Наблюдатели обнаружили в Apple случай «каннибализма». Этим термином обозначается конкуренция между брендами внутри одной компании. В 80-е борьба с такими явлениями в Apple принимала острые и зрелищные формы и, развлекая сторонних наблюдателей, она наносила компании реальный вред. С тех пор Apple повзрослела и стала мудрей, в ней больше никто никого не ест – но так хочется чего-нибудь яркого и сенсационного. И вот оно, открытие: Apple AirPods «каннибалят» Apple Watch. Отнимают у них рынок. Потому что продажи умных наушников растут, а продажи умных часов – наоборот, падают. Правда и те, и другие, несмотря на это, остаются лидерами в своих сегментах мирового рынка, но это не должно вводить нас в заблуждение.
В 80-е и 90-е годы прошлого века конкуренция между Apple II и Mac’ами закончилась убийством одной из этих платформ. Оно до сих пор до конца не раскрыто, виновные в нем не названы, и когда-нибудь мы еще вернемся к этой истории. К нынешней ситуации она, как ни удивительно, не имеет никакого отношения. Нынешний случай на «каннибализм» ни разу не похож. Нашлись люди, которые объявили происходящее сейчас этим термином, но у него есть более простое (и, видимо, более правильное) объяснение.
Из-за пандемии спрос на умные часы должен был снизиться. В период карантина наручные часы стали менее актуальными, далеко не все носят их дома. Спрос на наушники, в том числе и на умные, наоборот, из-за карантина вырос. Как на средство индивидуальной защиты от шума издаваемого домашними.
Поэтому, даже несмотря на проблемы с AirPods (путаница с апдейтами, а в случае с AirPods Pro еще и "горе от ума" с активным шумоподавлением), их продажи выросли.
Компания Canalys исследовала ситуацию с продажами умных часов в первые три месяца этого года. Раскрыв в том числе и одну из наиболее тщательно скрываемых Apple тайн: сколько Apple Watch было продано с января по март в 2020 году, и с января по март годом раньше. В штуках.
В первом квартале 2020 года всеми производителями умных часов в мире их было продано 14,3 миллиона штук, что на 12% больше, чем в первом квартале мирного прошлого года, когда их было продано всего 12,7 миллиона. Продажи Apple Watch наоборот, сократились на 13% по сравнению с аналогичным кварталом прошлого года, с 6,0 миллиона штук до 5,2 миллиона – и у Apple теперь всего 36,3% этого рынка (год назад было 46,7%).
Зато число активных пользователей watchOS (операционной системы в Apple Watch, производной от iOS) выросло на 4 миллиона, до 70 миллионов. Предполагается, что к концу 2020 года их число достигнет 100 миллионов. Для пяти лет существования Apple Watch и их операционной системы (в апреле им исполнилось 5 лет) – очень неплохо. Пока никому не удалось сравниться в этом с Apple.
Зато у Huawei – очевидный, бесспорный и откровенно потрясающий результат: в первом квартале 2020 компания продала более чем в два раза больше умных часов, чем в таком же квартале прошлого года. Рост на 113%, с одного миллиона штук до 2,1 миллиона. Компания поднялась с четвертой позиции на вторую.
Таблица с результатами исследования Canalys
Обратите внимание на приписку мелким шрифтом под «турнирной таблицей»: доли рынка могут в сумме быть больше или меньше 100%, из-за округлений.
До осени 2018 года эта категория называлась просто и категорично: “Прочее”. Потом её переименовали. Общего мнения о причинах этого переименования, как ни странно, нет до сих пор. Многие в нашем Telegram-чате считают, что это было сделано для отвлечения внимания от еще одного изменения в отчетности Apple, введенного одновременно с ним: именно тогда компания перестала публиковать сведения о количестве проданных Mac’ов, iPad и iPhone.
Но мне официальная причина, заявленная финансовым директором Apple Лукой Маэстри, все же кажется естественней и понятней: входящие в категорию «Прочее» умные часы и умные наушники стали к тому времени слишком важной статьёй дохода, хотя все еще не настолько важной, чтобы выделить их в отдельные категории в отчетах. С осени 2018 года эта категория называется (в оригинале) по-яблочному изящно и даже красиво: «Wearables, Home and Accessories». Перевод, сохраняющий исходную красоту нового названия, все еще, насколько мне известно, не придуман. Наименее плохой вариант из плохих: “Носимые устройства, устройства для HomeKit и аксессуары”. От Apple Watch, AirPods, AirPods Pro, НomePod и Pro Display XDR(!) до мышей, клавиатур, чехлов для iPhone и iPad и адаптеров.
Это лишь часть новой категории устройств Apple
Если бы “Wearables, Home and Accessories” были отдельной компанией, она занимала бы в списке Fortune, престижном рейтинге 500 самых доходных американских компаний, 140-е место. В первом квартале 2020 года доход этой категории достиг своего исторического максимума – она принесла на счета Apple 6,3 миллиарда долларов (в первом квартале год назад – всего 5,1 миллиарда). Это больше, чем доходы от продажи Mac’ов (5,4 миллиарда) и iPad (4,4 миллиарда). Это больше чем половина от всего дохода Amazon в том же квартале (11,0 миллиарда). Очевидно, что большую часть из 6,3 миллиарда принесли Apple Watch и AirPods/AirPods Pro.
Думали, AirPods и Apple Watch никак не связаны?
Читайте также
Последние новости