Обратили ли вы внимание на изменения в языке дизайна в macOS 11? Она превратилась в iOS/iPadOS с сильным компьютерным акцентом, но я не об этом. В самом начале 2020 в сети появились слухи об интерфейсной революции в iOS. Плоский дизайн, появившийся в 2013 году в iOS 7, в iOS 14 должен был уступить место очередному “изму”, в соответствии с которым элементам управления должны были разрешить выделяться и привлекать внимание, и у них должен был появиться объём. В марте, после того, как у двух Интернет-СМИ появились копии iOS 14, снимки экранов которых запретили публиковать, слухи про этот “изм” вдруг сошли на нет. Похоже, у участников дискуссии была возможность увидеть интерфейс iOS 14 приватным образом. Тем не менее, революция произошла, только не в iOS. Она случилась в macOS.
Публичная бета-версия macOS 11 пока еще не вышла в свет, обладающие правом заиметь бета-версию для разработчиков, как правило, не делятся с прессой впечатлениями – у них особые отношения с Apple, и несанкционированное разглашение секретов компании может им обойтись очень дорого. Обычно в Apple смотрят на такие нарушения сквозь пальцы, но те, кто зарабатывает на разработке и продаже программного обеспечения для Mac’ов и для экосистемы Apple, предпочитают не рисковать. И тем не менее кто-то (чьё имя неизвестно) уже уличил Apple в страшном грехе – в возвращении к скевоморфизму. Источник вне себя, призрачные тени, отбрасываемые кнопками и переключателями, создающие иллюзию их трехмерности и реальности – это же ужасно!
Скевоморфизм – это “изм”, согласно которому все элементы интерфейса электронных устройств необходимо изображать в виде объектов физического мира, выполняющих более или менее похожие функции, чтобы тем, кто еще не привык к цифровой реальности, было легче в ней ориентироваться.
Как и у всякого другого “изма”, у скевоморфизма было много сторонников. В Apple они тоже были, это Скотт Форстолл, возглавлявший до 2012 года все аспекты разработки iOS, в том числе отвечавший и за её дизайн, и Стив Джобс.
Но источник ошибается, Apple сделала шаг не в прошлое, а в будущее, и использует другой “изм”, возникший в 2018 году.
В оригинале этот “изм” обозначается термином neumorphism, потому что neomorphism уже используется в геологии и петрографии (науке о горных породах), в русских источниках на это решили не обращать внимание. С точки зрения неоморфизма умеренная выпуклость элементов управления, их заметность и отличия от окружающего их контента – благо. Неоморфизм делает интерфейсы понятнее. Кроме того, их легкая и ненавязчивая трехмерность смотрится неплохо.
Иконки из стиля неоморфизма
Изображение объектов физического мира при этом не предполагается. Скевоморфизм к началу второго десятилетия нашего века уже давно был избыточен и несерьезен. Неоморфизм – это его очень умеренная современная версия, и у неё большое будущее. Дизайнеры все еще спорят. На дизайнерских форумах нешуточные войны. Впрочем, в 2012-2013 годах идею плоских интерфейсов тоже принимали не все, но когда в главных операционных системах мира (в 2013 одной из таких систем стала iOS 7) перешли на плоский дизайн, споры утратили свою остроту. Одной из первых систем где широко, последовательно, и при этом очень осторожно, внедряется неоморфизм, стала macOS. Вторая в мире по числу пользователей компьютерная операционная система, ей пользуются 18,99% пользователей компьютеров в мире. Первое место у Windows.
Ну это же торжество интерфейсных элементов!
В macOS 11 очень много изменений. Ко многим из них нужно привыкать. Крейг Федериги, пользующийся новой системой “уже несколько месяцев”, в первые часы и даже дни тоже испытывал дискомфорт, который вскоре исчез без следа. Можно ли ему верить? Крейг отвечает в Apple за развитие программного обеспечения, в том числе и за macOS, и не в последнюю очередь за её успех на рынке. На первый взгляд все выглядит прилично, даже красиво и увлекательно.
Впервые за много лет macOS, к которой Apple, казалось, утратила интерес, перед нами радикально новая система macOS Big Sur. С достоинствами и недостатками, с ними нам предстоит познакомиться очень скоро (в июле?), а вопрос переходить на неё или нет, даже не стоит. Она – ключ к будущему платформы, от которой в нашем Telegram-чате ожидают слишком многого, а если ожидания не оправдаются, у Apple будут очень большие проблемы. Работать Mac’и с Apple Silicon внутри смогут только под управлением macOS 11.
Apple стремится к единому стилю в обозначении своих изделий и программного обеспечения. В 2016 году OS X ради этого переименовали в macOS. С этого момента все операционные системы компании выглядят близкими родственниками, кем вообще-то они и являются: iOS, iPadOS (в 2016 её еще не было), watchOS, tvOS и macOS. Но вплоть до прошлого года в нумерации версий сохранялась аномалия, сложившаяся исторически. Пока macOS и другие операционные системы компании работали на разных архитектурах, с тем, что мажорные версии macOS были версиями macOS 10 (macOS 10.14 Mojave или 10.15 Catalina), можно было мириться. Но теперь, как мне кажется, все должно измениться. И следующая версия macOS будет называться не macOS 11.1, а macOS 12.
В разных публикациях приводится разный возраст macOS 10: кто-то утверждает, что ей 20 лет, кто-то – что только 19.
Правы и те, и другие. Самая первая версия этой системы, Mac OS X Public Beta, вышла в сентябре 2000 года. К моменту выхода в свет релиза macOS 11 её предшественнице исполнится 20 лет.
Но публичную бета-версию не рекомендовали использовать для ответственных задач. Первый «настоящий» релиз Mac OS 10.0 выпустили в марте 2001.
Пользователи, попробовав эту версию, окрестили её «публичной бетой 2!. В сентябре 2001 вышла Mac OS 10.1, в которой было исправлено огромное число багов, и её (правда уже не настолько массово) называли «публичной бетой 3». С официального релиза первой версии Mac OS X прошло 19 лет и три месяца, к выходу Big Sur в свет ей будет 19,5.
macOS Big Sur — невероятная операционная система
Читайте также
Последние новости