Это случилось 9 сентября 2014 года, в Купертино, в театре De Anza College, известном как Flint Center. Именно здесь Стив представил самый первый Mac 24 января 1984 года. Здесь же и он же, 6 мая 1998 года, показал первый iMac. И вот – часы. Часы?
Публика постоянно ждет чего-нибудь новенького. Это наркотическая зависимость, с этим уже ничего не поделаешь. На этой зависимости, как и на всех других, очень хорошо греют руки слишком многие компании. И люди, владеющие ими и даже просто работающие в них.
Жажда новых ощущений – болезнь, опасная в её особо острой форме. Год или два назад СМИ рассказывали о китайце, продавшем собственную почку чтобы купить модный гаджет и умершем из-за осложнений. Но такие случаи, к счастью, единичны. Может быть это даже не болезнь. Человечество просто нашло себе новую игрушку, вместо войн.
Положительного в этой жажде больше. Самые волнительные ощущения получают те, кто участвует в создании всего этого “новенького”, из-за зависимости публики спрос на них постоянно растет – а с ним растут уровень образования, доходы, и тот самый спрос.
Когда Apple потеряла Стива Джобса, многие опасались что непревзойденный источник чудес теперь пересохнет. Появятся новые, но другой Apple в мире нет, и скорее всего уже никогда не будет. Подражатели – рабское племя, в принципе неспособное придумать что-то по-настоящему новое.
В апреле 2014 года Тим Кук пообещал до конца этого года представить публике новую категорию чего-то. Не уточняя чего именно и в какой области. Когда традиционное сентябрьское мероприятие Apple (в эпоху iPod называвшегося “музыкальным”) было объявлено, и местом его проведения оказался Flint Center, сердца знатоков забились в радостном предвкушении.
Что бы догадаться что недосказал Тим, не требовался аналитик с опытом работы в ЦРУ или ФСБ: умные часы. Умные телефоны и планшеты больше не были “чем-то новеньким”, они стали неотъемлемой частью жизни, спрос на них продолжал расти – но медленнее. И так хотелось чего-то еще. Это “еще” вот-вот должно было появиться по-настоящему. В течение нескольких лет одним из самых многообещающих направлений в мире бытовой электроники были умные часы.
Вот только Apple почему-то не спешила ввязываться в эту вакханалию, а без неё успехи на этом фронте стремлений к наслаждениям были так себе. Не впечатляли. И вот…
О том что в Apple занимаются разработкой умных часов впервые стало известно в 2010. То есть, если утечка не была фальшивкой (что вполне вероятно), тема заинтересовала самого Стива – но, к сожалению, даже если все было именно так, заняться ей всерьёз он не успел.
В 2012 умные часы превратились в модный тренд, десятки компаний пытались добиться на новом многообещающем рынке серьезного успеха, многим из них удавалось заработать, но все это было явно “не то”. И опять появились слухи о том, что в Apple, под покровом абсолютно непроницаемой секретности, ручные головастики что- о такое уже ваяют.
В 2013 году в списке вакансий компании появились очень подозрительные предложения, в Apple был приглашен на работу CTO Adobe Systems Кевин Линч. Год назад я о нем писал, он был одним из сотрудников General Magic, “самой великой из мертвых компаний”.
CTO, Chief Technology Officer – это, говоря по-русски, главный инженер компании. Один из её топ-менеджеров. И не какого-нибудь стартапа с непонятной судьбой, а Adobe Systems. А пригласили его на должность “обычного” вице-президента по технологии. Странно? Но он, к изумлению экспертов, согласился.
Возможно, до этого какая-то небольшая группа (видимо, в ведомстве Джонатана Айва, старшего вице-президента Apple по дизайну) занималась умными часами, интенсивно и напряженно. Исследованиями, поиском собственной идентичности, анализом попыток в этой области. А по-настоящему этой темой занялись в 2013 году.
В апреле 2014 года в команде “часовщиков”, которую возглавлял Кевин Линч, было уже несколько сотен инженеров, дизайнеров и технологов. Вторжение было назначено на сентябрь, местом исторического события – театр колледжа De Anza, Тим заинтриговал публику туманным предсказанием, и время пошло.
Все приглашенные понимали что все это неспроста. Что-то великое и грандиозное, даже более значительное чем объявление iPhone или iPad, должно было обязательно случиться в этот день. Иначе просто не могло быть.
Подробный пересказ произошедшего в тот день не входит в мои намерения. Лучше один раз увидеть. Вот видеозапись исторического представления состоявшегося водном из театров Купертино 9 сентября 2014 года:
(Видео, продолжительность 02:03:25)
После “молитвы” (декларации целей и методов Apple, красивой и завораживающей но, как мне кажется, без неё было бы лучше), компания представила две новых модели iPhone (это были iPhone 6 и iPhone 6 Plus), из-за особенностей которых пришлось пересматривать саму “философию” iOS SDK, систему-на-чипе Apple A8 с компаньоном Apple M8, совершила покушение на пластиковые платежные карты представив Apple Pay (вы не поверите, в тот момент многие решили что это и есть та самая новая глава в истории компании, и никаких часов не будет) и наконец, часы были объявлены.
Apple Watch, чип Apple S1, ремешки для часов, круговое колесико (на языке оригинала его скромно именовали “короной” – как подобные колесики на часах назывались с момента их изобретения), неожиданно богатый интерфейс, зависимость от iPhone. В тот день все это было только представлено, некоторым его особенностям (фичам?) аплодировали стоя – но момент истины наступил в апреле 2015 года, ровно через год после туманного обещания Тима Кука, когда первая страница новой главы в истории Apple была перевернута.
Пока на страницах СМИ и на форумах бушевали страсти и религиозные войны, скепсис погружаясь в волны восторга вызывал шипел и разбрасывал брызги, определиться с отношением к новинке было непросто. Надо было дождаться её выхода в свет и самому попробовать. И критики, и фанатики несуществующего девайса были в чем-то правы, а в чем-то нет. Подробнее про часы я напишу в другой раз.
Остановлюсь только на одном моменте: полет на Луну, прямо на экране Apple Watch, стал самым потрясающим (лично для меня) событием представления. Удивительно, этой самой необходимой для обладателя наручных часов возможности до этого никогда не было. Как же они обходились без неё?
Сентябрьское событие 2014 года не называлось “музыкальным”. Про музыкальные плееры почти ничего не говорили (разве что про управление воспроизведением музыки с помощью Apple Watch), но закончилось оно выступлением U2.
Может быть я чего-то не понимаю в этой жизни, или мои вкусы не отвечают общепринятым стандартам, но по-моему, впервые в истории музыкальных мероприятий Apple в одном из них приняла участие “настоящая” группа.
Там же и тогда же, при тысячах свидетелей (и работающих камерах), между Apple и U2 был заключен фантастический договор: 500 миллионов подписчиков iTunes, в течение месяца с небольшим, получали эксклюзивное право купить новый диск U2, “Songs of Innocence”, за самую круглую в мире сумму (бесплатно).
Но Apple должна была за это что-то заплатить. Настоящие артисты бесплатно не работают.
Выводы (как по исполнению, так и по содержанию) делайте сами. Мне понравилось первое, а про второе мы еще поговорим. Десерт был выше похвал. Особенно выражение на лице Тима Кука когда его, видимо на полном серьёзе, “разводили” на деньги.
Если это было оговорено заранее, и он все это сыграл, он великий артист покруче Стива Джобса и Жана-Поля Гассé вместе взятых.
Продолжение следует
Обсудить историю Apple вы можете в нашем Telegram-чате.
Читайте также
Последние новости