Бывший сотрудник мобильного подразделения Microsoft Christian Hernandez поделился своим мнением и рассказал, почему компания не смогла захватить мобильный рынок, хотя она имела для этого все возможности. Вот история, которой он поделился в своём блоге.
Если посмотреть на Windows Phone, то становится обидно, как Microsoft могла просадить всё наследие Windows CE? У компании было всё, она была первой, но в итоге осталась ни с чем из-за своей бюрократии.
Ed McCahil, руководитель отдела маркетинга Microsoft в 2007-2010
Эти слова относятся и ко мне, ведь я пришёл в команду Windows Mobile в 2002 году. Тогда мне казалось, что мы можем стать лидерами зарождающегося мобильного рынка, когда телефоны превращались в смартфоны.
Это сейчас идёт война между iOS и Android, а всё начиналось с PDA (Personal Digital Assistant, в России их знали как КПК – карманный персональный компьютер). У Apple был Newton, но особой популярности он не получил. Первым по-настоящему массовым устройством стали творения Palm.
Вскоре Microsoft запустила платформу PocketPC, она работала на Windows CE. Nokia показала свой первый смартфон в 1996 году, но популярность компании принесло сотрудничество с Symbian, всё началось с запуска Nokia 9210 Communicator в 2001 году.
Когда в 1999 году Билл Гейтс презентовал своё видение смартфона на Windows CE, в мире телефонов был бардак, но у Microsoft были все возможности:
Microsoft вела войну на нескольких фронтах
График показывает, что в мире мобильных устройств всё было разнообразнее, чем сейчас. Тогда значительные доли занимали Nokia и Microsoft, а также Palm, RIM (теперь известная как Blackberry). Nokia двигала Symbian через операторов за пределами Америки. Palm почитали ценители КПК, компания продвигала серию Treo. RIM снабдила своими устройствами офисных сотрудников, особенно напирая на банковский сектор. Так что Blackberry и банковский клерк стали неразделимыми понятиями.
Чтобы победить конкурентов, Windows Mobile должна была отвечать требованиями всех покупателей.
То есть также хорошо заменить компьютер, как Palm, телефонные функции не должны были уступать Nokia, а синхронизация почты работать не хуже, чем на Blackberry. Ну и всё это нужно было поместить в маленькую коробочку.
Microsoft не работала с производителями телефонов
Связи с HP, Dell, IBM не играли особой роли, эти бренды не были лидерами мобильного рынка. В начале 2000-х помнили другие имена: Nokia, Siemens, SonyEricsson, Samsung. В итоге Microsoft выпустила первое поколение смартфонов, используя возможности никому не известной на тот момент компании, через несколько лет она превратилась в HTC.
На тот момент SonyEriccson не хотела ничего выпускать с Windows Mobile, такое устройство появилось намного позднее, ну а Nokia… во что превратилась Nokia мы увидели через 15 лет.
Для пользователей или для бизнеса?
Microsoft не могла понять, для кого она работает. Компания хотела дать отпор союзу Nokia и Symbian, выпустив телефон для покупателей вне бизнес-среды.
Его хотели заинтересовать сервисами Microsoft: Xbox, MSN Messenger, Internet Explorer. Но по меркам Microsoft платформа Windows Mobile была небольшим бизнесом, а деньги приносили софт для серверов и офисные приложения. Тем временем начались проблемы у RIM, которая не успевала обновлять серверы до новой версии Exchange. Так что Microsoft решила захватить этот бизнес, заодно похоронив RIM.
Поэтому в компании изменили приоритеты: если раньше главным врагом была Nokia, то теперь началось соперничество с RIM.
Решение принимал покупатель
Значок Windows помогал продавать компьютеры, по задумке Microsoft, он должен был двигать и продажи смартфонов компании. Но оказалось, что пользователям было всё равно, какая система внутри. Люди хотели модные “раскладушки” в стиле Motorola RAZR, 8-мегапиксельные телефоны с качественными камерами как у Nokia или дешёвые мобильники в духе простых моделей LG. На тот момент главной функцией в телефоне были звонки. А в этом первые версии устройств на Windows Mobile не были сильны, так что выручала комбинация Ctrl+Alt+Delete.
Клавиатура против тачскрина
Для использования КПК нужен стилус, одной рукой держишь устройство, второй тыкаешь в экран пером. Приходится использовать обе руки в работе, поэтому казалось, что идеальным смартфоном нужно управлять одной рукой, освободив вторую. Как доказали продажи iPhone и Android, покупателями было всё равно. Если появляется больше возможностей, тогда люди голосуют за двуручный вариант управления. Тем временем Microsoft решает победить RIM и работает над устройствами с клавиатурами, а не тачскринами.
Концепция бизнеса смотрела назад, а не вперёд
Microsoft зарабатывала огромные деньги, продавая лицензии сборочным предприятиям. Это как секретный рецепт Кока-колы в мире технологий. По версии компании, та же методика должна сработать и в мире мобильных устройств. Нужно заставить заводы платить отчисления за использование Windows, а они уже сами пусть занимаются сборкой устройств на Тайване.
Но в мире мобильников всё иначе. Операторы по-прежнему компенсировали часть стоимости телефонов покупателям, так что значение операторов было выше, чем сборочных предприятий или разработчиков мобильных систем. На тот момент лицензия Microsoft на Windows Mobile стоила $10.
Причём в самой Microsoft сообразительные люди уже понимали, что пора уходить от продажи таких лицензий, переключаясь на извлечение прибыли из сервисов. Эх, если бы к такому мнению прислушивались.
Microsoft не придумывала ничего нового, зато у конкурентов вокруг Microsoft рождались свежие идеи.
Теперь, например, Xiaomi использует такую методику, продавая очень дешёвые телефоны, но планируя зарабатывать на услугах в будущем. Apple взяла старую модель, предложив покупать устройства по $500 без каких-либо субсидий. И люди пускают по ним слюни! Android пошёл другим путём, появилась открытая ОС с богатыми возможностями, куда более интересными, чем предлагала Windows Mobile.
Интернет поменялся
Последние гвозди в крышку гроба с Windows Mobile забили в 2007 и 2008 годах, когда Apple показала iPhone, а Google запустила Android. Они поняли, какие устройства хотят покупатели. Microsoft, RIM и Nokia пытались адаптировать интернет под маленькие экраны телефонов. Android и iOS появились с новыми браузерами, предлагая полную поддержку HTML, а покупатели проголосовали своими кошельками, всем понравились большие дисплеи с удобными функциями.
Итоги
Google и Apple выиграли войну мобильных систем, Microsoft так и не смог занять больше 15% рынка мобильных телефонов.
Как работник Microsoft, который участвовал в этих боях на протяжении многих лет, у меня было время на размышления, чтобы понять, какие ошибки сделали в компании. Получается, что было много маленьких проблем, которые привели к таким последствиям.
Посмотрите это видео, где Стив Балмер смеется на iPhone в 2007 году. Он говорит, что телефон не купят бизнесмены, ведь тут нет клавиатуры. Да кому вообще нужен телефон за $500?!
К чему это привело, все в курсе.
Вот такая история. Мне она понравилась, потому что коротко и понятно описаны основные причины провала Microsoft на мобильном рынке. Компания не успела (а может, не захотела) адаптироваться к реальности. Лень, бюрократия, отсутствие планов на будущее? Отличный пример для остальных, как не надо заниматься бизнесом и потерять всё, имея столько возможностей.
Читайте также
Последние новости