Apple могла бы выделить iPhone в отдельную компанию
Apple называют самой богатой IT-компанией в мире. Как правило, имея в виду её рыночную капитализацию в размере 1,43 триллиона долларов (на момент закрытия торгов на Нью-йоркской бирже NASDAQ 29 января 2020 года). По этому показателю Apple занимает второе место в мире, уступая только нефтедобывающему конгломерату из Саудовской Аравии Saudi Aramco, рыночная капитализация которого – 1,7 триллиона долларов, но она медленно уменьшается, в то время как у Apple этот показатель растет. Вот только, как все будет хотя бы завтра – не знает никто. Есть ли более стабильный показатель?
Такой показатель есть, это годовой доход. Компании в чем-то такие же, как люди, уровень их благосостояния определяется не тем, насколько они умны или приятны в общении, и не тем, что о них думают – а размером получаемых ими доходов. Именно размер годового дохода компаний определяет их место в корпоративной табели о рангах. Имеет значение и рыночная капитализация – это очень чувствительный инструмент, это полезно для оценки компании, но из-за того, что этот показатель эфемерен, подвержен случайным колебаниям, на роль главного показателя она не годится.
Годовой доход в течение года неизменен. Он вещественен и конкретен. Fortune 500 – список пятисот американских компаний с самыми высокими годовыми доходами. Попасть в этот список – несбыточная мечта сотен тысяч компаний. У Apple с этим показателем все в порядке, в Fortune 500 она на третьем месте. Доход Apple в 2019 финансовом году (с октября 2018 по сентябрь 2019) составил 260 миллиардов долларов. И это, как мы знаем, был её неудачный год. А кто её счастливые соперники? На первом месте, с годовым доходом в 514,4 миллиарда долларов, Walmart, национальная сеть супермаркетов. На втором – Exxon Mobil, одна из транснациональных сырьевых корпораций, годовой доход которой в 2019 году – 290,2 миллиарда долларов. И если до первого места Apple пока очень далеко, то до второго места ей остается всего увеличить свой годовой доход на 30 миллиардов. Реально ли это?
До 2007 года компания называлась Apple Computer и в основном занималась разработкой и продажей персональных компьютеров. В 2007 году, в январе, компания изменила своё название, убрав из него упоминание о компьютерах, с тех пор она просто Apple. На всякий случай, вдруг кто-то не в курсе – или наоборот, в курсе, и будет укорять меня в незнании элементарных исторических фактов.
Доходы Apple Computer и Apple за 1999-2009 гг.
С 1999 по 2009 годовой доход Apple увеличился более чем в семь раз, с 6,1 миллиарда долларов до 42,9. За следующие десять лет доход компании вырос всего в шесть раз, что ставят компании в вину, утверждая, что при Стиве она развивалась быстрее и динамичнее, не то, что при нынешней администрации. Кое с чем я, пожалуй, соглашусь. Семь и правда больше, чем шесть. Остальное – пустой формализм. С 1999 по 2004 компания была на краю пропасти. Это не рост был быстрее, а начальная точка слишком низкой. Apple спас iPod, но реально влиять на доходы компании он стал только с 2004 года. И в 2006, впервые, доходы от iPod превысили доходы от продажи Mac’ов. Кстати, доходы от AirPods всех видов, как и от Apple Watch, выше, чем доход от iPod в лучшие годы этой платформы. Для уверенного выживания и развития Apple был нужен годовой доход в 8,5-9,0 миллиарда долларов. Но до 2005 года достичь этого уровня не удавалось.
Доходы Apple за 2009-2019 гг., миллиарды долларов
За второе десятилетие рассматриваемого периода Apple радикально изменилась, доходы выросли в шесть с лишним раз, и если бы не допущенные компанией ошибки, и если бы обстановка в мире была попроще, доходы компании запросто могли вырасти в семь раз, к этому все шло, но в 2019 году “не срослось”.
Подпишись на наш чат в Telegram. Там можно обсудить любой вопрос, связанный с Apple.
Отчитываясь о финансовом состоянии перед акционерами и всем миром, Apple делит свою разнообразную продукцию на 5 категорий. iPhone, Mac, iPad, Сервисы и еще одна, которая до 2019 года называлась “Прочее”, а теперь это Wearables/Home/Accessories. Это изделия носимые (AirPods, Watch и т.п.), для умного дома (HomePod и другие) и аксессуары. Всякие коннекторы, чехлы, мыши, трекпады и всё такое прочее. 28 января Тим Кук сказал, что если бы категория Wearables/Home/Accessories была самостоятельной компанией, она входила бы в Fortune 150. На самом деле такого списка нет, это метафора – такая компания была бы на одной из первых 150 позиций в Fortune 500. Правда? Да. В актуальном Fortune 500 она занимала бы 124-е место. Категория заработала в 2019 году 24,48 миллиарда долларов.
Кстати, а если бы все другие категории были самостоятельными компаниями, на каких бы позициях в Fortune 500 они находились? Прежде чем приводить “фактические данные”, не могу не отметить что, скорее всего, по отдельности ни одна из категорий не смогла бы заработать столько, сколько она заработала в составе Apple. Инфраструктура, НИОКР, сеть розничных продаж, и много чего еще – то, что есть у Apple, компаниям меньшего масштаба просто не создать.
На первом месте – iPhone. Доход – 142,38 миллиарда долларов. 14-я позиция в списке, а на 15-й, кстати, хорошо знакомый нам холдинг Alphabet, дочерняя компания которого Google, среди прочего, разрабатывает Android. Второе место занимают Сервисы, с доходом в 46,3 миллиарда, это 68-я позиция, лучшая чем у Delta Airlines (69) или у Oracle (81). На третьем – Mac, с доходом в 25,74 миллиарда, в Fortune 500 эта категория была бы на 118-м месте. На четвертом – те самые Wearables/Home/Accessories, у них было бы 124-е место, с доходом в 24,48 миллиарда. Последний, iPad, с доходом в 21,28 миллиарда, занял бы 148-е место.
Читайте также
Последние новости