На этот вопрос есть несколько ответов, и все они – правда. Самый простой: потому что его назначил на это пост совет директоров компании. Потому что назначить Тима Кука на этот пост предложил Стив. А почему предложил – в двух словах не расскажешь… А почему Стив должен был рекомендовать кого-то другого? По известным причинам, Стив не мог оставаться главой Apple. С вероятностью почти в 100% еще одного Стива Джобса в мире не было. У Стива был талант превращать серое и унылое, отравлявшее людям жизнь в бестселлеры, в нечто настолько понятное и очевидное, что цена уже не имела значения.
Безумно великие проекты – это чрезвычайщина. Подобрать ярких талантливых инженеров, внушить им маниакальную уверенность в важности того чем они занимаются, и несмотря ни на что, преодолевая все препятствия, заставить их создать невозможное.
Плюс интуиция на грани с фантастикой, умение увидеть то, что не видит никто – но это не менеджмент. Это Стив Джобс.
Гений? Похоже на то. Душа Apple? Можно поспорить, но что-то в этом есть. Поэт? Но вот хорошим менеджером он никогда не был. И организатором он был “на троечку”. Поэзия физически несовместима с рутиной, с педантичным выполнением невкусных и не самых захватывающих задач, к тому же все они отвлекают от того, что больше никто не сделает.
До 1997 счет удач и неудач Стива Джобса был не в его пользу. NeXT и Pixar были невелики, скучных рутинных подробностей относительно немного – а в Apple Computer начала 80-х за эту сторону вопроса отвечали другие.
Невнимание к деталям в начале 80-х стабильно приводило к неудачам: Apple III, Lisa, Macintosh. О том что последние два проекта были неудачны, можно поспорить, оба были безумно интересны и важны, но от них ждали большего. Вы думаете что я что-то путаю, ведь Macintosh – это успех?
Если бы в 1985 году Стива не “ушли” из компании, проект Macintosh имел все шансы стать еще одним провалом. Настоящая история Mac’ов началась в 1986, с выходом Macintosh Plus. Концепцию которого Стив отвергал, эмоционально и не стесняясь в выражениях, и называл “убогой полумерой”.
До 1997 у него был миллион поводов перепроектировать себя как если бы он был одним из потенциально очень перспективных и нужных людям устройств, с которым в его нынешнем виде что-то явно не так…
Это начало серии про Стива Джобса, Тима Кука и перспективы Apple в наши дни.
О том как Стив вытащил Apple из уже почти поглотившей компанию тьмы, написаны статьи и книги на десятках языков. Никто кроме Стива не смог бы справиться с этим, в этом нет сомнений – но один очень важный момент, как правило, остается за кадром.
Он не такой захватывающий. Даже скучноватый. У этого момента есть имя – Тим Кук. В то время главный операционный директор Compaq. С 15-летним опытом руководства этой не самой вдохновляющей стороной дела в IT-компаниях.
Отчасти это было похоже на совращение с истинного пути Джона Скалли в 1983 году. Как и Скалли, Тим вовсе не хотел уходить из Compaq, но Стив есть Стив. Тим оставил Compaq, благополучную компанию, ради тонущей обреченной Apple – удивив всех кто его знал.
Поле искажения реальности, да? Но ведь все получилось! Скорее “поле исправления…”
Тим Кук взял на себя управление компанией в самое трудное время, Стив занялся тем, что не смог бы сделать никто кроме него. Рутина, организация, контроль за исполнением, всё машинное отделение компании стоимостью в миллиарды долларов были в руках не менее талантливого в своей области человека, чем Стив – в его области.
В марте 1998 года Тим Кук стал старшим вице-президентом Apple Computer по всемирным операциям.
Наверное, так и было задумано: Тим неразговорчив, тщательно обдумывает слова, может промолчать – если не знает что сказать. Тщательно контролирует эмоции. По словам тех, кто с ним непосредственно работал (это руководители проектов и крупных подразделений, в ранге вице-президентов или директоров), работать с ним было… легко.
Несмотря на всемирно известные “странности” – телефонные совещания по воскресеньям для уточнения планов на предстоящую неделю, его утомительная привычка отправлять по электронной почти инструкции и вопросы по электронной почте начиная с 4:30 утра. Это не все странности, но думаю что перечисленного хватит.
Огромный и полуразрушенный недавними массовыми сокращениями механизм компании вскоре заработал как отличные швейцарские часы, теперь он контролировался на всю его глубину и отлично управлялся. iMac был первым экзаменом для Тима Кука и его команды, и жесточайшим стрессом.
В индустрии отлично знали как обстоят дела в Apple Computer. Сотни бывших сотрудников этой компании теперь работали у конкурентов, в Apple у них оставались знакомые – в этом бардаке, даже если бы случилось чудо и “выскочка Джобс” придумал бы что-то достойное внимания рынка, организовать производство этого чуда, его доставку потребителям и сами продажи было бы абсолютно нереально.
Особенно если командовать будет он. Примеры производственных ляпов Стива были уже хорошо известны публике, поэтому она запаслась попкорном, и ждала развязки.
В мае 1998 Стив представил “чудо”, лишенное обычных для пользователей Mac’ов средств коммуникации с периферией и привода для дискет, да еще и с провально большим числом на ценнике – об этом даже не смеялись – это был конец. Даже если им удастся выпустить тысячу или две экземпляров полупрозрачного бреда (что они там курят?), кто это купит?
Мы не знаем чего стоил первый iMac Тиму и его команде. Это был подвиг – о котором за пределами компании мало кто знал. Стив знал, и по достоинству его оценил.
Тим получил повышение, теперь он был исполнительным вице-президентом по всемирным операциям и продажам Apple Computer, вторым человеком в компании.
И за все 13 лет Тим ни разу не подвел. Ситуации случались самые сложные и неприятные, но компания продолжала работать четко и без сбоев.
Организация производства и продаж iPod, розничные магазины Apple, переход с PowerPC на Intel, ликвидация проблем с производством (в Китае) комплектующих и изделий Apple, и многое другое: то, что осталось за кадром. Воскресное телефонное совещание, письма с вопросами и инструкциями с 4:30 утра и “работа прежде всего”. Да человек ли он вообще?
В 2004, 2007, 2009 и 2011 Тим Кук уже исполнял обязанности временного главы компании. Успешно. Почти без ошибок.
Лучшего временного исполняющего не было: Тим был “в теме”, его подчиненных приучены к самостоятельной работе, и едва ли кто-то еще мог бы справиться с утроенной нагрузкой.
Это было одним из самых тщательно охраняемых секретов компании, но еще в 2004 году у совета директоров Apple (тогда еще Apple Computer) был “запасной план” на случай если Стив внезапно утратит возможность управлять компанией.
Еще одного Стива Джобса не было. Из всех остальных лучшим кандидатом на пост главы компании был Тим Кук. Возможно, лет через пять или десять, Скотт Форстолл тоже стал бы достойным кандидатом, его артистизм, упорство и нестандартное мышление были бы несомненно полезны, но его конфликт с “группировкой” Джонатана Айва, займи он высший пост, привел бы к её устранению и нанес бы Apple огромный ущерб. Форстолл не пошел бы на компромисс – это не его стиль. Мини Джобс?
Кандидатура Форстолла даже не обсуждалась.
24 августа 2011 года Стив покинул пост главы компании, но не ушел из неё: он возглавил совет директоров. Председатель совета директоров – высшая власть в компании.
Ожидалось что он, справившись в очередной раз с осложнением, будет активно влиять на развитие стратегических планов компании. И Скотт Форстолл, скорее всего, не ушел бы из компании – решением вопросов связанных с кадрами высшего персонала занимается как раз совет директоров.
Но на этот раз всё пошло по худшему сценарию…
Продолжение следует
Обсудить историю Apple вы можете в нашем Telegram-чате.
Читайте также
Последние новости