2 мая 2017 года Apple опубликовала результаты своей деятельности за январь-март. Эти результаты, второй раз подряд, были лучше чем годом раньше. Это было неожиданно, чуть ли не сенсацией. За финансовым состоянием Apple теперь следили не только акционеры Apple и сотрудники этой компании (теперь их число превышало 100 тысяч человек), но и все симпатизирующие этой странной компании. Странной – она бывает несносной, жадной, заносчивой. И тем не менее, очень многие (до сих пор) относятся к ней с иррациональной симпатией.
Что-то похожее было в конце 90-х, но тогда данные о финансовом благополучии компании были сводками о состоянии больного в очень тяжелом состоянии, находящегося на грани жизни и смерти. И вот – опять?
В январе-марте 2016 года Apple, впервые за много лет, вынуждена была сообщить миру о том что эпоха её непрерывного роста закончилась. В апреле-июне и в июле-сентябре 2016 результаты были не лучше. Яблочный период в истории человечества подошел к концу?
Для ухудшения финансовых показателей Apple были объективные причины, спад коснулся не только её, но и её конкурентов. Вот только сидеть на берегу Тихого океана и мечтать о лучших временах возможности у них не было. Акционеры и совет директоров никогда им этого не позволили бы. И руководство Apple “боролось и искало”. Отчаянно.
Раз уж я упомянул конец 90-х, сравню их с тем что случилось в 2016 году. В конце 1996, в праздничном квартале, убытки Apple превысили миллиард долларов. “Компаний у которых вообще есть миллиард немного, а тех которые могут позволить себе его потерять можно пересчитать по пальцам”. Ходила по миру такая шутка. Не очень смешная, но гордая.
На самом деле Apple не могла себе это позволить.
В 1998, правдами и неправдами (уволив треть сотрудников, закрывая проекты, сокращая расходы до минимума) Стив добился прибыльности. О том что очередной квартал стал вторым или третьим подряд прибыльным кварталом, “яблочная” пресса писала охотнее чем в наши дни пишут про новые iPhone или iPad.
В 2016, в худшем из кварталов, Apple получила чистую прибыль в размере 7,8 миллиардов долларов. В две тысячи раз большую чем в самом лучшем квартале 1998.
Я не называю этот период “первым кварталом 2017 года”. В финансовых отчетах Apple он называется “вторым кварталом 2017 финансового года”. Первый, праздничный, квартал 2017 года (он же последний календарный квартал 2016) был рекордным. Самые высокие доходы и чистая прибыль за всю историю компании.
Праздничный квартал “кормит год”. На праздники принято дарить подарки, эта хлопотная и не совсем понятная мне традиция провоцирует миллионы людей на сумасшедшие траты, все что подходит на роль подарка сметается с прилавков. Произведения Apple считаются неплохими подарками, поэтому сотрудники мобилизуются на все праздники. Своего рода “праздничный чёс”. Как у всех артистов.
Следующий после праздничного квартал заметно скучней. Деньги потрачены, подарки уже вручены, необходимости что-то придумывать и “кровь из носа” искать – нет.
Второй “фискальный” квартал 2017 года, обманул ожидания и прогнозы. Эксперты ждали продолжения спада. Лука Маэстри, тогдашний главный финансист Apple, с удовольствием сообщил что:
— На счета Apple за отчетный период поступило 52,9 миллиардов долларов, что на 5% больше чем в аналогичном квартале предыдущего года (50,6 миллиардов);
— Чистая прибыль за отчетный период была 11 миллиардов долларов, это на 5% больше чем годом раньше (10,6 миллиарда долларов).
Держателям “яблочных” акций выплатили немалые дивиденды, финансовые запасы Apple снова выросли (с 312,7 до 334,5 миллиардов долларов). К 2000 году финансовые запасы компании превысили 10 миллиардов, это было очень важным достижением компании и гарантией её устойчивости в нашем непростом и постоянно меняющемся мире.
С этими запасами не все так просто, но углубляться в детали я не буду. Если на рынках где Apple зарабатывает на жизнь вдруг наступит полный штиль, шанс уцелеть и продержаться в течение нескольких лет у неё есть. Иначе говоря, “не дождетесь!”
Apple публикует официальные данные о продажах в пяти секторах её деятельности, это iPhone, iPad, Mac, сервисы и “прочее” (Apple TV, Apple Watch, Beats, iPod и аксессуары).
Опубликованные компанией данные обязательно проверяются независимыми компаниями, поэтому приукрашивать (или наоборот) действительность в них бессмысленно. Правда, те данные которые я привожу, помечены Apple как “еще не прошедшие аудит”, но если бы в них были заметные отклонения от реальности без скандала не обошлось бы.
Скандала не было. Если и были неточности, они не выходили за рамки приличий.
В январе-марте 2017 Apple продала 50,8 миллиона iPhone. Годом раньше – на 1% больше, 51,2 миллиона. Но, каким-то магическим образом (это шутка, я понимаю как это сделано), несмотря на снижение объёма продаж в штуках, доход от продаж iPhone принес Apple 33,3 миллиарда долларов, на 1% больше чем годом раньше (32,9 миллиарда).
iPad по-прежнему причинял боль. В первом календарном квартале 2017 их было продано 8,9 миллиона штук, на 13% меньше чем за год до этого (10,3 миллиарда). Печально. Доход от продажи iPad уменьшился на 12%, с 4,4 миллиардов долларов до 3,9.
Зато Mac, ветеран компании и самая любимая мной платформа, выглядела молодцом. Их было продано на 4% больше чем годом раньше, 4,2 миллиона вместо 4,0. Заработали на них на 14% больше чем в прошлом году, 5,8 миллиарда долларов вместо 5,1 миллиарда. Еще бы – пост-компьютерная эпоха в разгаре. Планшеты приходят на смену компьютерам, и все такое.
Сектор “Сервисы” охватывает, помимо прочего, сервисы. Это не мой косяк, Apple относит к ним (цитирую): цифровой контент и сервисы, AppleCare, Apple Pay, лицензии и т.п.
Загадочные “и т.п.” – что это? На чем еще они зарабатывают?
И правда – с каждой транзакции осуществляемой посредством Apple Pay, Apple снимает “пенку”. Поскольку их уже в начале 2017 совершалось очень и очень много, в сумме это приносило немало.
В январе-марте на сервисах Apple заработала 7,0 миллиарда долларов. На 18% больше чем годом раньше (5,1 миллиарда). Когда все остальное застыло на месте или даже падает, доход от сервисов растут. Они стали второй по значению статьёй дохода. Препятствий для их еще большего роста – никаких. Доход от сервисов был всего в 4,7 раза меньшим, чем от продажи iPhone.
Сектор “Прочее” принёс на 31% больше. 2,9 миллиарда долларов вместо 2,2 в прошлом году. Apple TV, Apple Watch, мыши/трекпады/клавиатуры, переходники, Apple Pencil и много чего еще. Больше на треть.
Продолжение следует
Предлагаем подписаться на наш канал в «Яндекс.Дзен». Там вы сможете найти эксклюзивные материалы, которых нет на сайте.
Читайте также
Последние новости