Следующая новость
Предыдущая новость

iPhone OS 4…

04.02.2019 1:23
iPhone OS 4…

Эта пресс-конференция “только по приглашениям” состоялась 8 апреля 2010 года в Купертино, по адресу Infinite Loop 4. На конференции гостям представили следующую версию мобильной операционной системы компании, пообещав выпустить её летом… Вышедший 8 апреля 2010 года Developer Preview новой операционной системы и её SDK, исключительно для официально зарегистрированных разработчиков, назывался iPhone OS 4 Beta. После этого, с интервалом примерно в 2 недели, вышли еще три бета-версии, и все они назывались iPhone OS 4 Beta X, где X – число от 2 до 4. 7 июня систему переименовали в iOS, а еще через две недели, 21 июня, iOS 4.0 официально вышла в свет.

То есть, такая операционная система все-таки была. Вот картинка с приглашения:

iPhone OS 4…

В самой компании систему уже давно называли словом из трех букв. Только Стив пытался соблюдать закон, и называл систему iPhone OS 4, но даже он один раз оговорился. Другие видимо так и не смогли преодолеть себя. Слова из трех букв непобедимы.

В один из дней между 8 апреля и 7 июня 2010 года (точная дата неизвестна) Apple и Cisco подписали соглашение. Apple получила лицензию на использование торговой марки iOS, права на которую принадлежат Cisco, для обозначения своей мобильной операционной системы. Права на торговую марку “iOS” до сих пор принадлежат Cisco, Apple пользуется ей по лицензии…

Это деcятая часть серии про iPhone и ему подобных, предыдущие части здесь:
Первая часть: MacWorld Expo 2007;
Вторая часть: Touch-интерфейс приходит на iPod;
Третья часть: iPhone для предприятий, iPhone SDK и App Store;
Четвертая часть: Леопард переселяется в iPhone.
Пятая часть: Следующий шаг: iPhone 3G, iPhone OS 2.0 и много чего еще…;
Шестая часть: iPhone OS 2.1, уже не бета-версия…;
Седьмая часть: iPhone OS 3.0 и поле искажения реальности;
Восьмая часть: iPhone 3GS – на 2 грамма легче, в 2 раза быстрее…;
Девятая часть: iPod touch третьего поколения, и другие iPod’ы….

Бабочки в животе…

Есть такое выражение в английском языке – “бабочки в животе”, оно обозначает сильное беспокойство. Продажи iPad начинались 3 апреля 2010 года, в 9:00 по местному времени на всей территории США. Месяцы напряжения всех сил и без выходных закончились. От тех кто создавал iPad больше ничего не зависело.

Напряжение и аврал наступили у службы логистики, а у инженеров и менеджеров наступил самый тяжелый и бесконечный период жизни: а вдруг они не прийдут и не купят? Или еще хуже – купят, но какая-нибудь из устраненных проблем iPad вдруг вернется (такое бывает), или проявится что-то еще, ужасное и неприятное, незамеченное разработчиками и тестировщиками?

Пришло время тех самых “бабочек в животе”. Но… 300 000 iPad куплено за первые 24 часа. 8 апреля, на 10 часов утра по тихоокеанскому времени, за пять дней с начала продаж, их уже было продано 650 000. Проблемы были, но другие: не хватало iPad’ов. Объёмы продаж были неожиданностью для самой Apple, никто не ожидал такого ажиотажа. Такого никогда еще не было…

С самими iPad’ами проблем не было, только единичные случаи – и вот пресс-конференция, очередной следующий поворот колеса истории – это я без малейшей иронии.

Пересматривая видеозапись пресс-конференции я заметил кое-что, ускользнувшее от моего внимания в 2010: устройства от Apple все еще были лидерами в Интернете, в сети их было 64%. Меньше чем раньше – но больше все-таки. А вот второе место, с 19%, занимал Android, которого еще полгода назад почти не было видно. Сильный конкурент, и доля его быстро росла. Как раковая опухоль.

Вот видео: (длительность – 00:59:48)

В информации к видео указана неверная дата (пресс-конференция состоялась 8 апреля, а не 11), и система названа iOS 4. Но качество ролика приличное.

iPhone OS 4

В новой версии, как обычно, было более 1 500 новых API и более 100 новшеств на уровне обычного пользователя.

На пресс-конференции рассказали только о семи новых больших новшествах из ста, лишь скользь упомянув некоторые другие. Естественно то, о чем рассказали, было интереснее остальных новшеств, но теперь не терпелось узнать о чем они умолчали. Маркетинг!

Про многозадачность от Apple – чуть ниже. Остальные шесть инноваций были и интересны, и важны – но ни одна из них не была воспринята столь по разному, и не вызывала столько споров.

iPhone OS 4…

Папки. Идея простая, и потребность в ней давно назрела – iPhone OS 3.х ограничивала число установленных приложений: их не могло быть больше 180. Больше на 11 страницах домашнего экрана не умещалось.

А пользователи распробовали App Store, и вошли во вкус. Увеличить число страниц было несложно, но и 11 страниц было слишком много. Папки, включающие до 9 приложений, в закрытом виде занимающие место одного приложения. При желании, теперь можно было установить более двух тысяч приложений… или разместить имеющиеся полторы сотни на двух или трех экранах.

По моему, реализация работы с папками в iOS – один из шедевров Apple. Просто, логично и ничего лишнего. Запоминается с первого раза.

Улучшения в почтовом клиенте (ни одного “мимо тазика”), iBooks для iPhone и iPod touch – во многом такая же (программа – значит “она”?), как и на iPad. Game Center – остроумная социальная сеть для игр и развлечений, самая забавная из всех социалок виденных мной.

Масса улучшений для корпоративных пользователей – с особой лицензией для крупных организаций, которые имели право на собственный корпоративный App Store. Круто.

И iAd. Затея почему-то не пошла – а жаль. 85 миллионов iPhone и iPod touch, а в удачной программе пользователи сидят часами. Добавив в приложение поддержку iAd – и все. А заботы о контенте и учете их просмотров берет на себя Apple, она же платит 60% прибыли – создателю приложения, выделившему место для рекламы.

Популярные приложения генерировали бы приличные рекламные поступления, бесплатные приложения могли бы оставаться бесплатными, их авторы покупали бы больше Mac’ов и других устройство от Apple – если захотят, конечно.

Если бы ролики настоящих рекламодателей были такими же увлекательными как примеры рекламной мультимедиа от инженеров и маркетологов Apple, показанные 8 апреля…

Многозадачность

Вечером 8 апреля многие СМИ сообщили, что на пресс-конференции в Купертино Apple объявила о внедрении многозадачности в следующей версии iPhone OS. Процитировали Стива: “как и с Copy-Paste, мы не стремились быть первыми, мы хотели быть первыми кто сделает это (многозадачность) как надо”.

“Apple неспособна реализовать простую и обычную многозадачность, какой позор!” – это обобщенная цитата из многочисленных СМИ того времени. И вот – свершилось?

Нет. Многозадачность невозможно было внедрить в iPhone OS: её поддержка была в этой системе с самого начала. На нескольких уровнях. И использовалась, в системе постоянно трудились несколько процессов, без которых она не смогла бы выполнять свои базовые задачи.

Использовать многозадачность в приложении было легче легкого: механизмов для этого в ней было несколько, один лучше другого. Это было запрещено, для чего были серьёзные и уважительные причины. В приложении предназначенном для нелегальных каналов сбыта многозадачность применялась легко и непринужденно – с ожидаемыми последствиями.

iPhone OS была с нечеловеческой тщательностью сбалансирована, иначе она просто не смогла бы работать. Заряд батареи исчезал бы за минуты, устройство нагревалось и его внутренности выгорали – пока инженеры Apple не добавили в комплекс систему раннего обнаружения перегрева, с принудительным выключением устройства в качестве последней меры защиты.

Тему корректнее было бы назвать “имитация поддержки многозадачности в приложениях при минимальном или нулевом использовании средств многозадачности”. Корректнее, но не правильнее. Стив и Скотт этого и не скрывали, просто не фокусируя внимание публики на вопросах, рассмотрение которых погрузило бы 9/10 присутствующих в спячку.

Термин “многозадачность” можно понимать по разному. У пользователя появились новые возможности – быстрое переключение между приложениями, сохранение приложениями их состояния… Строго говоря, многозадачность в этом почти не участвовала. В момент переключения на другое приложение, система автоматически фиксировала состояние текущего, и сохраняла его где-то в памяти – и приложение замораживалось. То есть, оно выключалось – но в списке “фоновых приложений” появлялась его иконка, в любой момент его можно было вернуть к жизни и продолжить с того же самого места.

Fast Application Switching было представлено как седьмой сервис многозадачности. Другие шесть сервисов позволяли ограниченному набору задач выполняться в фоновом режиме, под пристальным контролем системы. Со временем число сервисов росло, но правила оставались те же: фоновое исполнение задачи могло быть прервано в любой момент. Из-за злоупотреблений самой задачей, но не только. Причиной мог стать дефицит ресурсов к которому уничтожаемый процесс не имел отношения.

Fast Application Switching был пользовательским интерфейсом “многозадачности” в iPhone OS, и именно он был главным новшеством новой системы. И сделан он был “правильно”.

Начиная с iPhone OS 4 Beta 3, в этом интерфейсе появился способ удаления приложений из списка. Даже в замороженном состоянии приложения занимали место в постоянной памяти, и частичку оперативной – для ускорения процесса “воскрешения”. С тех пор набор функциональностей практически не менялся.

Критических замечаний было много, от абсолютно идиотских до вполне разумных.

Не знаю к каким из них отнести вот это: “совместимость приложения с многозадачностью требует его доработки разработчиком” – и это, по мнению процитированного источника, кошмар и ужас, крест на всех преимуществах и тому подобное.

Доля истины в этом замечании была: для совместимости с Fast Application Switching и в самом деле нужно было “переработать”. Собрать для iPhone OS 4 (или для iOS 4). И все. Для устранения проблемы, начиная с 21 июня (дня выхода iOS 4), в App Store принимали только приложения способные участвовать в Fast Application Switching. Творцам тех что были размещены в App Store до этого дня отправляли предупреждение: “до такого-то срока устраните несовместимость с FAS, иначе приложение будет удалено из Store”.

Продолжение следует

Обсудить историю Apple вы можете в нашем Telegram-чате.

Источник

Последние новости