Великая интерфейсная революция, сравнявшая экранные элементы iOS 7 с поверхностью экрана, в 2014 году пришла и в OS X. Самое радикальное изменение интерфейса системы за всю её историю (по словам Крейга Федериги) было бережным и обошлось без жертв. Насчет “самого радикального изменения” я не уверен – но старший вице-президент Apple, отвечающий за развитие OS X и iOS тоже имеет право на собственное мнение.
Когда Mac OS X была еще совсем юной, в самом начале эпохи “больших кошек”, кого-то вдруг заинтересовало: а как будет обозначаться следующая после Mac 10.9 её версия? И вариантов было только три: Mac OS 10.10, Mac OS 11.0 (Mac OS XI) и все остальные.
Случился самый неинтересный вариант. На Mac OS 11.0 (Mac OS XI) новая версия системы откровенно не тянула, и стала Mac OS 10.10. И назвали её в честь национального парка, без капли юмора и намеков на что-то необычное. Mavericks – был раем для любителей самого экстремального сёрфинга на тихоокеанском побережье. Соленый океанский ветер, солнце, опасно высокие волны. Что-то в этом было, правда?
А Yosemite (читается “йосЭмити”) – это Йосемитский национальный парк, это пристойно до неприличия. Школа, “ботаники”, учебники, доклады на школьных конференциях. Никакого отрыва. Лучше бы они назвали новую версию OS X Cucamonga. Хотя бы нетривиально.
Кое-что нетривиальное, тем не менее, в Yosemite было. Фирменная картинка для рабочего стола в Mac OS 10.10 изображала одну из достопримечательностей национального парка, скалу необычной формы называющуюся El Capitan. Это же название следующей версии OS X! Но – тсс! Мы в 2014, об этом еще никто даже не догадывается. Это будущее.
Пользователи всегда и всем недовольны. Традиция. Когда на создание новых версий системы Apple тратила годы, это было плохо. Новшеств было много, и они радикально что-то меняли в Mac’овском мире – ужасно, старые Mac’и не могли с ними работать.
Начиная с Mac OS 10.8 “Mount Lion”, объявленной в феврале 2012 и вышедшей в свет в июле того же года, на создание очередных “больших” версий системы отводился всего год. В темпе, организованно, согласно плану. Четко и аккуратно. Как местные поезда в Швейцарии.
Естественно, пользователи были недовольны. Развитие системы замедлилось. Масштаб новшеств не впечатлял. Качество? Поводов для недовольства меньше не стало. Системы как капризные садовые культуры, они созревают сами. Пытаться их ускорить выдергивая ростки неэффективно.
Графики делают мир очень предсказуемыми,
– Швейк, хотите я скажу вам как будут звать вашу жену?
– Хочу, господин оберфельдкурат!
– Давайте пять крон. Спасибо. Её будут звать… пани Швейкова.
На самом деле графики (если они соблюдаются), планирование и прочие менеджерские штучки необходимы, полезны и почти безвредны. При надлежащем применении.
Просто на направлении главного удара была другая платформа, и другая операционная система, OS X повзрослела, мир (как обычно) сошел с ума – а подчеркнутая пристойность новых версий, как и регулярность их выхода, была изощренной формой бунта.
А что до багов и проблем – если вы создаете программное обеспечение, как бы вы его не тестировали и не перепроверяли (не укладываясь в сроки, смиренно принимая наказания), их все равно не избежать.
“.0” в обозначении версии операционной системы – это красный флажок, предупреждение об опасности. Так было в первых версиях Mac OS X, которые тоже выпускались ежегодно, в 2001 году их вышло даже две. Так было в “средние века Mac OS X”, когда с их выпуском не спешили. Ничего не изменилось. Системы падают, пользователи злобны, СМИ смакуют системные несуразности – все хорошо, у всех есть занятие по душе.
В новом “революционном” пользовательском интерфейсе Yosemite было кое-что очень необычное. Где-то все это я уже видел. Не один в один такое же, но что-то похожее, едва ли не только что – интерфейс Yosemite был несомненно сконструирован ребятами Айва, но влияние Windows Phone 7 и Windows 8 ощущалось на каждом шагу.
У самых заклятых друзей совпали взгляды на жизнь? Это тенденции или даже мода? И не проверишь: первой в мире по числу пользователей была MS Windows, второй OS X.
Судя по интерфейсным реалиям Android, мир мобильных операционных систем все-таки был поразнообразнее, это стало считаться модным и современным.
Ребята Айва оказались на высоте: OS X Yosemite, даже следуя моде, осталась Mac’овской операционной системой “до последнего пикселя”, бережно сохранив самое важное.
Правда, с прозрачностью дизайнеры немного переборщили. Иногда это и в самом деле красиво, но практично далеко не всегда. Меня позабавила парадоксальность ситуации: в OS X Mavericks создатели системы самоотверженно боролись за её живучесть. В смысле, за продолжительность работы в автономном режиме. За экономичность.
А в Human Interface Guidelines (название этого документа можно перевести, в том числе, и как “Наставления по Гуманным Интерфейсам”), в вариантах и для OS X, и для iOS, начиная с первых версий его и систем, нас учили не злоупотреблять прозрачностью.
У алгоритмов смешивания цветов слишком хороший аппетит, а эффект от наложения двух заранее неизвестных изображений запросто может оказаться неприемлемым. Mavericks увеличивала время работы на одном заряде на час или два, Yosemite рисовала интерфейс в туманных полупрозрачных тонах, транжиря энергию.
Но либо Human Interface Guidelines сообщали неправду, либо одно из двух: Yosemite с её расточительными интерфейсами практически не уступала в экономичности Mavericks.
Но главным достоинством Yosemite было другое: прозрачность выключалась в системных настройках удалением галочки из чекбокса. Интерфейс из-за этого “скучнел”, но это чьё-то личное мнение. Скучный вариант интерфейса мне нравится больше.
Надеюсь что слово “публичный” еще не запретили.
Во время презентации Yosemite случилась сенсация. Впервые с 2000 года, Apple обещала выпустить публичную бета-версию новой системы. В 2000 за бета-версию просили 29,99 долларов, предупреждали что она перестанет работать сразу после выхода настоящего релиза, использовать бету 2000 года для работы было невозможно – но действие имело успех.
Если бы не бета, багов и проблем в Mac OS 10.0 было бы еще больше. Первой версией Mac OS X которая на что-то годилась, была Mac OS 10.2 “Jaguar”.
Публичная бета-версия бесплатной Mac OS 10.10 была, естественно, бесплатной. Чтобы её приобрести требовалось подписать соглашение о неразглашении.
Онлайн. Прочитать текст соглашения (или сделать вид), поставить галочку – как-то все это несерьезно, на первый взгляд. Между тем, подписанное таким легкомысленным способом соглашение имеет такую же юридическую силу как и традиционное.
Тим Кук пообещал вступить в публичную бета-программу. Личным примером, так сказать.
Если бы не бета, багов и проблем в Mac OS 10.10 было бы еще больше. Первой версией OS X “которая на что-то годилась”, будет…
Продолжение следует
Обсудить историю Apple вы можете в нашем Telegram-чате.
Читайте также
Последние новости