Наставления”, в оригинале Human Interface Guidelines, официальный перевод названия – “Наставления по созданию пользовательских интерфейсов”. Или “Правила…”.

Нарушение любого из постулатов HIG могло привести к отказу в приеме программы в App Store, причины появления в наставлениях некоторых требований так и остались для меня загадкой. Как и отношение приёмщиков App Store к нарушениям.

Оставим загадки App Store. Это отдельная тема. Главное – интерфейс программы для iPad практически никогда не мог совпадать с её интерфейсом для iPhone. Все остальное могло, и как правило в универсальных приложениях было общим для всех интерфейсов.

Начиная с третьей бета-версии, в документации которой были подробные инструкции как и что нужно делать (несколько страниц), к выходу iPad технологию гибридизации довели до блеска и совершенства.

В чем упрекали iPad

Предвкушение iPad

Его считали “просто большим iPhone”. По сравнению с традиционными смартфонами того времени, список функциональностей iPhone выглядел скромно, это факт. Зато всем что было в списке владелец iPhone мог пользоваться не читая никаких инструкций (которых и не было), а типичный пользователь BlackBerry или Nokia обходился двумя-тремя, не рискуя связываться с остальными. Но формально критики были правы: списки у BlackBerry, Nokia и похожих на них были огромны, в несколько раз большими чем у iPhone.

Все это унаследовал и iPad, но оказалось что это никого всерьез не беспокоит.

Закрытость, цензура (никакого порно, это же кошмар), невозможность вывода на печать, невозможность прямого доступа к данным в iPhone-подобных устройствах, и все такое.

Предсказуемо. Я до сих пор поражен: как кто-то в Apple решился пренебречь всеми этими претензиями в 2007 году (точно зная что они будут), правильно оценив ситуацию.

Продолжение следует

Обсудить историю Apple вы можете в нашем Telegram-чате.

Источник

Последние новости