Все, кто пользовался Safari на iPhone, iPad или Mac, наверняка замечали, что изначально поиск осуществляется с помощью Google. Уже потом в настройках пользователь может изменить поисковую систему по умолчанию и даже выбрать российский «Яндекс», однако раньше Apple вообще предоставляла выбор только между Google, Yahoo и Bing. Конечно, такие привилегии крупнейший поисковик в мире получает не просто так — Google ежегодно выплачивает Apple солидную сумму, чтобы оставаться поисковой системой номер один в iOS на всех мобильных устройствах Apple. Ходят разные слухи о размере этой выплаты, сколько же она составляет на самом деле?
Управление по защите конкуренции и рынкам (CMA) Великобритании в своем новом отчете пролило свет на эту тайну. По данным ведомства, Apple каждый год получает от Google 1,5 миллиарда долларов США (1,2 миллиарда фунтов стерлингов), а взамен предоставляет поисковику право оставаться поисковой машиной по умолчанию в iOS. Зачем им понадобилось разглашать такую информацию? В Великобритании считают, что подобные отношения между Apple и Google негативно влияют на Bing (поисковую систему от Microsoft), Yahoo (поисковик, который купил американский сотовый оператор Verizon) и независимую поисковую систему DuckDuckGo. Apple позволяет пользователям устанавливать эти поисковые системы по умолчанию в настройках Safari, но если пользователь не будет ничего делать, он останется с поиском Google.
Регуляторы Великобритании считают, что правоохранительным органам должен быть предоставлен ряд возможностей для участия в договоренностях между Apple и Google, чтобы обеспечить более равные условия для других поисковых систем.
Учитывая влияние настроек по умолчанию в мобильных устройствах и значительную долю Apple на рынке, мы считаем, что существующие договоренности Apple с Google создают существенный барьер для входа и расширения других поисковых систем, что влияет на конкуренцию между поисковыми системами на мобильных устройствах, — отмечают регуляторы.
Как они предлагают решить эту проблему? По мнению представителей ведомства, при первом запуске Safari Apple может выводить на экран устройства всплывающее окно, в котором предложит выбрать поисковую машину по умолчанию. Вроде того, когда вас спрашивают разрешение на использование геолокации. Если регулятор пойдет с этим в европейский суд, у Apple действительно могут возникнуть проблемы. В то же время компания сможет исполнить решение суда только на территории Великобритании, а в остальных странах оставить все, как есть.
Apple позволяет сменить поиск по умолчанию в настройках, но законодателям этого мало
Что меня больше всего удивило, в отчете CMA говорится, что 1,5 миллиарда долларов — сумма, которую Google платит Apple за право оставаться поиском по умолчанию только в Великобритании. То есть дополнительно поисковик платит еще и в США, Германии, Канаде и других странах. Сомнительно, что каждая страна обходится Google в миллиард долларов, поисковику это было бы просто не выгодно. Сейчас Google окупает вложенные средства с помощью рекламных кампаний и систем, которые собирают данные о посещении сайтов.
За много лет сотрудничества (а это продолжается как минимум 10 лет) Apple и Google так и не назвали конкретные суммы сделки между собой, которые касаются поиска в iOS. Если учесть, что на компьютерах Mac Google тоже является поиском по умолчанию, счет идет на миллиарды долларов. В 2018 году аналитики сообщали, что в скором времени поисковик может платить Apple от 6 до 9 миллиардов долларов в год за сохранение за собой звания стандартного поиска iOS.
Сейчас на сохранение места в iOS уходит треть всех затрат на приобретение трафика поискового гиганта. Похоже, глядя на распространение iOS-устройств и на то, что половину выручки от рекламы, связанной с поиском, Google получает от интеграции в мобильную платформу Apple, в Купертино заметно осмелели. Поэтому Google рассчитывает сократить платежи другим компаниям и продолжать увеличивать свои платежи в Apple.
Быть поиском по умолчанию на iPhone обходится недешево
Читайте также
Последние новости