Недавний взлом Twitter, устроенный школьником ради биткойнов, — настолько громкое событие, что в его тени могла потеряться не менее важная история с компанией Garmin. А ведь там имели место несколько дней недоступности сервисов, последствия, затрагивающие авиацию, судоходство и множество простых пользователей, и даже потенциальная угроза человеческим жизням. Расскажем поподробнее, от чего твое внимание отвлекли угнанные аккаунты Маска, Обамы и Гейтса.
Если ты домосед, то есть некоторая вероятность, что о компании Garmin ты слышишь впервые. А между тем это крупная и весьма успешная корпорация, входящая в индекс «пятисот ключевых компаний США», S&P 500.
Компанию Garmin основали два человека, американец и тайванец, вместе работавшие в восьмидесятые инженерами-электронщиками в американской авиапромышленности. В те годы Гэри Баррелл (Gary Burrell) был заместителем начальника инженерного отдела компании King Radio, выпускавшей в том числе системы радионавигации для самолетов. В его отдел пришел новый сотрудник — доктор Мин Као (Min Kao), который до этого работал в нескольких компаниях, сотрудничавших с армией США и НАСА, над новыми технологиями в этой отрасли — навигацией по сигналам спутников.
Коллегам было очевидно, что у технологии большое будущее, в том числе и коммерческое. Но руководство считало иначе — оно было занято реорганизацией бизнеса в связи с чередой поглощений более крупными компаниями.
Устав заниматься уговорами, Гэри и Мин в 1989 году взяли все свои накопления, подзаняли у друзей и знакомых, собрали четыре миллиона долларов — и открыли свою собственную компанию с десятком инженеров в качестве сотрудников.
Время было самое подходящее. Система GPS только-только перешла во вторую фазу и стала доступной для гражданского использования. Армейский переносной приемник спутниковых сигналов, вставший на вооружение всего год назад, весил с батареями десять килограммов, и интерфейс у него был абсолютно не юзер-френдли.
Пионерами, впрочем, стать не удалось — на разработку своего продукта ушел год, а за это время на рынке кое-что появилось. Но коммерческому успеху это не помешало — первая модель компании, универсальный навигатор для кораблей и самолетов ProNav 100, оказалась настолько популярной, что даже втянула компанию в небольшой копирайтовый скандал. Компания-конкурент выпускала продукт под маркой Navpro и грозила судом за слишком похожие названия. Пришлось переименовываться.
Именно из-за этого курьеза Garmin и получила свое имя — новое название составили из имен основателей. А дальше — история успеха и неуклонного расширения бизнеса. В Войне в Персидском Заливе 1991 года американские солдаты поначалу использовали купленные за свои деньги GPS-навигаторы Garmin — контракт с армией не заставил себя ждать.
Компания смело осваивала новые рынки, а порой даже создавала их. В 2003 году они начали выпускать наручные девайсы для бегунов, сохраняющие информацию о пробежках, — задолго до моды на умные часы и фитнес-браслеты. Да и вообще в компании быстро сообразили, что их главный товар — GPS-навигацию — можно продавать самым разным клиентам, объединенным лишь стремлением к странствиям, и что разным сегментам этого рынка можно предлагать весьма специализированные товары.
И теперь Garmin продает GPS-навигаторы для самых разных условий использования — совмещенные со спутниковым телефоном и маячком для спасателей, встроенные в ошейники для собак и в часы для подводного плавания, предназначенные для гольфистов и велосипедистов, домов на колесах и мотоциклов, решения для обычных пользователей, для бизнеса и для военных... Кроме навигаторов, компания выпускает и разнообразные датчики, а также специализированные компьютеры для велосипедистов, наручные баллистические вычислители для стрелков, морские сонары и радары и даже прицел для лука с лазерным дальномером!
Но, развивая все эти новые направления, компания не забывала и о том, с чего отцы-основатели когда-то начинали. Garmin производит устройства авионики (авиационной электроники) — от специализированного планшета, который работает из коробки и просто крепится на штурвал, до многофункциональных панелей управления, которые встраиваются в кабину, интегрируются с радарами и автопилотами — тоже производства Garmin.
Самая последняя модель даже обладает функцией экстренной полностью автоматической посадки — достаточно просто нажать красную кнопку, и автопилот сам найдет место для посадки и произведет ее. Весьма полезная функция — богатому пенсионеру, владельцу маленького самолетика, вполне может стать плохо в полете, такое уже неоднократно случалось.
Впрочем, продукты Garmin стоят не только на маленьких частных самолетах, но и на более серьезных реактивных машинах бизнес-авиации. Иными словами, компания, в восьмидесятые начавшая свой путь практически в гараже, сегодня — как и положено в архетипической истории — стала всемирно известной, а ее создатели заняли места в списке миллиардеров журнала Forbes.
Подробно рассказать об истории успеха компании было нужно, чтобы пояснить, насколько хорошо там умеют зарабатывать деньги. Дизайнеры и инженеры Garmin делают качественные устройства, для того чтобы покупатели были готовы переплатить за бренд с хорошей репутацией. Компания предлагает товары с учетом специализированных потребностей, чтобы входить на нишевые рынки. Руководство не забывает, что военные хорошо платят, а инвестиции в инновации окупаются.
И наконец, в Garmin хорошо знают, что недостаточно просто продать один товар — нужно создать инфраструктуру, чтобы клиенты радостно покупали сопутствующие товары, дополнительные аксессуары и подписывались на платные сервисы, которые сделают их жизнь удобнее.
Например, сервис flyGarmin для обновления авиационных баз данных и приложение Garmin Pilot — многофункциональный инструмент для планирования полетов. Прокладка маршрутов, прогноз погоды в реальном времени, отображение специальных предупредительных сигналов для авиации — а также ведение отчетности, вычисление расхода топлива и синхронизация всего этого на разных устройствах.
Короче, это приложение превращает телефон или планшет в полноценный электронный планшет летчика и очень сильно облегчает штурманскую работу, необходимую, если полет хоть сколько-нибудь сложнее развлечений в аэроклубе по выходным.
В странах Запада купить частный самолет, получить на него права пилота и летать на нем — гораздо проще, чем в России, и число таких самолетов, соответственно, гораздо выше. Это ведет к тому, что приходится как-то совмещать авиационные реалии, рассчитанные на профессиональных пилотов с длительной подготовкой, с тем, что ими могут пользоваться и пилоты-любители. На практике каждый летчик сам решает, насколько ему нужно заучивать авиационный жаргон и подражать профессионалам, — и современные технологии могут сильно облегчить эту задачу. Но и обходиться без них в случае чего будет очень непривычно.
Схожие услуги Garmin предлагает владельцам катеров и яхт, водителям-дальнобойщикам и компаниям-грузоперевозчикам. Множество любителей фитнеса использует их сервис Garmin Connect, который позволяет сохранять, анализировать и синхронизировать между несколькими устройствами данные о занятиях спортом — маршрут, длительность, график пульса. Через него же выполняется интеграция с популярным сервисом Strava — своего рода социальной сетью для бегунов, велосипедистов и других спортсменов.
И все эти нужные многим людям функции обрабатываются на серверах компании.
Материалы из последних выпусков становятся доступны по отдельности только через два месяца после публикации. Чтобы продолжить чтение, необходимо стать участником сообщества «Xakep.ru».
Членство в сообществе в течение указанного срока откроет тебе доступ ко ВСЕМ материалам «Хакера», увеличит личную накопительную скидку и позволит накапливать профессиональный рейтинг Xakep Score! Подробнее
1 год7690 р. |
1 месяц720 р. |
Я уже участник «Xakep.ru»
Читайте также
Последние новости