В начале 80-х небольшая тайваньская компания Hon Hai Precision (известная за пределами Тайваня как Foxconn) совершила беспримерный подвиг, достойный быть увековеченным в легендах и сказаниях. Ценой неимоверных усилий и фантастической находчивости Hon Hai сумела исполнить сокровенные мечты населения материкового Китая (о горстке риса) и обывателей благополучных стран мира (о халяве). Резкое снижение цен на недоступную прежде электронную технику (компьютеры, гаджеты, игровые приставки и т.п.) взорвало спрос на неё – Китай сказочно разбогател, Foxconn стала крупнейшим работодателем в мире (и тоже не осталась в накладе), а между Китаем и странами-потребителями того, что в нем производится (в первую очередь – США), начался период нескончаемых торговых войн, мешающих Foxconn зарабатывать, и она решила «всемирную мастерскую» в Китае закрыть.
Глава Foxconn, Юн Лю, официально заявил об этом вчера, 12 августа 2020 года, объявляя финансовые результаты (очень неплохие) второго квартала. Дешевые трудовые ресурсы – наркотик, потребители бытовой электроники и профессиональной компьютерной техники давно и плотно подсели на него, а попытки выпускать все это дома безнадежны и даже опасны. И чем невыносимее становилось бремя торговых войн, тем безвыходнее казалась ситуация.
Так больше жить нельзя, но по-другому мы не можем, – фраза из другой страны и эпохи (конец 80-х, СССР) определяла сложившееся к 12 августа положение дел точнее всего.
Выход, предложенный Юном Лю, прост и изящен: амбициозный Большой Китай не устраивает работодателя (Foxconn) в качестве наемного работника, его решили уволить и заменить на других, страдающих от хронической бедности и мечтающих с ней покончить. Всемирную мастерскую решено перенести в Индию, в Юго-Восточную Азию, в Латинскую Америку – куда угодно, депрессивных и не слишком богатых регионов предостаточно. Из семи миллиардов населения планеты как минимум пять миллиардов бедствуют. Два или три миллиарда голодают. Но простой и изящный выход, предложенный Foxconn, совсем не так прост – и как бы все это не закончилось плохо.
В ближайшее время (годы, а скорее всего – десятилетия) производственные комплексы в материковом Китае, принадлежащие Foxconn, никто закрывать не собирается. На них, как и раньше, будут собирать практически все iPhone, iPad и Mac’и в мире, производить почти все комплектующие для них. Избыток трудовых ресурсов и нищета встречаются на нашей планете повсюду, но ресурсов, обладающих необходимой для работы в этих производствах квалификацией и опытом – дефицит. В 80-е в Китае было то же самое, на преодоление этих препятствий ушли годы. Заявление Юн Лю – это скорее не увольнение Китайской Народной Республики, а предупреждение. Без китайских заводов пока никак.
Штаб-квартира Foxconn на Тайване
Независимость Тайваня не признают ни Китайская Народная Республика, где островную Китайскую Республику официально считают провинцией Китая, ни ООН. И то, что граждане Тайваня ведут на территории страны, считающей Тайвань своей частью, активно и успешно занимаются бизнесом – парадокс и почти курьез. Угроза вторжения со стороны КНР для восстановления территориальной целостности никуда не делась. Вторая или даже первая в мире по мощи и численности народная армия Китая, без особых усилий и в короткий срок, способна взять мятежную провинцию под контроль. Армия Тайваня окажет ей ожесточенное сопротивление, но продержится недолго.
Правда, за неё вступятся США и некоторые другие страны, и все это запросто может превратиться в новую мировую войну, и резкие движения в этом странном уголке мира не могут не тревожить.
Тайбэй, столица Тайваня
Перенос производства из Китая в другие страны идет уже давно, и некоторые страны (Вьетнам, Малайзия, Бразилия и другие) вполне справляются с этой работой, но ни по масштабам, ни по количеству трудовых ресурсов с Китаем они не сравнимы. В Индии с трудовыми ресурсами и с уровнем их образования все очень неплохо, но, тем не менее, эпопея по организации сборки iPhone 11, длившаяся девять месяцев, станет одним из самых ярких эпизодов следующей серии легенды о восхождении Hon Hai.
По числу комических ситуаций и дурацких стечений обстоятельств этот эпизод имел бы шансы на литературные премии и на широкую популярность. Хотя когда это происходило, ни Foxconn, ни Apple, ни правительству Индии, ни участвовавшим в этой эпопее индусам было не до смеха. Несмотря ни на что, и в этом безнадежном начинании очевиден прогресс.
Подпишись на наш канал в «Яндекс.Дзен». А то вдруг айфоны и в России будут производить.
Эти компании очень важны друг для друга. У Foxconn десятки партнеров, в их числе очень крупные и широко известные, но половину своих доходов Foxconn получает от Apple.
И у Apple почти то же самое: Foxconn производит от 3/4 до 4/5 всего «железа» Apple, в Китае, в Индии, в Венгрии и Чехии, в Словакии, Малайзии и Бразилии – но в основном все-таки в Китае. Foxconn отличается от большинства производственных компаний особым подходом к ведению бизнеса: она берет на себя решение всех проблем и оказывает услуги самого высокого качества, на неё можно положиться. Сотрудничество компаний началось в 1986, достигло серьезных масштабов в 1998-2000 (здесь организовали массовое производство iMac, американские заводы не могли справиться с удовлетворением спроса на них).
На одной из сборочных линий iPhone на заводе Foxconn
В средствах массовой информации главой и председателем совета директоров Foxconn до сих пор называют Терри Гоу (правильнее было бы писать Терри Гу, но «Гоу» привычнее), её основателя, человека основавшего в 1974 году компанию Hon Hai Precision, владевшую небольшим заводом по производству изделий из пластика (кнопок для телевизоров).
Терри Гоу
Он лично объехал сотни компаний в США и Европе, объясняя их руководству преимущества предлагаемого им переноса производства в Китай, заводил необходимые связи в Китае и где-то доставал деньги на реализацию обещанного – отчаянно рискуя, но не сдаваясь. И к концу 80-х Hon Hai Precision превратилась в крупнейшего в мире производителя бытовой электроники. Но с 21 июня 2019 года он – только основатель компании. В апреле 2019 он объявил о желании уйти в отставку, под предлогом участия в выборах президента Тайваня. Но снял свою кандидатуру после 21 июня 2019 года, когда на пост главы компании и председателя совета директоров был выбран Юн Лю.
Foxconn обвиняют в нарушениях трудового законодательства, её ловили на использовании труда несовершеннолетних по ночам (чтобы никто не заметил). Только на перечисление скандалов, несчастных случаев и доказанных нарушений потребовалось бы в несколько раз больше знаков, чем в этой статье – но есть две причины из-за которых я бы её простил.
Во-первых, в Китае, где работников легко и непринужденно «кидают», Foxconn платит все, что обещает (оплачивая по повышенным ставкам сверхурочные и работу в выходные). Во-вторых, всё, что управляемые этой компанией заводы производят – высочайшего качества. Это не случайно, Foxconn придирчиво и постоянно следит за этим, помогает и наказывает, вкладывает в это душу. Случается всякое, без накладок в реальном мире не бывает – но смысл от существования этой компании есть.
Неужели мы когда-нибудь увидим на iPhone «Made in Russia»?
Читайте также
Последние новости