Под давлением общественности, поддержанной несколькими кандидатами в кандидаты в президенты США, требующей безусловного и неотъемлемого права на ремонт честно приобретенной за их собственные деньги техники, в августе 2019 Apple разрешила ремонт собственной продукции в организациях, не имеющих её сертификата. Если не вникать в подробности, это просто апофеоз открытости и доброй воли. Раньше это запрещалось, но все равно делалось. Если же потратить время и вникнуть, с открытостью и доброй волей все становится ясно с первых же строк. Это изощренное издевательство. Apple просто тянет время – зачем? На что надеется её руководство?
Сначала расставим точки над “ё” и закорючки над “й”: никто в мире не имеет ни малейшего права запрещать владельцу любого изделия делать с ним все, что угодно. Выбрасывать его в окно с любого этажа, прожаривать в микроволновой печке или класть на рельсы перед приближающимся поездом. В том числе и пытаться, на свой собственный страх и риск, без какого-либо обучения и необходимых для этого навыков, отремонтировать свой iPhone 11 Pro или 16-дюймовый MacBook Pro. Ремонт за деньги техники, которая принадлежит другим людям – это совсем другое. И в законах о безусловном праве на ремонт (“Right to Repair”, или R2R) не требуют разрешать кому угодно им заниматься.
Согласно законам R2R, производители сложных технических изделий обязаны предоставлять клиентам всю техническую документацию, без которой браться за ремонт современной техники безумие, и такие же инструкции по ремонту этой техники, какие предоставляют сертифицированным сервис-центрам. До августа 2019 года только этим центрам Apple разрешал производить ремонт любой сложности (даже замену трекпада в MacBook Pro). За обучение персонала и получение им и ей самой необходимых сертификатов приходилось платить – на стоимости услуг таких центров это, естественно, сказывалось. И сказывается.
Первое неразрешимое противоречие программы IRP: независимый производитель ремонта яблочной техники, чтобы получить право на её ремонт, должен подписать контракт с Apple, а перед этим – пройти проверку. Но это только начало. У клиентов участников программы IRP ни в коем случае не должно возникать иллюзии, будто у организации и у ремонтников есть лицензии, поэтому информация об этом должна обязательно присутствовать везде, где только можно – иначе штраф. Деятельность официальных и независимых ремонтных организаций жестко контролируется. Им запрещено использовать запчасти и элементы, не получившие одобрения Apple, им разрешено выполнять ограниченный набор ремонтов, а во всех неразрешенных им случаях они обязаны (независимые ремонтники) отправлять устройство в сертифицированный сервис-центр, розничный Apple Store или самой Apple.
Опуская многие другие подробности, остановлюсь на требовании, из-за которого я бы не стал связываться с этой программой, даже если бы мне угрожали расстрелом: разорвать контракт участник программы IRP может в любой момент. Но в течение еще пяти лет после прекращения действия контракта сотрудники Apple имеют полное право проверять все помещения бывшего независимого ремонтника на предмет нарушений условий контракта.
Предлагаем подписаться на наш канал в «Яндекс.Дзен». Там вы сможете найти эксклюзивные материалы, которых нет на сайте.
Проще, дешевле и безопасней продолжать нелегальную деятельность. Во всяком случае, ни у кого (без разрешения суда, которое надо еще получить) не будет права обыскивать мастерскую и забрать для проверки документы или комплектующие. Или получить эти сертификаты, в конце концов навыки и знания лишними не бывают, а сертификаты тем более. В случае серьезных нарушений таким сервис-центрам проще перекрыть кислород, отобрав лицензии, поэтому их контролируют с меньшим ожесточением.
Ремонт iPhone требует профессиональных навыков
Вообще-то, Apple тоже не совсем не права. Чтобы выжать из технического устройства максимум возможного, все, что находится “под капотом” предельно оптимизируется, при этом для непосвященных в сокровенные тайны внутреннего мира этих изделий в них, не из маниакального стремления навредить ближнему, а из-за пресловутой оптимизации, полно ловушек и “мин”. Целые минные поля. Любое неосторожное движение может привести к фатальным для устройства последствиям. Даже при внимательном чтении документации легко упустить из виду какое-нибудь важное обстоятельство. Замена погибшей батареи в MacBook Pro, конечно же, проще, чем операция по пересадке сердца – но по своей сути почти то же самое. Apple просто обязана требовать от тех, кто собирается ремонтировать её технику, проверенных и подтвержденных специалистами знаний и навыков.
Неограниченный доступ к полной технической документации и к правилам проведения ремонта – абсолютное благо, я только за. Хотя слишком часто иллюзия безопасности из-за того, что вся документация под рукой, оборачивается большим ущербом, чем неграмотность и невежество “независимого ремонтника”. В документации и инструкциях по ремонту, так, чтобы никто не мог их не увидеть, должны быть страшные предупреждения. А так как эти предупреждения некоторые не увидели бы, даже если бы они были на каждой странице и через каждые 5 строк – пожалуй, ограничение доступа к такой документации меньшее из зол. Проверено на собственном опыте.
А Apple теперь прийдется думать еще и о повышении ремонтопригодности её техники. Для этого компании потребуются сотни нестандартно мыслящих и увлеченных этой темой до безумия специалистов, и много-много времени и средств. Очень многие действия станут настолько простыми, что о них напишут в инструкциях для пользователей. Как в Mac Pro. Но у Apple слишком широкий ассортимент продукции, повышение ремонтопригодности всех изделий компании требует времени и средств.
Apple не может запретить самостоятельный ремонт
Читайте также
Последние новости