Попробовал. Разочарование было – словами не передать. Потом раздражение сменил интерес. Потом – понимание, что им, конечно же, еще многое нужно улучшить в iPadOS, но изюминка в ней уже есть. Время, силы и деньги у Apple тоже еще не кончились. Заявление о смещении фокуса внимания на платные сервисы, уход ключевых фигур из компании, а также тех кто был на вторых и третьих ролях – как-то это все не нравится. Причины понятны – нужно что-то свежее и яркое, только где же его взять? А сервисы все еще способны приносить сверхдоходы.
В феврале ушел Джерард Вильямс III, старший директор отделения микроэлектроники, руководивший разработкой процессоров для “яблочных” систем-на-чипах начиная с Apple A7. В июне, буквально на днях, Apple покинул Сэр Джонатан Айв, признанный лучшим из всех лучших дизайнеров планеты.
Apple выбрасывает белый флаг?
При всем богатстве выбора, другой Apple у нас нет. Других психов готовых тратить годы и миллиарды на стремление к идеалам (самым трудоемким и мучительным в мире способом, методом бесконечных проб и ошибок) нет и не будет. Если Apple не станет, что будут ваять победившие подражатели лишившиеся образцов?
И вдруг – знамение с противоположным знаком. Apple принимает бой. И бой этот вовсе не арьергардный. iPadOS, несмотря на её до боли известное всем происхождение – и в самом деле нечто нечто радикально новое. Попробую доказать это, но чуть позже.
iPadOS – это попытка достижения двух целей одновременно.
Во-первых, превратить мантру высшего руководства компании про “планшет, способный заменить лаптоп” в реальную объективную реальность. Во-вторых, сохранить все то, что делает iPad в одним из самых любимых мобильных устройств в мире. Помните про “между Сциллой и Харибдой”?
Согласно закону Жана Поля Гассé, для того чтобы программный продукт (операционная система, комплекс библиотек, программа) состоялся, ему надо дожить до третьей версии.
Эта версия iPadOS, хоть она и обозначена нехорошим числом, первая. Более того, это даже не сама система, а её ранние бета-версии. Если смещение фокуса не приведет к сильной турбулентности, iPadOS 15 выйдет в 2021 году. Когда на смену Тиму Куку, по плану Стива, должен прийти кто-то другой, например Скотт Форстолл. Но это предполагалось в 2011, с тех пор многое изменилось. Но требование поддерживать версии систем N-1 и N-2 никуда не делось.
Продолжение серии про iPadOS, первая часть здесь:
WWDC 2019: Между macOS и iOS.
Ведь это далеко не первая операционная система для профессиональных планшетов. До iPad Pro вышедшего в ноябре 2015 года в этой области, достаточно успешно, подвизалась Microsoft. Windows 8, потом – Windows 10.
Именно с ними предстояло конкурировать iOS 9, системе совместимой с теми кто впадает в кому столкнувшись с файловой системой. Внутри iOS 9 систем было, фактически, две. На iPad и на iPhone (или iPod touch) устанавливались разные её варианты. С учетом тактико-технических данных целевого устройства.
Но основополагающие принципы в формально одной и той же системе были теми же.
Самый простой, буквально напрашивающийся, подход при создании профессиональной операционной системы для серьезных планшетов – использование опыта десятилетий развития компьютерных систем с графическим пользовательским интерфейсом. Та же система двойного назначения. Для компьютеров и для устройств с тач-интерфейсом.
Эстетствующие чистоплюи пусть мучаются, пытаясь приспособить бытовую ОС к чужой для неё роли (ёжику понятно что ничего не получится, наняли бы этого колючего зверька на должность консультанта – ёжики яблоки любят), а старые добрые Windows, пусть они и не лишены недостатков, реально работают.
iPadOS – это попытка разработки операционной системы с тач-интерфейсом, отвечающей запросам профессионалов, на основе системы для которой этот интерфейс родной. А это очень важно. iOS, за 11 лет непрерывного развития (она была в фокусе внимания), стала в своей области, как минимум, одной из лучших. Я её считаю безусловно лучшей, но это моё личное мнение.
Другими словами, это система написанная на родном для неё “языке”. С более или менее удачными фрагментами неродного – где он необходим. Не наоборот, потому что так проще для разработчиков.
А как на это посмотрят обычные пользователи? Расскажите в нашем Telegram-чате.
В Apple – десятки тысяч служебных iPad’ов, у сотрудников самого разного уровня и всех мыслимых специальностей (включая бригадиров уборщиков и смотрителей парковки), с разным уровнем допуска к секретам компании.
После ряда неудачных запусков новых продуктов в юной Apple, в компании возник обычай обкатки новых операционных систем (и новых устройств – но это менее распространено) на собственных сотрудниках. Нарушение прав человека, изуверство и издевательство, но зато технической поддержкой клерков-испытателей занимаются лучшие в мире эксперты по этим системам.
И только когда клерки отвечают на предложение вернуть все в первобытное состояние массовым отказом, системе дают “зеленый свет”. Во всяком случае, так было в 80-е и в начале 90-х. Когда системы выпускаются строго по графику, правила корректируют. Но метод в 2015 все еще работал, и если бы клерки к заданной дате переварить очередную версию системы не смогли, выход её беты отложили бы.
Даже полноценная обкатка системы на клерках ничего не гарантирует, но без неё…
С iPadOS клерки справились. Свою профессиональную мощь система не навязывает. О её наличии, и о заклинаниях и пассах для её вызова нужно знать. Для тех кого вся эта магия могла бы напугать, её вроде как и нет.
Чем профессиональный вариант iOS отличается от обычного?
Многозадачность, даже по сравнению с iOS 12, многократно улучшена. Принципы работы с ней сложноваты, хорошо бы всю эту эквилибристику подсмотреть – надеюсь, “хелпы” в этом варианте iOS будут, и не такие убогие как в macOS.
Почти многооконный интерфейс. С непривычки кажется что классический многооконный интерфейс был бы лучше (понятнее, что ли), но после 15-20 минут вольных упражнений я в этом уже не уверен. Свободы с переключением между приложениями больше чем в iOS 12, а возможность запуска того же приложения несколько раз – я уже даже не помню когда у меня была такая возможность. При грамотном применении это полезное свойство.
Чтобы приложение могло играть в эти игры, требуются усилия разработчика. Ни в одном из названий опубликованных в общем доступе видеороликов с технологиями iPadOS эта система не упоминается. Только iOS и iPad.
Файловая система, почти как настоящая. Близкая к настоящей. Свободы больше на пару порядков. Для управления файловой системой используется приложение Files, но это уже другое приложение.
Возможность подключения внешних USB-накопителей (ёмкостью хоть в 4 Терабайта), SD- и microSD карт – это вообще за пределами добра и зла. Вот ради того чтобы мы так этому обрадовались, стоило нас мариновать 11 лет. Подключение через USB-C или Lightning, в обоих случаях без адаптера не обойтись.
Правда, я не знаю какие форматы внешних накопителей поддерживаются, вроде бы сейчас с этим есть какие-то проблемы, но к финальному релизу, я думаю, с самыми ходовыми всё будет в порядке.
Apple утверждает что iPadOS ускорит работу “старых” iPad, по сравнению с iOS 12 – но об этом еще рано говорить.
Поддержка устройств для управления курсором и сам курсор – это если не революция, то переворот. Тихий и скрытный. Подключение USB-мыши спрятано в разделе Accessibility в системных настройках, выработанные десятилетиями привычки работают через одну – но теперь есть и это.
Интересно, во что все это превратится года через два?
Продолжение следует
Читайте также
Последние новости