На прошлой неделе, без какого-либо явного повода, вялотекущая дискуссия по поводу Apple Car снова обострилась. Началось все с невероятно оптимистичной публикации на эту тему известного аналитика Morgan Stanley Кэти Хьюберти. Неизвестных ранее фактов про загадочный проект “яблочного автомобиля” Кэти не сообщила, но её выводы из того, о чем уже известно (или кажется, что известно) сыграли роль детонатора. Ей ответил Жан Поль Гассé, возглавлявший в конце 80-х и в начале 90-х разработку новых продуктов в Apple Computer, очень вежливо и, вроде бы, убедительно доказав их несостоятельность. На его ответ откликнулись другие эксперты (я с трудом воздержался от кавычек вокруг этого слова), и понеслось. Как это случается даже в самых бессмысленных спорах, внезапно открылось что-то похожее на истину.
Считается, что проекту “яблочного автомобиля” в этом году исполняется шесть лет, но все даже еще запущеннее: недавно стало известно, что Стив Джобс, вместе с группой его единомышленников из руководства Apple Computer (в этой группе был и Джонатан Айв, тогда еще не Сэр и не Лучший в Мире Дизайнер) всерьез обсуждали эту идею в конце 90-х. Apple кровь из носа требовался фантастический и потрясающий проект. Дело дошло до приглашения экспертов в области автомобилестроения, один из которых и рассказал об этом эпизоде. Правда это или нет – вопрос, но в то время в Apple действительно искали что-то такое на роль “разгонного двигателя”, чтобы вырваться из тупика. В конце-концов на эту роль утвердили iPod. Умный MP3-плеер. Но вернемся к столкновению идей в наши дни.
В начале 2010 года, на волне беспрецедентного успеха умных телефонов и умных компьютеров завтрашнего дня (планшетов), в Apple задумались о следующем шаге (или шагах). Рано или поздно, восторг от умных вещей из прошлого десятилетия спадет, а восторг публики надо постоянно подкармливать, или он превратится в свою противоположность. Мозговой штурм (без него точно не обошлись) вынес на поверхность несколько банальных и вполне ожидаемых идей: умные часы, умное беспроводное зарядное устройство, и всякие другие умности. И, естественно, умный автомобиль.
Вертикальная интеграция и “лучший в мире дизайн” (сразу во всех смыслах этого слова), творят чудеса. Умные устройства придумали умные люди (без сарказма и преувеличения, другим не платят годовую зарплату в миллион долларов, плюс бонусы), поэтому на тщательную проработку самых перспективных идей были выделены немаленькие средства. Были найдены и приглашены лучшие эксперты в этих и в сопредельных с ними областях. Большую часть замыслов, потратив на их изучение время и деньги, отправили в архив. Проект умного автомобиля назвали Titan и, под видом фиктивной компании-стартапа, разместили в офисном комплексе в соседнем с Купертино городке Саннивейл.
В составе этого комплекса были (и остаются в нем до сих пор) авторемонтные мастерские, небольшое экспериментальное производство и кампус, рассчитанный на пять тысяч рабочих мест. Суть проекта сторонним наблюдателям была абсолютно очевидна: Apple решила, до кучи, влезть еще и в автомобильную индустрию, и заново изобретает автомобиль.
Apple присутствует в автомобилях пока только с помощью CarPlay
Кэти Хьюберти повторяет неоднократно высказанное другими экспертами мнение: в этой индустрии зарабатываются гигантские деньги, бóльшие чем в бытовой электронике чуть ли не на порядок. Вложения в автомобильную индустрию быстро окупаются, и вообще это здорово. Не подтверждая это утверждение ничем, поскольку все всё “знают”. Жан Поль Гассé в настоящее время – венчурный капиталист. Что-то вроде жонглера, работающего на тонком канате под куполом цирка без страховки. Быстро и безошибочно разобраться в сути происходящего и немедленно реагировать на изменения – единственный способ не упасть с огромной высоты.
Он привел цифры. У Apple нет ни одной причины влезать на этот рынок. Соотношение прибыли и себестоимости (“маржа”) – это едва ли не самый важный показатель прибыльности производства. Урожайность бизнеса. У Apple в 2019 году этот показатель составлял 29,3%. В том же году Tesla, после долгих и непростых усилий, добилась положительных значений этого показателя – теперь он у неё равен 2,3%. Tesla – особый случай? Допустим. У Ford, General Motors, Volkswagen и почти у всех остальных “титанов” автомобильной индустрии “маржа” чуть меньше или чуть больше 4%. Выше всего в автомобильной индустрии этот показатель у Toyota – 10%.
Кроме того, Apple не строит автомобильных заводов ни в США, ни где-нибудь в мире – это было бы невозможно скрыть, а слухов нет. Автомобиль (любой) – это сеть по его продажам, сеть сервисов, это самое массовое из сложных и самое сложное из массовых изделий в мире. Отмечу только, что в те времена, когда Жан Поль Гассé был одним из топ-менеджеров Apple Computer, компания производила почти все свои изделия на собственных заводах. Его собственная Be Inc производила замечательные BeBox’ы только на своих заводах. Но тем не менее, он убедительно и по-взрослому расставил все по своим местам. Автомобиля Apple не будет? Apple работает над новой продвинутой версией CarPlay, или над салоном автомобиля в стиле “полный хай-тех”?
Жан-Поль Гассé на обложке Apple Magazine
В основном приведенные Жан-Полем цифры соответствуют действительности. Кое-где он ошибся: в 2019 году Toyota и в самом деле заработала 250 миллиардов долларов чистого дохода, продав 10 миллионов автомобилей. По мнению Жан-Поля, это на 20% больше чем доход Apple. В 2019 году Apple заработала 260,2 миллиарда долларов. Это мелочь, к тому же реальные данные работают на версию месье Гассé лучше, чем приведенные им. И то, что ему возражают журналисты – эмоции. Стив Балмер, возглавлявший Microsoft в 2007 году, высмеял iPhone и не менее убедительно доказал, что это никому ненужная чепуха, идею розничных Apple Store в 2001 называли разорительной глупостью, поскольку “У Gateway это не получилось, вы то куда лезете?” Много подобных эпизодов нашли в прошлом. Они забавны и поучительны – но ничего не доказывают.
В чем цель проекта Titan? Новая (революционная) версия CarPlay, операционная система для чужих автономных транспортных средств, превращение салонов автомобилей других производителей в футуристический пространственный пользовательский интерфейс или, все-таки, автомобиль?
Точного ответа мы не знаем, и если проект закончится выходом на рынок каких-то его результатов, Apple в любом случае нас удивит. Все варианты, в которых Apple не контролирует полностью основные элементы комплекса, отметаем. Остаются два. «CarPlay Pro Max Plus» и автомобиль. Операционная система, интерфейс для салона и целый ряд других аспектов “великой тайны”, о которых известно (если это не мистификация), для версии CarPlay избыточны. Но и это – эмоции.
Патент Apple, описывающий переходные процессы в управлении тормозной системой
Чуть ли не каждую неделю американское бюро по патентам и торговым знакам выдает Apple очередную порцию патентов, на этот раз их 64. Есть ли в них что-то про Apple Car? Это называется “навскидку”. Есть. Патент номер 10,661,764 “Переходные процессы в управлении тормозной системой”, где описывается автоматическая тормозная система и её состояния – подробно и досконально. Это часть CarPlay?
В патенте номер 10,661,748 описывается “Система безопасности пассажиров с использованием AirBag”, в патенте номер 10,661,669 – “Зарядная станция с пассивными направляющими для транспортных средств”, в патенте номер 10,662,676 описана конструкция скрытой защелки для дверей транспортного средства.
Зарядная станция для транспортных средств
Система безрпасности
Во всех этих патентах указано, что они имеют отношение к самому секретному в Apple проекту Titan. Имитация для введения всех в заблуждение? Десятки, если не сотни, высокооплачиваемых специалистов, потратили кучу времени и усилий на имитацию? По-моему, даже для Apple это было бы слишком. Так над чем они все-таки работают? Давайте порассуждаем в комментариях и в нашем Telegram-чате.
Tesla Model 3 в белом салоне больше всего похожа на автомобиль Apple (но Илона Маска пока не купить)
Читайте также
Последние новости