Следующая новость
Предыдущая новость

Рождение “яблочного” процессора

06.04.2019 17:52
Рождение “яблочного” процессора

В молодости у Apple Computer было много странных увлечений. Одним из них был проект Aquarius (водолей), но о нем уже давно помнили только в очень узких кругах: вскоре после этого компания пошла в разнос, совершала ошибку за ошибкой, и было не до того… В 2011 году Тим Кук, между делом и в обычной для него суховатой манере (что делать, не поэт), напомнил об этой истории – и более того, сообщил о планах компании наступить на те же самые грабли. Реанимировать проект Aquarius и вложить в него 3,9 миллиардов.

В сентябре 2012 года Apple представила публике результат этой сумасшедшей затеи, а в конце октября того же года – еще один. КнК-чипы на основе 2-ядерного Swift, процессора самостоятельно разработанного Apple.

“В 80-х Apple Computer потратила на это четыре года, и не смогла – а Apple XXI века всего за два года!” – могли бы написать СМИ, но ничего подобного мне не попалось. Писали о чем угодно: о том что теперь мы все в ужасных щупальцах Apple, что наши iPhone и iPad следят за нами, про всемирное правительство, про секретный объект Apple в Неваде на котором десятки тысяч сотрудников отслеживает и анализирует каждый шаг любого из нас.

Публика предпочитает поэзию с уклоном в конспирологию.

Два года на разработку собственного процессора? Кроме специалистов это никого даже не удивило. Последние слишком хорошо понимали что не только за два года, но даже за десять лет разработать подобное невозможно. Оба мнения были ошибочны…

Это продолжение серии про процессоры от Apple. Предыдущие части:
— Первая часть: В тени Apple A4.

Начало

В один из дней одного года (никаких сведений, даже недостоверных, скорее всего нет), в одном из помещений Apple, может быть даже на принадлежащем Apple в штате Невада, состоялось совершенно секретное совещание. Кто-то фантастически проницательный предсказал, что успех проекта “M68” приведет к нежелательным побочным эффектам.

Его успех очень вероятен, почти неизбежен. Успех попытаются повторить, и кому-то это обязательно удастся. Придумать и осуществить M68 могла только Apple, но качественно скопировать предмет ажиотажного спроса могут многие.

Этому соблазну не может не поддаться Samsung, единственная в мире компания которая производит процессоры отвечающие требованиям M68 – поскольку сама разрабатывает устройства схожего назначения.

Нужно заранее продумать меры противодействия возможным последствиям…

Одним из пунктов, скорее всего, был посвящен разработке собственных процессоров. Из компаний-разработчиков микропроцессоров лишь у единиц были свои производственные мощности (например, у Intel и Samsung), остальные относились к классу “fabless”.

Это совещание, скорее всего, произошло в первой половине 2007 года. По всем пунктам были подготовлены и проработаны планы действий, службе внешней разведки поставили задачи… У Apple нет внешней разведки?

M68 (он же Purple 2, он же первый iPhone) имел успех. Первые охотники за “синей птицей” появились на радарах Apple почти сразу, но планы противодействия были активированы в сентябре-октябре 2007, когда в охоту включилась Samsung.

Есть ли у вас план, мистер Джобс?

Доказать существование предварительно продуманного плана невозможно. Все это могло быть гениальной импровизацией. Стив ведь гений? Понюхал воздух в микропроцессорном подразделении, загипнотизировал сотрудников обаятельной людоедской улыбкой, задал с десяток вопросов – и вперед?

Нет: Стив Джобс в комиксах и настоящий Стив Джобс – это совершенно разные люди. Это во-первых. Во-вторых, на процессорном направлении, в одно и то же время, происходили события, дополнявшие одно другое и работавшие на общий результат.

Они сошлись в этом результате как фрагменты пазла.

Опыт, сын ошибок трудных

В апреле Apple завершила процесс поглощения P.A. Semi, компании с которой в 2004-2005 годах у неё был “роман” с самыми серьезными намерениями. Процессор PWRficient PA6T и его потомки стали бы основой Mac’ов, но их массовое производство могло начаться лишь во второй половине 2007 – что было совершенно неприемлемо для Apple.

В P.A. Semi считали что Apple Computer совершила акт вероломного предательства. Дэниел Доберпул (глава P.A. Semi) был уверен что решение о переходе Apple на Intel – блеф, ход в переговорах с ним, давление с целью снижения цен.

Поглотить P.A. Semi было даже сложнее, чем купить Intel или IBM (на счетах Apple было примерно 60 миллиардов долларов, денег хватило бы): здесь к ним относились хуже чем к фашистским оккупантам. Кроме эмоций были и другие препятствия: контракты на поставку огромных тиражей PWRficient PA6T-1682M, в том числе “пожизненный” с министерством обороны США.

Решение всех вопросов (одно противостояние с министерством обороны в суде чего стоит) заняло почти полгода. Поглощение состоялось в апреле 2008 года и обошлось Apple в 278 миллионов долларов.

Это поглощение стало сенсацией и вызвало массу вопросов. P.A. Semi специализировалась на разработке PowerPC-процессоров, и никогда не занималась ни ARM, ни x86, ни чем-то еще. Уж не собирается ли Apple “кинуть” Intel, и совершить обратный переход?

P.A. Semi, основаная в 2003 году, была очень молодой компанией. Безумно талантливой, их PWRficient был, наверное, самой яркой вариацией на тему PowerPC в истории платформы. Поглощение яркой молодой компании занимавшейся исключительной самой ненужной для Apple деятельностью выглядело странно.

Как вы себе представляете яркую молодую компанию? Банда талантливых выпускников университетов, с патлами всех цветов радуги и пирсингом в самых неожиданных местах, свирепо глумящаяся над ретроградами-конкурентами?

Вы угадали. Средний возраст 150 инженеров работавших в молодой компании был около 40 лет. За редким исключением, это были ветераны отрасли, участники (в том числе самые что ни на есть ключевые) десятков исторических проектов: DEC Alpha, StrongARM, Itanium и тому подобных.

В Apple согласились перейти не то 120, не то вообще 100 человек. Главы компании среди них не было. Через месяц или два СМИ наслаждались сенсационным скандалом: будто бы все бывшие инженеры P.A. Semi, возмущаясь правилами внутреннего распорядка в новой компании, покинули её. 278 миллионов долларов выкинуты в мусорное ведро!

На самом деле, с правилами внутреннего распорядка не согласилось человек 20, из них кто-то и в самом деле ушел – но Стив легко пошел на смягчение правил (что такое какие-то правила по сравнению с мировой “яблочной” революцией?), инцидент был исчерпан.

Ключевые фигуры

Рождение “яблочного” процессора

Опыт поглощенной компании – это важно, но сам по себе опыт ничего не создает. Проекту нужен сильный и неординарный лидер. А лучше несколько лидеров, потому что это самый критичный компонент любого серьезного проекта.

Сколько было претендентов – неизвестно. В СМИ засветился только один из них, человек более 30 лет проработавший в одном из процессорных подразделений IBM, большую часть которых его возглавлявший. Марк Пейпермастер.

Подразделение разрабатывало процессоры для мощных серверов. Марк был в курсе всех планов и проектов компании, допущен к самой чувствительной информации и его желание перейти в Apple привело к конфликту между двумя гигантскими компаниями.

Стив клялся что серверное направление Apple не интересует. Это было чистой правдой, но в IBM в это не верили. Скандал, суд, и решение суда запрещавшее Марку в течение какого-то времени поступать на работу в Apple.

В конце концов, через несколько месяцев, Марк стал сотрудником Apple (в ранге старшего вице-президента), но через полгода был отправлен в отставку. Не подошел. Официальная версия: “не смог адаптироваться к корпоративной культуре Apple”.

Может и правда не смог – но скорее всего, другой претендент оказался лучше. Это Джони Сруджи (Johny Srouji), араб христианского вероисповедания из Хайфы (Израиль). О нем в 2008 году не писали.

Его послужной список менее впечатляющ чем у Марка: три года проработал инженером-исследователем в израильском отделении IBM, с 2003 по 2005 был старшим менеджером в отделении Intel в Хайфе (именно в то время, и именно в этом отделении, была разработана архитектура Core – вот только имел ли Джони отношение к этому проекту неизвестно), а в 2008 году, когда его пригласили в Apple на должность вице-президента по технологиям аппаратного обеспечения, был техническим менеджеров в процессорном отделе IBM.

Именно он в 2008 году создал и возглавил подразделение по разработке электронных компонентов Apple, и под его руководством был разработан Apple A4. Постепенно, шаг за шагом, внутри Apple возникала “полупроводниковая компания без производства”, та самая “fabless”-компания.

Apple A5 и Apple A5X стали следующей вехой на этом пути. При разработке Apple A4 без помощи и участия инженеров Samsung обойтись было невозможно, при разработке A5 и A5X она уже не потребовалась.

Собственный процессор, Swift, разрабатывался с 2009 или 2010 года, и в самом конце 2010 его прототип, по результатам испытаний, вышел на финишную прямую. Работы оставалось еще очень много, но было ясно что процессор получился.

И тогда Тим Кук сообщил о планируемом Apple воскрешении проекта Aquarius.

Процессор Swift дебютировал в чипе Apple A6 12 сентября 2012 года, в iPhone 5. 23 октября 2012 года он вышел в свет в составе еще одного чипа, Apple A6X, в iPad четвертого поколения.

Продолжение следует

Предлагаем подписаться на наш канал в «Яндекс.Дзен». Там вы сможете найти эксклюзивные материалы, которых нет на сайте.

Источник

Последние новости