В новой версии операционной системы названной Lion (Лев) было ошеломляющее число новшеств, поэтому на самое важное из них не сразу обратили внимание. Впервые в новой истории компании у новой системы не было серверного варианта, вместо него…
Те, кто считает потуги Apple на серверном фронте изначально лишенными смысла, не прав. В 1997 году произошло слияние двух компаний, крошечной NeXT и огромной Apple, одно из самых необычных слияний в письменной истории человечества. Если верить документам, а мы то с вами знаем что этого делать нельзя, Apple поглотила NeXT с её проектами, людьми и наработками. На самом деле все было наоборот.
Главой Apple, после короткого периода сомнений и нерешительности, стал Стив – глава, собственник и создатель NeXT. Ключевые позиции в новой Apple заняли управленцы NeXT. Или приглашенные ими специалисты со стороны. Это было не поглощение, а пересадка головного мозга.
Вместе с операционной системой, WebObjects, EOF и профессионалами в нетипичных для Apple областях индустрии, новая Apple приобрела еще кое-что: уникальный опыт создания комплексов управления крупными предприятиями (направление Enterprise).
Несмотря ни на что, Apple все еще лидировала в секторе бытовой компьютерной техники, где её репутация, изрядно подпорченная неудачами последних лет, была неоспорима. Стив утверждал что это у неё в ДНК – поэтому усилия были сконцентрированы на этом секторе. С ресурсами было не очень, и инвестиции в направление Enterprise были минимальными. Это не было чьим-то злым умыслом: денег действительно не хватало.
А всё, что не развивается, отстает…
Это продолжение серии про последствия WWDC 2011, предыдущие части здесь:
Первая часть: WWDC 2011: Apple уходит на облака…;
Вторая часть: WWDC 2011: Про убийство;
Третья часть: iCloud, по другую сторону экрана;
Четвертая часть: Управление памятью и сборщики мусора;
Пятая часть: Революция 2011 года: ссылки, сборщики мусора.
Серверный вариант Снежного Барса был полноценной серверной операционной системой, очень востребованной везде где основным средством производства были Mac’и. 12 лет на “голодном пайке” сказывались: её трудно было отнести к лучшим операционным системам этого класса по “тактико-техническим” характеристикам.
Зато успешно и продуктивно использовать было ненамного сложнее чем обычной Mac OS X, с этим справлялись “продвинутые” Mac’овские пользователи. Неудивительно: это была та же самая операционная система, с несколько иными настройками и огромным набором виртуозно адаптированного к ней и предустановленного программного обеспечения.
Создать, настроить и запустить сервер можно было даже не прибегая к командной строке, с помощью приложений написанных по всем правилам Mac’овского интерфейса. В них из потенциала серьезных пакетов использовался минимум – необходимый и достаточный для самых типичных вариантов применения. Если требовалось большее, а также если при облегченной настройке совершалась ошибка, без командной строки и погружения в Unix было уже не обойтись.
Но и это не было проблемой: в конце концов, в пользовательской документации об этом не раз предупреждали, и рекомендовали пройти курс выживания в цифровых джунглях. Даже в самых сложных случаях любой умеющий учиться (а хорошие специалисты в прикладных областях, как правило, владели этим темным искусством) должен был разобраться.
Серверный “Снежный Барс” обходился покупателю в 500 долларов. Если не покупать его вместе с Mac mini Server или Mac Pro Server, где система была предустановлена, а сами они заведомо отвечали требованиям северной системы.
На границе десятилетий для руководства компании всё уже было предельно ясно: доллар вложенный в развитие бытового направления приносил на порядок большую отдачу, чем вложенный в направление Enterprise. А годы на голодной пайке и на вторых ролях не могли не сказаться на потенциале этого направления.
Всерьез занявшись возвращением утраченных позиций, все еще можно было исправить, но это обошлось бы очень недешево. Даже при самом благоприятном развитии ситуации, никто не мог гарантировать успех.
Выдернуть штепсель из розетки и объявить об уходе компании из этого сегмента?
Нет. Уходить надо постепенно. Но так, чтобы все кто зависит от серверных технологий компании всё поняли, и своевременно приняли правильные решения. И… Xserve ушел в прошлое, Mac mini Server был первым намеком, Mac Pro Server – еще одним.
И вот – третий намек.
У новой версии операционной системы не было серверного варианта. Вместо этого, в Mac App Store, за 50 долларов (49,99 – но нужна ли такая точность?) можно было приобрести приложение Server.app. В версии 1.0. Вместо 500 долларов!
Когда серверные технологии воспринимались Apple всерьез, установить серверную Mac OS X на ноутбук без обмана установщика было невозможно. Настоящий сервер не может быть переносным.
Теперь этого требования не было. Ограничений вообще почти не было!
Сказать что этот шаг вызвал восторг у потенциальных покупателей Server.app – это ничего не сказать. В описании приложения в Mac App Store сообщалось, что это изделие (в 10 раз более дешевое чем полноценный серверный Снежный Барс) способно превратить любой Mac (даже MacBook Air) в полноценный сервер. Вы бы поверили?
На всякий случай, нашлись те, кто предпочел все-таки попробовать это приложение, это было проще и дешевле чем искать что-то чуждое и заведомо более сложное. И результат был не менее сенсационным, чем превращение целой операционной системы в обычное приложение из Mac App Store: написанное в аннотации было чистой правдой, хоть и не для всех случаев. Приложение просто работало.
Приложение, при установке, тащило за собой массу специализированного программного обеспечения, заботливо адаптированного к OS X, настройки серверного Снежного Барса с неменьшей заботой и педантично наследовались Server.app 1.0, даже если в приложении не было никакой возможности их повторить.
Зато серверный Лев отлично подходил на роль “пастуха” стад iOS-устройств, видимо это был первый случай использования “больших кошек” для этой тонкой работы. Снежный Барс тоже это умел, но Лев делал это намного лучше.
Серверов на MacBook Air я не видел, но это не значит что их не было.
К каждой новой версии OS X (и macOS) прилагалось серверное приложение: Server 2.0, Server 2.1 и так далее. В приложении появлялись новые функции, как правило более чем привлекательные, ценность которых была очевидна даже не самым большим специалистам по серверам.
Параллельно шла неспешная подспудная деградация технологии. Инженеры, многие еще из NeXT, уходили из компании. На их место или не приходил никто, или приходили другие, талантливые и знающие, но все-таки не те.
В 2018 накопившиеся небольшие изменения привели к закономерному результату. Но это совсем другая история, до которой мы когда-нибудь дойдем.
Продолжение следует
Предлагаем подписаться на наш канал в «Яндекс.Дзен». Там вы сможете найти эксклюзивные материалы, которых нет на сайте.
Читайте также
Последние новости