Может показаться, что в цифровом мире выходить за рамки закона безопаснее, чем в реальном: проще уничтожить следы преступления, да и специалистов нужного профиля в органах не так много. На самом деле это не так. Я семь лет служил в органах предварительного следствия (следственный комитет, МВД) и расследовал много преступлений в сфере информационных технологий. В этой статье я расскажу, чего ждать и как облегчить свою участь, если ты попал в поле зрения правоохранительных органов.
Будем надеяться, ты читаешь эту статью из любопытства, а не из насущной необходимости!
Преступления в сфере IT очень разношерстные. Выделю основные, с которыми приходится сталкиваться почти каждый день.
К этой категории относится мошенничество с помощью фишинга, кража денежных средств со счетов, в том числе кардинг.
Скоро десять лет, как появился нелегальный маркет Silk Road, и с тех пор борьба с анонимными торговыми площадками не утихает по всему миру. По‑прежнему находятся авантюристы, которые верят, что их онлайновый магазин никто не найдет. Достаточно глянуть статистику, и ты увидишь, сколько подобных бизнесов прикрывают каждый год — это огромные цифры; а ведь за сбыт наркотиков в РФ можно запросто отсидеть четверть века!
Этот и следующий пункт называют «народными статьями», и вот почему. Правоохранительная система любит статистику: чем больше людей привлекают к ответственности, тем лучше — от этого зависят премии, награды, звания сотрудников.
Несколько лет назад в законодательстве был баг, который позволял привлекать к ответственности «гиков», покупающих мобильные телефоны, GPS-маячки, микрокамеры, не имеющие лицензирования на территории РФ, — за приобретение средств для негласного получения информации.
О сроках за «мемасики» или «репосты» слышал каждый. Сейчас по этой статье не так лютуют, и все же сотни людей уже получили свои, хоть и условные, но сроки и судимости.
Это уже настоящая хакерская статья, и довольно редкая. Чем менее распространен состав преступления, тем он интереснее для статистики. Так что если ты попадешь в поле зрения органов в связи с чем‑то подобным, то и «разрабатывать» тебя будут усерднее обычного.
На этот состав нарываются любители торрентов: скачал и забыл удалить — считай, что уже совершаешь преступление. Словил зловред и передал свой ПК ботнету? За тобой придут.
У нас в органах «вычисляют по IP» безо всяких шуток. Тот, кто попался подобным образом, скорее всего, окажется не злостным хакером, а невинным любителем крякнутых программ. Тем не менее без изъятия техники дело не обойдется.
Особо отмечу, что по Уголовному кодексу мошенничества, кражи, незаконный оборот наркотиков через интернет влекут за собой более тяжкие санкции, чем те же преступления, совершенные без использования информационных технологий.
Киберпреступления сложнее раскрыть, поэтому не так давно их «отягчили» — теперь эти составы тяжкие и особо тяжкие. Так что за кражу двух тысяч рублей из кармана сумки ты будешь сидеть на «подписке о невыезде» в ходе предварительного следствия и отделаешься условным сроком, а если украл две тысячи со счета банковской карты, то запросто можешь быть арестован и получишь вполне реальный срок до десяти лет.
Если ты перешел черту закона (по невнимательности или намеренно), то ни завтра, ни послезавтра за тобой, скорее всего, не придут. Даже оперативные подразделения отягощены бюрократическими требованиями и не всегда оправдывают свое название и действуют оперативно.
К тому же во всех учебниках об оперативно‑разыскной деятельности рекомендуют не торопиться, а капитально закрепиться в доказательствах. Если схватить злоумышленника слишком рано, то все труды могут пойти насмарку: не хватит доказательной базы и его придется отпустить.
Сотрудники правоохранительных органов далеко не всегда умнее преступника, но они умеют ждать. Я встречал случаи, когда киберпреступников разрабатывали больше года. Рано или поздно злоумышленник потеряет бдительность и совершит явную ошибку. Тут‑то ему можно вменить сразу совокупность преступлений. Ведь каждая кража или другое действие — это отдельное преступление, и органам всегда выгоднее привлечь человека за 10–20 преступлений, чем за одно.
Первая «нить» может идти откуда угодно: информаторы, данные провайдеров, какие‑то аналитические результаты трафика или сообщение граждан о совершенном в отношении них противоправном действии.
По каким признакам можно понять, что ты «под колпаком»? Главный инструмент — интуиция. Но есть и более объективные признаки.
Если ты действительно делаешь что‑то противоправное, то у тебя еще может быть шанс вовремя остановиться. Впрочем, если сотрудники органов начали опрашивать соседей или родственников в открытую — значит, разработка тебя подходит к заключительному этапу и уже есть материал проверки, который готовятся передать следователю для возбуждения уголовного дела.
Прежде чем возбудить уголовное дело, правоохранительные службы рассматривают материал проверки. Если такой материал существует, значит, у правоохранительных служб уже есть сведения о возможном совершении преступления.
Одна из тактик — собрать все доказательства на этой стадии, чтобы расследование уголовного дела не затягивалось. Иной раз после рассмотрения материала проверки следователю остается только процессуально оформить и направить уголовное дело в суд.
Фишка в том, что проверка длится до 30 суток, затем сотрудник выносит формальное постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, прокурор отменяет это постановление и срок проверки начинается заново. Таким образом рассматривать материал проверки и искать доказательства можно долго: я видел материалы проверки пятилетней давности, и это вовсе не редкость.
Материалы из последних выпусков становятся доступны по отдельности только через два месяца после публикации. Чтобы продолжить чтение, необходимо стать участником сообщества «Xakep.ru».
Членство в сообществе в течение указанного срока откроет тебе доступ ко ВСЕМ материалам «Хакера», позволит скачивать выпуски в PDF, отключит рекламу на сайте и увеличит личную накопительную скидку! Подробнее
1 год7690 р. |
1 месяц720 р. |
Я уже участник «Xakep.ru»
Читайте также
Последние новости