Третья строчка — самая интересная
Знаете ли вы какое направление деятельности приносит Apple второй по размеру доход в последние годы? Первый по размеру – от продажи iPhone, продажи iPad и Mac, очевидно, играют в структуре доходов Apple важную роль, но что из них на втором месте?
За финансовый 2018 год Apple заработала 265,6 миллиарда долларов. Финансовый год у Apple начинается в октябре. Речь идет о периоде с октября 2017 по сентябрь 2018. Что же принесло Apple эти миллиарды? 166,7 миллиарда из 265,6 принес iPhone. iPad принес на счета компании 18,8 миллиарда. Mac – 25,4. На сервисах в 2018 финансовом году Apple заработала 37,3 миллиарда долларов. Еще до “смещение фокуса внимания на сервисы”. Сервисы уже много лет подряд приносят Apple второй по величине доход – и сервисов у компании немало. Это и iTunes Music Store (если бы это было независимое предприятие, оно процветало и было бы одним из лидеров в своём сегменте), и iCloud, и App Store во всех его вариантах, и Apple Music. Им всегда уделялось самое серьезное внимание.
В первом квартале финансового 2019 года (в переводе на человеческий это октябрь-ноябрь-декабрь 2018 года, праздничный квартал), продажи iPhone, впервые за всю историю существования этой торговой марки, сократились по сравнению с таким же кварталом прошлого года. В том числе и в штуках – но организовать “продажи” любых тиражей, если поставить перед собой такую цель, элементарно. В конце концов их можно было бы раздавать бесплатно. Про Apple говорят всякие гадости, но она порядочная девушка, и все свои деньги она честно зарабатывает. В праздничном квартале 2017 iPhone принесли ей 61,6 миллиарда, в таком же квартале 2018 – только 52. На 10 миллиардов меньше. На 9,6 – если точно. Доходы от сервисов, при этом, выросли на 2,4 миллиарда.
С деньгами у Apple нет проблем
Потом было заявление Тима Кука о решении компании “перенести фокус внимания на сервисы”. То есть, перевести все остальные направления компании на остаточное финансирование, уволить самых лучших (и самых дорогих, как правило) инженеров из всех остальных направлений, и, в стиле Стива Джобса, выжать из сервисов все, что они могут принести компании. Таким было мое первое впечатление. Подумав, я понял что этого не может быть – в самом неудачном для iPhone праздничном квартале сервисы принесли Apple 10,9 миллиарда долларов. iPhone – почти в пять раз больше. Чуть позже я узнал что перенос фокуса – это увеличение дохода от сервисов за 2020 году до 50 миллиардов долларов или выше. С прошлогодних 37,3. За три квартала нынешнего, при смещенном уже фокусе, они принесли 33,9 миллиарда. В текущем квартале, последнем финансовом квартале 2019 года, едва ли они принесут больше чем 11-12 миллиардов. Опаздывают?
Сервисы бывают разные. У Apple есть и бесплатные сервисы (Apple ID, подписка на сайты Apple и подобные им, при размещении до 5 Гигабайт бесплатен даже iCloud), но поскольку фокус смещается на сервисы с откровенно “шкурной” целью – от них, в первую очередь, нужен именно доход – наибольший интерес в настоящее время представляют другие сервисы. Те, за которые каждый подписчик, каждый месяц, будет платить очень небольшую сумму (4,99 или 9,99 доллара – например), и эти поступления будут собираться в огромные суммы. Для этого, простите за очевидность и банальность того что я скажу, услуги предоставляемые этим сервисом должны “зацепить” подписчика, доказать ему свою ценность.
Apple Pay и Apple Card (тоже сервисы) зарабатывают иначе. “Подписчики” расплачиваются с этими платежными средствами, и какой-то неизвестный мне процент, невидимо для того кто платит, попадает на счета Apple. Поскольку Apple Pay уже используется во многих странах мира, сотнями миллионов человек, доходы от него явно немаленькие. Apple Card только начинает свою историю, пока только в США, пока не без проблем – но я уверен что это только начало. Дизайн у этих карт (в стиле Джонатана Айва, “лучший дизайн это его отсутствие”) мне нравится.
Apple Card есть физическая и виртуальная
Сервисов у Apple много, поговорим об обычных подписных сервисах, которые стартуют или уже стартовали в этом году. Apple News+, месячная подписка стоит 9,99 долларов. Доступ к сотням журналов, газет, Интернет-ресурсов. Без ограничений, без рекламы, с мягкой цензурой. Годовая подписка на все эти издания обошлась бы в 8 000 долларов – сказал Фил Шиллер. А Apple News+ обойдется в 120 долларов в год. Заманчиво? За первые 48 часов на сервис подписалось 200 тысяч человек. Примерно через месяц их число превысило миллион. Число подписчиков продолжает расти. В РФ этот сервис пока не доступен. И не только в РФ. В настоящее время он поддерживается в США, Канаде, Великобритании и Австралии. В англо-язычных странах. С которыми решены юридические вопросы. Нам этот сервис пока не грозит.
Apple TV+ стартует 1 ноября этого года. 4,99 доллара в месяц. В РФ вообще 199 рублей — халява, простите за просторечие. Подписчиков пока, видимо, ноль. Еще и льготный бесплатный период. Apple Arcade стартует сегодня. В том числе и в Москве. В том числе и с годовой льготной подпиской для всех кто принес Apple доход (купил iPad, iPhone или Mac). Предоставляет доступ к качественным (они это обещают, обманывать им нет смысла) игровым программам. Без рекламы, без цифровой нечисти, все пристойно. Этот сервис сразу же будет доступен и в РФ. Сервис будет доступен на всех устройствах от Apple, а их в мире почти полтора миллиарда.
Apple TV+ будет доступен с 1 ноября с эксклюзивным контентом
Oceanhorn 2 — одна из топовых игр из Apple Arcade
Сервисы приносят доход медленно. Если они сделаны как надо, и если месячная плата за них, по мнению обывателя, невелика – число подписчиков растет. Поступления растут. Со временем доходы от каждого из этих сервисов, если Apple не наделает глупостей, будут расти. Достичь дохода в 50 миллиардов долларов в год – задача непростая, но похоже что у них есть основания для оптимизма.
Сервисами Apple занялась еще в середине 80-х. Сразу после того как из компании ушел Стив Джобс, хотя это не более чем совпадение. Средства электронных коммуникаций именно тогда стали бурно развиваться, охватывали все более широкую аудиторию, и Apple Computer не могла остаться в стороне. Самым распространенным видом сервиса в те годы был сервис предоставления этих самых коммуникаций – чаты, электронная почта, архивы программ и данных. О том как это было, ваш покорный слуга опубликовал (более чем год назад) целую серию из трех частей: вот первая, вторая и третья.
После второго пришествия Стив, приведя в качестве примера книжный онлайн-магазин Amazon, объявил iTunes Music Store. В то время очень непростая ситуация сложилась на рынке музыкальной продукции. Пиратство приносило музыкантам и звукозаписывающей индустрии огромные убытки, продажи дисков и легальных аудиозаписей упали, борьба с пиратством требовала еще больших расходов – при этом подавляющее большинство из тех кто покупал (или скачивал) пиратскую продукцию предпочли бы покупать её легально, если бы это было недорого и удобно. Получилось. Стива (и Apple тогда еще Computer) кто-то даже назвал спасителем музыкальной индустрии, но iTMS и в самом деле повлиял на историю нашего мира. iTMS приносил Apple Computer доход, в сервис вкладывали усилия и средства. Естественно, что-то подобное не могли не внедрить и в других сферах жизни.
И, на всякий случай, сервисы публикует не только Apple. Вдруг кто-то не в курсе.
Читайте также
Последние новости