Поспешность, с которой международная аналитическая компания Canalys опубликовала отчет о динамике продаж компьютеров в первом квартале “чумового” 2020 года, немного подозрительна, но её можно объяснить небывало высоким спросом на эту информацию. Данные будут уточняться, но едва ли они изменятся сколько-нибудь серьезно. Уж очень они похожи на правду. Во второй половине марта спрос на компьютеры стремительно рос, достиг беспрецедентного уровня – но удовлетворить этот спрос, как и следовало ожидать, пока не удаётся. Apple и Dell лидируют. У одной из этих компаний продажи компьютеров даже выросли (на 1,1%), у другой упали на 21% – по сравнению с первым кварталом 2019 года. Две недели небывалого спроса изменить результаты трех месяцев не смогли.
Продажи компьютеров (рабочих станций, настольных и портативных компьютеров) во всем мире сократились, по сравнению с первым кварталом прошлого года, на 8%. В том числе и из-за коронавируса, но не только. Первый удар по индустрии, невольный, но эффективный, нанесла Intel. Из-за проблем с производством 10-нанометровых чипов, спрос на эти чипы превысил предложение. Apple, казалось бы, это не должно было коснуться, в Mac чипы Ice Lake в январе-феврале не использовались – но из-за их дефицита выход в свет новых моделей MacBook Air и 13-дюймовых MacBook Pro пришлось отложить. На, как считали в Apple, более благоприятное время.
Intel справилась с проблемами, но в феврале невнятные и нестрашные слухи про какой-то очередной ужасный вирус (сколько их уже было: птичий грипп, нетипичная пневмония, свиной грипп) материализовались в массовую эпидемию в Китае. Когда эпидемия пошла на спад и всемирная мастерская, медленно, но неотвратимо, уже приходила в себя, вирус распространился на весь мир. Во второй половине марта спрос на компьютеры вырос. Будто бы до небывалой интенсивности, но точных данных нет. Измерить спрос в условиях самоизоляции непросто. Производители компьютеров не спешат реагировать на него: у спроса очевидная и объяснимая причина, которая по мере его удовлетворения неминуемо ослабнет.
Во всем мире, в период с 1 января по 31 марта 2020 года, приобретено 53,682 миллиона компьютеров (ноутбуков, настольных компьютеров и рабочих станций). Это на 8% меньше, чем в аналогичном периоде 2019 года, когда их было продано 58,346 миллиона. Продажи компьютеров упали не в первый раз, и 8% даже не рекорд. В 2016 году продажи упали на 12%. В течение нескольких лет продажи компьютеров снижались – но все медленнее и медленнее с каждым годом.
Почему в мире стали покупать компьютеры на Windows, а не Mac?
В конце 2019 года, впервые за несколько лет, их продажи выросли (во всем мире, на 5%). Все шло к тому, что в 2020 году рост продолжится. Apple, безуспешно пытавшаяся изменить мир, наконец изменила себе (вернула в свои ноутбуки нормальную клавиатуру, снизила цены на флэш-память и вообще, стала прислушиваться к мнению пользователей), но внезапно окружающий нас мир тоже изменился – и похоже, он уже никогда не будет таким каким, он был всего месяц тому назад.
Динамика продаж компьютеров с 1 квартала 2009 года по 1 квартал 2020 года
По объёму продаж компьютеров Apple, по-прежнему, входит в пятерку лидеров индустрии PC, и в 1 квартале 2020 года занимает в нем то же четвертое место, что и в 1 квартале 2019. В пятерке лидеров обладатели первого и второго мест поменялись друг с другом. HP уступила первую позицию компании Lenovo (в прошлом – компьютерное подразделение IBM). В остальном, если забыть про снижение объёмов продаж, в списке лидеров ничего не изменилось. Вот этот список, отсортированный по размеру объёмов продаж в первом квартале 2020 года:
Если бы Mac Pro стоил тысячу долларов, все бы изменилось. Эх, мечты
По мнению аналитиков Canalys, главной причиной падения продаж в первом квартале 2020 года стал паралич китайской экономики. Разрыв в цепочках поставщиков комплектующих. Этот фактор все еще сказывается, но уже в куда меньшей степени. На смену ему уже пришел другой, ущерб от которого может оказаться даже большим: спрос на компьютеры и мобильные устройства, из-за падения доходов населения развитых стран, сокращается. В ближайшие месяцы это падение продолжится. Размер заказов на готовую продукцию и на комплектующие уменьшается, перед медленно оживающими заводами в Китае встает угроза разорения и закрытия. Но когда-нибудь кризис закончится. Вирус будет побежден, даже если вслед за ним появится какой-нибудь другой, человечество уже не будет столь беззащитно перед ним (кое-чему мы уже научились).
"Кризис – лучшее время, чтобы что-то изменить" – сказал Стив Джобс когда Apple стояла на краю пропасти.
Пока новинки Apple не были горячо оценены пользователями
Читайте также
Последние новости