Глава компании Spotify, музыкального стримингового сервиса, Даниэль Эк в интервью агенству новостей Bloomberg заявил, что его очень радует движение Apple к большей открытости, но пока он не собирается отзывать жалобы на монополизм Apple App Store, направленные им в Европейскую комиссию по конкуренции и лично комиссару Евросоюза по этому вопросу. Первая из этих жалоб была подана в 2015 году, её рассмотрение началось только в 2017, последняя датируется мартом 2019 года. И всё это было бы забавным курьезом, если бы не некоторые обстоятельства.
Европейская комиссия по конкуренции способна нанести Apple более чем существенный ущерб. Комиссии вырабатывают решения, которые либо принимаются, либо отклоняются Европарламентом, а принятые решения приобретают силу закона. Пока нет даже решения, но при неудачном стечении обстоятельств (мало ли из-за чего отношения между Apple и Евросоюзом могут вдруг обостриться) второй по размеру получаемых доходов рынок компании может для неё закрыться. В первом календарном квартале 2020 года в Европе заработано 24,5% дохода Apple, в Северной и Южной Америках – 43%, в “большом Китае” – 16%.
Вероятность такого события невелика, но она не нулевая. Предмет же жалоб Spotify на Apple банален – в них нет ничего нового. Те же самые обвинения, с почти теми же словами и формулировками, выдвигаются против Apple с апреля 2003 года, со дня открытия компанией iTunes Music Store. Авторам продаваемого контента выплачивали 70% дохода от продаж, себе Apple оставляла 30%. Техническую сторону процесса Apple брала на себя: платежные транзакции, хранение данных (создание, сопровождение и поддержка дата-центров – это дорого), и это только небольшая часть затрат компании.
В 2008 году, с открытием App Store, интенсивность нападок на Apple выросла на порядок порядков. Если в iTunes Music Store размещали свою продукцию сотни, максимум – тысячи авторов, то с App Store уже в первые месяцы его существования столкнулись сотни тысяч человек. И в iTunes Music Store, “по ту сторону прилавка”, действовали немного другие правила, часть из которых все еще не подлежит разглашению. Разработчикам же было намного тяжелей.
С Еврокомиссией шутки плохи
App Store – единственный легальный способ распространения стороннего программного обеспечения для iOS-устройств. Apple владеет этим магазином, решает, что размещаемым на его полках приложениям можно, а что нельзя, и на каждой продаже в этом магазине, или в магазине внутри приложений, посредством встроенных покупок, Apple забирает себе 30% выручки. Это то, в чем Spotify (и многие другие) обвиняет Apple. Ни в одном из пунктов лично я не вижу ни капли криминала.
Единственный способ распространения? Во-первых, это не совсем правда. Крупным предприятиям (от 500 сотрудников) разрешено создавать собственные App Store для внутреннего пользования, похожие возможности есть и у крупных учебных заведений. Во-вторых, если взглянуть на этот единственный способ распространения программного обеспечения глазами разработчика – это здорово, любое приложение в App Store доступно всем (автор приложения может ограничить географию его продаж, но это частности) пользователям платформы. В жалобе Spotify заявлено, что таких пользователей полтора миллиарда, по данным Apple их уже два миллиарда – и, теоретически конечно, любое приложение в App Store (в том числе ваше, представили?) доступно на каждом iOS-устройстве в мире.
Кстати, Spotify не так плох, там есть хорошие подборки. Вот как пользоваться им бесплатно.
Чтобы выкладывать приложения на виртуальные полки App Store, необходимо стать участником программы Developer, участие платное – 99 долларов в год. За что? Так звучит обычно вопрос-обвинение. Свидетельствую в пользу Spotify: она это обвинение повторять не стала. Но негодование по поводу 30% от дохода с каждой операции, которые Apple “оставляет себе” – едва ли не главное обвинение. Про остальные обвинения нет смысла даже вспоминать.
Spotify в спешке выпускал мобильные приложения
На протяжении большей части её истории Spotify терпела убытки и искала спонсоров. Её сервис при этом стремительно набирал популярность, в Европе он даже обошел iTunes, и Даниэль Эк рассказывал журналистам в 2010 году, как ему звонил Стив Джобс и дышал в трубку. Видимо, начать разговор Стив не решился.
Предлагаем подписаться на наш канал в «Яндекс.Дзен». Там вы сможете найти эксклюзивные материалы, которых нет на сайте.
В 2014 (или 2013) компании, срочно и позарез, потребовались мобильные приложения, для iOS и для Android. Клиенты премиум класса, согласно техническому заданию, должны были покупать стриминговый контент у Spotify напрямую, в iOS – минуя встроенные покупки. Заботы о платежных транзакциях Spotify была готова взять на себя. Приемщики в App Store приложение Spotify отклонили, потребовали для покупок внутри приложения использовать Apple In-App Purchase. Договориться с Apple не удалось. Даниэль Эк выполнил требования, но пожаловался на Apple в Еврокомиссию по защите конкуренции. В 2015 году. Два года на жалобу не обращали внимание, но в 2017 между Apple и Евросоюзом случились небольшие разногласия, и жалобу не только приняли к рассмотрению, но даже организовали, внутри комиссии по конкуренции, еще одну комиссию, по рассмотрению жалобы Spotify, которая работает до сих пор.
Так и вообще без App Store остаться можно
Читайте также
Последние новости