Многие из нас помнят, как Стив Джобс 28 апреля 2003 г. со сцены в центре Moscone West в Сан-Франциско представил новое детище своей корпорации. Это был онлайн магазин музыки. В те времена процветало пиратство, многие «приобретали недорого» музыку и фильмы, качая друг у друга из локальной сети, или обмениваясь дисками. Существовали даже магазинчики и ларьки, где можно было брать нелицензионный контент на прокат. Потом появились торрент трекеры, которыми многие пользуются и по сей день.
Особенно пиратство набирало обороты на территории развивающихся стран, в том числе и на постсоветском пространстве. До появления смартфонов многие покупали себе mp3 плееры, которые можно было забивать музыкой с компьютера. Одним из самых популярных плееров во всем мире в то время был iPod, увидевший свет в 2001 году. Стив Джобс прекрасно понимал происходящее и смог убедить представителей звукозаписывающей индустрии начать продажи лицензионной музыки в фирменном магазине Apple. И продавать не целиком альбомы, а отдельно композиции по 99 центов за штуку. На компьютеры Mac устанавливался медиакомбайн iTunes, с помощью которого пользователь заходил в онлайн магазин iTunes Music Store и покупал понравившиеся треки, а дальше подключал свой iPod и синхронизировал его содержимое с медиатекой на компьютере. Вопреки скромным ожиданиям, продажа первого миллиона песен состоялась за 6 дней. Впоследствии в магазине появились фильмы, подкасты, телешоу, книги и даже рингтоны для iPhone. Закрытость операционной системы, на которой работали самые популярные в мире смартфоны и планшеты, вынуждала пользователей в США и во всем цивилизованном мире приобретать контент только в iTunes Store. 10 июля 2008 года был запущен магазин приложений App Store для iPhone и iPod Touch, а в 2010 году там появились приложения для iPad. Так Стив со своей командой спасли мир от пиратства.
Стив Джобс представляет миру iTunes Store
Те, кто пользовались гаджетами Apple в те времена как правило создавали себе американский аккаунт Apple ID и привыкли к ценам в “зеленых президентах”, но вот произошло чудо — вечером 3 декабря 2012 года заработал наш родимый российский магазин. Параллельно начали запускаться магазины и в некоторых странах СНГ. Для меня как жителя Украины процесс запуска и российского и украинского магазинов был долгожданным событием. Давно хотелось слушать не только зарубежных, но и наших исполнителей, смотреть фильмы с адекватным переводом, и безусловно иметь полноценный магазин на родном языке с большим ассортиментом, и главное с ценами в национальной валюте. Однако получилось не все совсем как ожидалось. Русский язык в российском магазине был сразу, затем и цены в рублях, а вот в украинском iTunes Store и App Store еще долго был английский интерфейс. Сегодня он на удивление на русском, не украинском, а цены так и остались в долларах. Еще один существенный недостаток украинского магазина был в том, что он длительное время отставал от российского аналога по наполнению контентом. Поэтому заводили себе Apple id, привязанный к Украине, как правило новички, покупавшие свой первый яблочный гаджет в период после 2015 года, когда Apple запретила привязывать к региональному магазину карты банков другой страны.
Остальные же пользователи, включая меня, продолжали пользоваться американским и русским магазинами, находя обходные пути решения этой проблемы. Недавно я узнал о том, что в Беларуси невозможно слушать треки из Apple Music, которые обозначены как explicit и это при том, что подписка на Apple Music в республике Беларусь стоит 4,99 $ в месяц. И в этой связи мне стало интересно, на сколько сегодня отличается контент в национальном магазине от российского, какова политика ценообразования и стоит ли вообще переходить с российского магазина на украинский. Хочу сразу оговориться, что все приложения, которыми я пользуюсь на своих гаджетах, есть и в российском и в украинском магазине, Spotify мне не нужен, поэтому американским аккаунтом я не пользуюсь. Да и Apple Music в США стоит 9,99 $. Сравнение начнем с самого популярного — подписок на фирменные сервисы Apple. Итак, индивидуальная подписка Apple Music для Украины стоит 4,99 $, семейная — 7,99 $. В России индивидуальная подписка стоит 169 р. или 2,41 $, семейная подписка 269 р. или 3,84 $.
Раньше iTunes был очень популярным
А как насчет ассортимента? Я, конечно, не меломан, но о некоторых вещах рискну сказать. В российском магазине представлены почти все украинские исполнители, хотя, возможно, и не все альбомы; российские исполнители и море зарубежной музыки. За редким исключением я находил все, что меня интересовало. А вот в украинском магазине я не мог найти некоторые популярные треки, которые не сходили с ротаций рейтинговых радиостанций. Да, их добавили позже, со временем, но дорога ложка к обеду. А сколько стоит купить отдельный трек или альбом исполнителя в магазине? В большинстве своем в украинском магазине отдельные треки предлагаются за 1,29 $, альбом целиком от 2,99 $ до 15,99 $. Конечно есть треки и за 0,69 $ и за 0,49 $. Интересно, что более низкие цены на композиции зарубежных исполнителей. В российском магазине треки в основном по 22 р. или 0,31 $, альбомы в среднем от 99 до 200 рублей или от 1,29 $ до 2,86 $. Безусловно есть и альбомы за 500 р. Но в российском магазине отдельные треки зарубежных исполнителей стоят практически также как и отечественных. Поскольку речь пошла о музыке, не могу не сравнить рингтоны. Цена большинства рингтонов в украинском магазине 1,29 $, а в российском 22 р. или 0,31 $. Как видим, в отношении музыки выбор абсолютно очевиден.
В основном iTunes Store использовали для музыки
А что там с фильмами? Первое, что меня удивило, так это то, что премьера нового зарубежного фильма в России и Украине происходит примерно одинаково. Но в российском iTunes Store этот фильм появляется довольно быстро, а вот в украинском его приходится ждать довольно долго. Так было например с диснеевским “Король Лев”. В октябре 2019 года я мог купить его в российском магазине за 399 р. или 5,70 $, а в украинском нужно было ждать аж до января 2020 года. И сегодня в украинском магазине он стоит 10,99 $. Доступен прокат за 4,99 $. В российском магазине напрокат фильм можно взять за 149 р. или 2,13 $. По поводу ассортимента обоих магазинов можно однозначно ответить, что украинский магазин изначально сильно отставал от российского. Сейчас он почти “догнал” его, но если взять например раздел, где находятся новинки, российский iTunes Store содержит значительно больше контента. При этом все фильмы имеют русскую звуковую дорожку, их можно комфортно смотреть. В украинском магазине встречаются фильмы, не имеющие ни русской, ни украинской озвучки, если повезет, есть субтитры на родном языке.
На примере нескольких фильмов я проследил, что через пару-тройку месяцев появляется вариант с нормальным переводом, но как уже мы говорили ранее, дорога ложка к обеду. Сравним цены новинок. Фильм “Аббатство Даунтон” в украинском магазине можно приобрести за 12,99 $, а в российском за 399 р. или 5,70 $. Терминатор: Темные судьбы в украинском iTunes Store стоит 6,99 $, а в российском 399 р. или 5,70 $. Фильм “Джокер” в украинском магазине обойдется в 17,99 $, а в российском 399 р. или 5,70 $. Прокат обойдется соответственно в 5,99 $ и 199 р. или 2,84 $.
Читайте также - Apple официально отказалась от iTunes
В обоих магазинах есть категории дешевых фильмов. В iTunes Store для Украины она называется “Films Under $5”. В iTunes Store для РФ это “Фильмы до 130 рублей”. Сравним типичный фильм из этих категорий. “Принцесса Монако” в украинском магазине стоит 3,99 $ и как ни странно столько же прокат, а в российском 249 р. или 3,56 $ покупка и 129 р. или 1,84 $ прокат. “Журналист” в украинском iTunes Store стоит 4,99 $; прокат 1,99 $, а в российском iTunes Store этот же фильм обойдется в 199 р. или 2,84 $; прокат 129 р. или 1,84 $. Получается по фильмам выбор также становится очевиден и в плане цен, и в плане ассортимента, и в плане доступности новинок.
Осталось еще сравнить стоимость некоторых сервисов. Apple Arcade в Украине стоит 4,99 $ в месяц, но в России цена сервиса 199 р. или 2,84 $. Месячная подписка Apple TV+ на территории Украины обойдется в 4,99 $, тогда как в России сервис доступен за 199 р. или 2,84 $. 5 гигабайт хранилища iCloud мне естественно не хватает, я покупаю каждый месяц тарифный план 200 гигабайт. Если бы у меня был аккаунт Apple id, привязанный к Украине, мне бы это обошлось в 2,99 $, а так я плачу 149 р. или 2,13 $.
Предлагаем подписаться на наш канал в «Яндекс.Дзен». Там вы сможете найти эксклюзивные материалы, которых нет на сайте.
Вот такая получилась диванная аналитика. Вывод абсолютно ясен и прост. Если живешь в одной из республик бывшего СССР и родной язык для тебя русский, никакого смысла переходить в национальный магазин просто нет. Если есть необходимость использовать специфический софт, которого нет в российском App Store, заведи себе второй аккаунт и привяжи к нужному магазину в другой стране, например США. Единственным недостатком будет выброс окна с вводом пароля для этого аккаунта при попытке обновления программы на гаджете.
Как я решил проблему с привязкой карты российского банка к моей учетной записи Apple ID? Очень просто. Два года я пользовался сервисом Qiwi, но у них была ощутимая комиссия за все транзакции. Тогда я начал искать другие варианты и нашел самый удобный для меня — Яндекс Деньги. Там нет никаких комиссий при покупках в iTunes Store и App Store, а деньги на Яндекс кошелёк я перевожу со своей банковской карты. Все осуществляется очень удобно через приложение на iPhone.
iTunes Store до сих пор можно выгодно пользоваться
Читайте также
Последние новости