В 2015, по сравнению с предыдущим годом, продажи iPad упали. Впервые за всю историю этой платформы. Опережая общее падение продаж iPad в индустрии. Аналитики компании пришли к неутешительному выводу: в следующем году неизбежно снижение продаж iPhone и Mac’ов. Макроэкономические проблемы. С iPhone и Mac в 2015 все было хорошо. Даже слишком хорошо.
За год компания продала 231 миллион iPhone, на 155 миллиардов долларов (всего Apple заработала в 2015 году 233,7 миллиарда, и две трети от этой огромной суммы – выручка от продажи iPhone). По сравнению с 2014 годом, в штуках, продажи iPhone выросли на 37%, а доход от продаж на 52%. Эти числа пока еще никого не удивляли, к ним привыкли.
И 20,6 миллионов Mac’ов, на 25,5 миллиарда долларов. Примерно столько Mac’ов было в мире в начале нулевых. В 2014 году было продано 18,9 миллиона Mac’ов, и принесли они на счета компании 24,1 миллиарда долларов.
С iPad было хуже. По сравнению с 2014, в 2015 их было продано на 19% меньше штук меньше, и принесли они на 23% меньший доход. В штуках это было 54,9 миллионов вместо 68. В долларах – 23,2 миллиарда вместо 30,3. Очень хотелось объяснить это ошибками, и назвать легким недомоганием, вроде простуды – но это был симптом опасной болезни, и руководство компании не имело право закрывать на это глаза.
В октябре 2003 у чувствовавшего себя совершенно здоровым Джобса, во время рутинного медицинского осмотра, выявили рак. Не было даже никакого недомогания. Теперь жуткий диагноз был поставлен компании. Её ситуация была не столь безнадежна, но…
Наступил 2016 год, который обещал быть очень тяжелым.
У большинства нормальных людей год начинается 1 января. Финансовый (фискальный) год у Apple начинается 1 октября, с пикового праздничного квартала. С того, который “кормит весь год”. В это время, особенно в праздничный сезон длящийся две недели, люди тратят заработанное на самих себя и на подарки, как если бы наступил конец света.
Стильные и престижные изделия Apple, год за годом, были звездами таких сезонов, год за годом праздничные кварталы оказывались лучшими за всю историю компании. Результаты фискального квартала готовятся примерно месяц. Сбор и проверка данных, затем аудит, независимый и педантичный – ошибки в квартальных отчетах недопустимы.
По оперативным данным (неполным и не всегда точным), праздничный сезон 2015 года был неплохим, “яблочное” железо всех сортов и размеров брали охотно и много, но удалось ли продолжить многолетнюю традицию и можно ли объявлять праздничный квартал самого последнего тучного года рекордным – или уже нет?
В начале января 2016 года у руководства компании и у примерно 100 тысяч её сотрудников во всем мире настроение было тревожное. Не совсем праздничное. Что-то надвигалось, об этом знали почти все – а тревожное ожидание одна из самых мучительных и изощренных пыток в мире. Деморализованный персонал работает плохо.
Поэтому 3 или 4 января (до объявления результатов праздничного квартала оставалось 20 дней) руководство приняло решение объявить о каком-нибудь очевидном достижении, по возможности впечатляющем – и выпустить об этом пресс-релиз, разослать его всем СМИ, подписчикам, сотрудникам компании. 6 января (это первое из двух мгновений зимы) пресс-релиз вышел.
Забегая вперед, все равно вы все уже знаете, 26 января Apple объявила об очередном рекордном праздничном квартале. Проверки и аудиторы подтвердили: все точно. Лучший. Это было вторым мгновением той зимы.
За праздничный сезон (это две недели, с 21 декабря 2015 по 3 января 2016) на покупку приложений и на покупки из приложений (In-app purchases) во всех четырех App Store рекордные 1,1 миллиарда долларов.
За один только день 1 января клиенты потратили в App Store 144 миллиона. Это был уже второй рекорда с начала праздничного сезона – предыдущий, в рождество, продержался всего неделю.
За 2015 год все App Store принесли доход в 20 миллиардов долларов – это больше чем когда-либо прежде. 70% этого дохода были выплачены разработчикам. 14 миллиардов.
С 2008 по 2015, за шесть с половиной лет, разработчикам было выплачено 40 миллиардов, из них только в 2015 – 14 миллиардов, третья часть.
Это было заявлено в пресс-релиза компании, выпущенном 6 января. До этого места с ним все нормально: у App Store были рекордные продажи, “яблочный” мир процветает, люди в разных странах зарабатывают на хлеб с икрой оказывая ценные услуги Apple.
В сентябре 2015 выяснилось что будущее телевидения (и Apple TV) – приложения. Теперь приложения были названы спасителем Apple. Её будущим.
На этом пресс-релиз не закончился.
В нем приводились результаты исследования Института Прогрессивной Политики доктора Майкла Мандела, согласно которым “яблочные” App Store создают 1,9 миллионов рабочих мест только в США. 3/4 этих рабочих мест создаются App Store для iOS.
В Евросоюзе App Store обеспечивают 1,2 миллиона рабочих мест, в КНР – 1,4 миллиона.
Пресс-релиз был похож на пресс-релизы из 1997-1999 годов, когда Apple была на грани бесславной гибели, и ей приходилось постоянно доказывать публике, совету директоров и акционерам своё право на существование. Вот только верили компании не очень. И для большей убедительности в известных институтах с хорошей репутацией заказывались, за приличные суммы, исследования. Чтобы выявить преимущества компании, неочевидные большинству её потенциальных покупателей и всему миру.
В нулевые и в начале десятых Apple не кормила научные организации за подобную чепуху. Весь мир теперь покупал производимые Apple артефакты, компанию знали даже в глухих африканских деревеньках – и вот опять.
Поиск повода для праздника (и оптимизма) выявил немало удивительных фактов, большую часть из которых приберегли на более трудные времена. Но один из этих фактов тоже был обнародован, о нем несколько раз сообщили – перед разными аудиториями.
Число активно используемых устройств от Apple в мире превысило миллиард штук. Только представьте себе: это же каждый седьмой человек на планете. На самом деле, у многих из обладателей “яблочных” устройств их несколько, поэтому насчет каждого седьмого – это красиво, но некорректно.
Эта информация была интересна и полезна – но на повод для праздника не тянула. Нашли другой.
22 января 2016 года Apple сообщила что оглашение приговора (результатов главного фискального квартала наступившего года) состоится 26 января. Уже давно, с конца 90-х, подобные события мало интересовали публику и даже СМИ. У Apple все было хорошо и становилось все лучше и лучше – тоска, согласитесь.
А нехорошие слухи уже носились над индустрией, как вестники апокалипсиса. На этот раз оглашение “приговора” слушало рекордное количество людей. Они ждали сенсаций. Но им не повезло. Все было скучно и обыденно: рекордный квартал в истории Apple. Лучший чем аналогичный квартал прошлого, благополучного до омерзения, года.
Те, кто не побоялся испачкать руки скучными финансовыми подробностями, поняли из-за чего Тим Кук и его команда не спешат открывать шампанское и праздновать победу. Рост доходов был зафиксирован и подтвержден. Но рост был настолько несущественным, что фактически был еще одним симптомом страшной болезни.
В первом фискальном квартале 2016 (это последний календарный квартал 2015 года) на счета Apple поступило 75,9 миллиарда долларов. Чистая прибыль – 18,4 миллиарда. Очень неплохо. Но сравним с предыдущим таким же праздничным кварталом.
Год назад выручка была 74,6 миллиарда, чистая прибыль 18,0 миллиарда. Вместо роста на 15-20% (а иногда и на треть) – жалкие единицы процентов.
Тим Кук сказал что с нетерпением ждет будущего, и уверен в успехе компании. Никогда еще у неё не было таких замечательных Mac’ов, iPhone’ов, iPad’ов. Успешно продаются Apple Watch (продукт появившийся на рынке в 2015 году) и Apple TV четвертого поколения, люди любят Apple, а Apple любит людей – но излучать уверенность и оптимизм – одна из должностных обязанностей глав компаний.
Год обещал быть трудным.
Продолжение следует
Предлагаем подписаться на наш канал в «Яндекс.Дзен». Там вы сможете найти эксклюзивные материалы, которых нет на сайте.
Читайте также
Последние новости