Это какой-то театр абсурда. Акции IT-компаний бьют рекорды, как будто с пандемией уже покончено и все её ужасы позади, а в информационных технологиях – победный бум. Увы, до победы над COVID-19 по-прежнему далеко как до Луны. Будто бы скорость, с которой вирус покоряет планету, снижается. Даже если это правда, о победе говорить рано. Бума в IT-индустрии тоже вроде бы нет – ни ажиотажного спроса, ни заметного роста продаж, ни увеличения числа занятых в отрасли не наблюдается. Только ожидания и предвкушения. И надежда на чудо. Но некоторые из экспертов в чудо не верят. Тем временем, 1 июня Apple был предъявлен иск на сумму в триллион долларов. Вот так нежданчик!
По мнению этих “некоторых экспертов”, в беспрецедентных достижениях IT-компаний на бирже сами эти компании не виноваты. Деньги подешевели, только и всего. Поэтому их стало больше. Просто и изящно. А зачем сложности (детали, подробности, примеры)? На фоне самого страшного за последние три четверти века стихийного бедствия, когда всё рушится и разоряется, всё большему числу компаний удается извлечь из происходящего пользу для себя и даже выгоду. Ничего безнравственного или аморального: многое из того, что приносило доход в недавнем прошлом, теперь не работает, зато спрос на многие виды и формы услуг вырос на порядок. Он все еще не удовлетворен, и рост доходов во время “чумы” – явление пока еще не всеобщее, но и не редкое.
Говорить о буме в IT-индустрии не приходится. Как и в большинстве других отраслей, здесь сокращают персонал, компании разоряются и закрываются. Некоторые ищут (и обычно находят) выход из ситуации. У других на это нет денег (которых будто бы стало больше). У IT-гигантов, которые тоже понесли серьезный ущерб, денег и нестандартно мыслящих сотрудников хватает.
И массовый рост котировок на бирже (а это, кроме всех прочих её достоинств, еще и чувствительный барометр ситуации на рынке) неслучаен. Понять бы еще чем это кончится, и куда всё это приведет – но об этом мы подумаем позже, когда пандемия и в самом деле закончится, и тайны сегодняшнего дня перестанут быть тайнами.
Прежде всего, оценим сумму моральной компенсации, затребованной истцом от Apple. За долгие годы бесконечных судебных тяжб Apple доводилось проигрывать и выигрывать миллиарды долларов – триллион долларов, или 1 000 000 000 000 (так внушительнее, и уровень самооценки мистера Паркера из Миссури понятнее) – абсолютный рекорд. Если бы иск был принят к рассмотрению и удовлетворен в полном объёме, мистер Паркер стал бы самым обеспеченным человеком в мире. Он был бы на 866 миллиардов долларов круче, чем глава Amazon Джеф Безос, занимающий верхнюю позицию в списке самых богатых людей в мире, у которого жалкие 113 миллиардов.
Но это в теории, потому что даже если бы федеральный судья по восточному Миссури вынес решение не в пользу Apple, его было бы невозможно выполнить. У Apple просто не хватило бы денег. Она разорилась бы и прекратила своё существование.
Фрагмент искового заявления
А теперь – суть иска. 29 октября 2018 года Рэйвон Паркер обратился в Apple Store в Сент-Луисе по поводу неисправности в принадлежащем ему iPhone. iPhone отремонтировали, но, по словам истца, “сотрудник Apple Store оставил смартфон у себя обманным путем, зная, что это первый смартфон, в котором есть новые функции”. Да, это дословный перевод. Исковое заявление было подано 1 июня этого года и рассмотрено федеральным судьей по восточному округу Федерального суда по штату Миссури. Рассмотрение заняло много времени, но вовсе не из-за сомнений судьи в неадекватности иска.
Судья, как и мы с вами, не понял, что же все-таки произошло. Пришлось провести расследование. Показания сотрудника Apple Store, подтвержденные документально, пролили свет на загадочную ситуацию: Мистер Паркер отдал в ремонт iPhone с установленной на него версией iOS, которая еще не вышла (вот и первый смартфон с новыми функциями), сотрудник Apple Store предупредил истца о том, что он обязан переустановить систему (“обманул истца”), с чем истец был согласен, но получив отремонтированный смартфон обнаружил, что “функций, которых ни у кого нет” у него больше не было. Скорее всего, очередной любитель джейлбрейка. Исковое заявление к рассмотрению не принято.
В настоящий момент, как и лет сто тому назад, компания с самой большой рыночной капитализацией (у этого термина есть интуитивный, но не вполне корректный синоним “самая дорогая компания в мире”) – Saudi Aramco – занимается нефтедобычей. Правда, в биржевых торгах участвует лишь небольшая часть её пакета акций, несколько процентов, из-за чего даже в самых неблагоприятных ситуациях её капитализация не пострадает.
В настоящий момент биржевая капитализация Saudi Aramco где-то между 1,6 и 1,7 триллионами долларов. Более точное значение для нас неважно, потому что рыночная капитализация компании, занимающей в этом списке второе место, заведомо ниже: 1,53 триллиона долларов.
Это Apple, одна из IT-компаний, занимающих в пятерке самых богатых компаний четыре позиции.
Исторический момент — Apple стала стоить 1,5 триллиона долларов
Суммарная капитализация всех IT-компаний в пятерке “триллионеров” – 5,34 триллиона долларов – в 3,14 или в 3,34 раза превосходит самых богатых сырьевиков.
На третьем – Microsoft, с рыночной капитализацией в 1,49 триллиона. На четвертом – Amazon, которой некоторые аналитики предрекают (с 2016 года) лидерскую позицию в этом списке, у неё 1,32 триллиона. На пятом, как и прежде, Alphabet (холдинг, владеющий Google) – рыночная капитализация которого с февраля этого года и до вчерашнего дня была ниже триллиона долларов. Теперь у Alphabet, примерно, один триллион.
Год начался для Apple не очень хорошо, но даже во время коронавируса она умудрилась стать одной из самых дорогих компаний
Читайте также
Последние новости