Mac’овская операционная система, которая в наши дни установлена на каждом шестом компьютере в мире, появилась на свет 24 марта 2001 года. На новорожденную обрушился шквал критики. Обоснованной и справедливой. Сегодня это уже не секрет – Mac OS 10.0, она же Mac OS X Cheetah (где X – это не “икс”, а римская цифра 10), не была готова к выходу, её выпуск был авантюрой – против которой были все, кто имел отношение к современной операционной системе компании. Кроме Стива Джобса. Все, о чем предупреждали Стива, сбылось.
Это вторая и заключительная часть большой истории Mac OS. Первую часть, от System 1 до Mac OS 9, вы можете почитать здесь.
Последствия авантюры были даже более драматическими, чем ожидали скептики. Разброд и шатания среди разработчиков прекратились. Mac OS X взрослела, и с каждой новой версией становилась адекватнее и интереснее. Сначала медленно и даже как-то нерешительно, но все быстрее и увереннее. Принято считать, что Стив Джобс спас Apple от неминуемой бесславной гибели в 1997 году. Спас, но если бы Mac OS X не вышла в свет 20 лет назад, это спасение только отсрочило бы неизбежный крах Apple. У Apple была единственная платформа – Mac. В iPod верили, но он мог и не “взлететь”. Mac OS X была вопросом жизни и смерти компании.
До 1993 года, даже по самым скромным и непредвзятым оценкам, операционная система Mac’ов ни в чем не уступала современным операционным системам для персональных компьютеров – а кое в чем и превосходила их. Наголову. Apple Computer наслаждалась собственным величием и превосходством, а остальные ей завидовали, отчаянно пытаясь догнать. Воссоздать тщательно продуманный интерфейс System 7 было можно одним из двух способов: скопировать его целиком, повторяя абсолютно всё, даже ошибки. Или вложить в собственную его разработку столько же времени, средств и сил, сколько на него потратила Apple.
Первый способ был неприемлем, второй требовал времени, но им уже занимались. Зато на нижних уровнях операционной системы возможностей догнать и перегнать Apple было хоть отбавляй.
Для этого даже не требовалось что-то придумывать и внедрять на свой страх и риск – все уже было, опробованное и признанное достойным, в операционных системах миникомпьютеров. Предков микрокомпьютеров, как одно время называли ПК. До начала 90-х технические решения, применявшиеся в миникомпьютерах, были персональным компьютерам не по зубам, но времена изменились. Миникомпьютеры использовали все – и Apple, и её конкуренты, но повторить их было не проще, чем создать пользовательский интерфейс сопоставимый с интерфейсом System 7. От тех самых миникомпьютерах в индустрию ПК пришла концепция “современной ОС” – системы, с настоящей многозадачностью и защитой памяти.
В октябре 1988 году Билл Гейтс (глава и основатель Microsoft) убедил Дейва Катлера из Digital Equipment Corporation (DEC) перейти в Microsoft, вместе со всей его командой, для создания первой современной OC для персональных компьютеров. В 1993 эта система, названная Windows NT 3.1, вышла. В Apple Computer на это никак не отреагировали.
Windows NT 3.1
Разработка первой “современной ОС” в Apple Computer началась в том же самом 1988 году, что и в Microsoft. По итогам мозгового штурма на берегу Тихого океана, в отделе разработки операционных систем, одновременно, были сформированы группы Blue (System 7) и Pink (System 8). Была ли “розовая восьмерка” первой “современной ОС” от Apple – неизвестно. Мне рассказывали про еще один такой проект, но правда это или нет, я не знаю. Будем считать, что проект Pink был первым.
По плану Джона Скалли, проектом на его начальной стадии занималось примерно 20 человек, а в 1990, после выхода System 7, группа должна была увеличиться до 150-200 разработчиков, и выпустить System 8 в 1992 или 1993 году. В 1990 System 7 не вышла, но Скалли еще не утратил интерес к тому, что творится в Apple: наработки группы Pink оценили по достоинству, группу преобразовали в отдел объектно-ориентированных операционных систем, увеличили штат и, похоже, тут же об этом отделе забыли. В 1991 и 1992 о проекте Pink можно было прочитать в СМИ: в том, что должно было стать System 8, было микроядро собственной разработки, вытесняющая многозадачность, защита памяти, многопоточность на уровне системы и еще много всего интересного. Отзывы специалистов были положительными, их критика конструктивной, но система так и не вышла.
В руководстве Apple занимались чем-то более важным и СМИ не читали, а отчеты сотрудников отдела бесследно исчезли.
В 1992 году Apple Computer вошла в состав консорциума AIM (Apple-IBM-Motorola), целью которого было создание новой архитектуры RISC-процессоров для ПК (PоwerPC), победа над Intel и разработка операционных систем для этой архитектуры. Проектов таких систем было несколько, в частности – Taligent, с вытесняющей многозадачностью и защитой памяти, полностью объектно-ориентированный. В разработке системы принимала участие IBM, которой этот проект и был, в конце концов, подарен. Им занималось её дочернее предприятие, в 1998 году проект был закрыт – из-за полной бесперспективности. В начале 90-х в Apple разрабатывались десятки операционных систем, из-за чего на Mac’овскую операционную систему ни времени, ни ресурсов, постоянно не хватало.
В 1994 году, когда во главе компании был Михаэль Шпиндлер, классическая система Mac’ов была объявлена устаревшей, вместо неё было принято решение разработать новую операционную систему, современную – даже две. System 8 (Copland) и System 9 (Gershwin). Первую из них планировалось выпустить чуть ли не через год, опережая Windows 95. Про новую версию Mac’овской системы разработчики и руководители компании охотно давали интервью, в СМИ о них публиковались невероятные подробности. В мае 1996 года Гил Амелио объявил, что Copland выйдет уже летом того же года – но Элен Хэнкок, которая с мая 1996 года возглавляла разработку системы, вместо презентации новой системы устроила презентацию недееспособности Apple и её полной неспособности разработать современную операционную систему. По мнению Элен, Apple следовало найти такую ОС на стороне и либо разработать на её основе собственную, либо просто использовать её как есть, в неизменном виде.
Элен Хэнкок рекомендовала Apple перейти на Windows NT. До её выступления дела у Apple Computer были не очень, но до катастрофы было далеко. После него компания вошла в смертельное пике.
Элен Хэнкок
В конце 1996 года было официально объявлено, что в качестве основы для “современной ОС” Apple Computer выбрала NeXT, со Стивом Джобсом впридачу – в качестве советника Гила Амелио, главы Apple. В январе 1997 Элен Хэнкок представила публике стратегию развития операционных систем компании – классическую и новую ОС предполагалось развивать параллельно. Примерно так все и было – похоже, основные положения этой стратегии Элен продиктовал Стив Джобс. Элен ушла из Apple. А Стив понял, что если он не сместит Гила Амелио с поста главы компании, Apple не переживет 1997 год. И взял судьбу компании в свои руки.
По плану 1997 года, яблочная “современная ОС”, с кодовым наименование Rhapsody, должна была состоять из модифицированного гибридного ядра OSFMK 7.3 (Open Software Foundation Mach Kernel), слоя Unix (основанного на 4.4BSD), объектно-ориентированного блока Yellow Box на основе OPENSTEP, среды Blue Box для установки классической Mac OS (исполнявшейся как приложение Yellow Box) и блока с виртуальной Java-машиной. В Blue Box исполнялись бы приложения для классической Mac OS, без защиты памяти и вытесняющей многозадачности – то есть, при аварийном завершении любой программы в Blue Box весь блок совместимости аварийно завершал свою работу и перезапускался. При аварийном завершении любого из приложений в Yellow Box остальные приложения в нём продолжали работать. 31 августа 1997 года вышла первая бета-версия Rhapsody для разработчиков, Rhapsody Developer Release (Rhapsody DR), с кодовым наименованием Grail1Z4. Система в DR называлась Rhapsody 5.0, потому что последняя версия OPENSTEP была 4.2.
Apple Rhapsody Developer Release 1
Успех или неуспех массовой операционной системы зависит от многих факторов, но даже самая замечательная система без широко известных и популярных приложений бесполезна, безнадежна и обречена на провал. Важнейших производителей программного обеспечения немного – несколько десятков, и маркетинговая служба Apple Computer попыталась убедить их включиться в фантастический проект Rhapsody, но ответ был один и тот же – нет.
С Adobe и Microsoft общался Стив, он был лично знаком с главами этих компаний и связан с ними многолетней дружбой – но разрабатывать программное обеспечение для неизвестной платформы с неизвестной судьбой они не согласились.
А вместе с Джобсом в компанию пришли полторы сотни бывших сотрудников NeXT, и один из них, Скотт Форстолл, предложил гениальный выход из ситуации.
Rhapsody заинтересовала разработчиков, пишущих программное обеспечение для нескольких компьютерных платформ: ProjectBuilder, среда разработки от NeXT, заметно облегчала их труд – один и тот же исходный код можно было превратить в код для целого ряда платформ – Windows, Unix’ы и, в перспективе – для Mac OS. Среду разработки уже можно было использовать в Rhapsody, но окончательную версию системы планировали выпускать в нескольких вариантах – в том числе и для установки в Windows NT. А еще, и это было главным сюрпризом для разработчиков – писать программы в библиотеках было проще и удобнее, чем в любых известных им библиотеках. 14 мая 1998 года вышла Rhapsody DR 2, она же Rhapsody 5.1., в предпоследний день WWDC 1998. Следующие версии Rhapsody назывались Mac OS X Server (система, которая не была ни Mac OS X, ни серверной системой), в октябре 2000 года проект был закрыт.
В первый день WWDC 1998 года Стив Джобс представил публике совершенно другую операционную систему. Java-машины в ней не было, зато появился новый блок Carbon, это среда для исполнения модифицированных приложений для классической Mac OS. 80% API классических библиотек оказались совместимыми с вытесняющей многозадачностью и защищенной памятью, переделывать 20% кода намного проще, чем переписывать заново огромные приложения – и крупные разработчики программного обеспечения согласились перенести важные для выживания новой системы программы в Carbon.
Озвученное в тот день соотношение 20/80 повторялось много раз, но доказательств предоставлено не было. В зависимости от специфики переносимого приложения, его перенос мог занять от пары недель (BBEdit перенесли за несколько дней) до нескольких лет (на перенос QuarkXPress ушло три или четыре года). В мае 1998 года библиотеки Carbon тоже еще не были готовы. Оставалось только разработать настоящую Mac OS X и отдать её в руки публики. Довести до идеального состояния, поразить мир качеством яблочного “софта”, вернуться в высшую лигу компьютерной индустрии.
В 2019 году, в macOS 10.15 Catalina, поддержку Carbon удалили.
В сентябре 2000 года Apple впервые выпустила настоящую Mac OS X для всех. Публичную бета-версию, платную (за 29,95 долларов), с кодовым наименованием Kodiak. Это город на одноименном острове в одноименной бухте, по-русски он называется Кадьяк, основан русскими колонистами в 1784 году. Официально считается следующей версией системы после Mac OS X Server 1.0, хотя на самом деле это совершенно другая система. Дебютировал новый стиль пользовательского интерфейса Aqua, его главным идеологом и одним из авторов был Скотт Форстолл.
В Mac OS X Public Beta можно было попробовать в близких к реальности условиях Cocoa-приложения (Yellow Box был переименован в Сocoa, Blue Box в Classic – система теперь состояла из трех “C” – Cocoa, Carbon и Classic). Впервые можно было попробовать на вкус и Darwin, яблочный вариант UNIX 4.4BSD. А разработчиков, переносивших приложения в Carbon, или писавших в нем новый код, ждало разочарование: эта часть системы отчаянно глючила, во многом отличалась от библиотек Carbon, включаемых с 1998 года в классические версии системы для ознакомления и подготовки. Понимая, что это всего лишь бета-версия, многого от неё не ждали, поэтому особого разочарования она не вызвала. 14 мая 2001 года, через два месяца после выхода в свет Mac OS 10.0, первая публичная бета-версия настоящей Mac OS X перестала работать.
Mac OS X Public Beta
Платная бета-версия, да еще и с ограниченным сроком действия – обращения в суд были, суды их отклонили. Законом это не запрещено.
Первая настоящая версия Mac OS X, где X не “икс”, а римская цифра 10. Стив повторял это как магическую формулу, снова и снова – и сам же несколько раз назвал систему Mac OS икс.
Cheetah по-английски – гепард. Самое быстрое наземное млекопитающее, всего за три секунды разгоняющееся до 110 км/ч.
Маркетологи Apple еще не поняли, что кодовые наименования систем можно использовать в их продвижении и рекламе, обозначение этой версии даже не было зарегистрированным торговым знаком Apple. Иначе все было бы еще хуже – система была невероятно медлительной, и был бы еще один повод для насмешек. А их и без того было слишком много. О том, что её решено выпускать, несмотря ни на что, как в январе 1984 года, разработчики Mac OS X узнали в последний момент. На этот раз речь шла только об операционной системе, но она была сложнее на порядок, чем первый Mac и его система вместе взятые, список багов и нерешенных проблем был почти бесконечен, и продолжал расти.
В течение двух с половиной недель, в авральном порядке, в системе пытались навести хотя бы относительный порядок – по мнению разработчиков, если бы Mac OS 10.0 выпустили без предупреждения и поспешных исправлений, было бы лучше. В результате исправлений, наложившихся одно на другое, например, в какой-то момент окна в интерфейсе операционной системы стали обновляться через раз, быстро найти причину не смогли – но проблему устранили, в результате окна перерисовывались по два-три раза. И в графических библиотеках Quartz, из-за спешных исправлений, производительность была ниже штатной.
MacOS X Cheetah
По числу багов, глюков, недоделок и опечаток “Гепард” – абсолютный чемпион среди всех операционных систем Apple, начиная с самых первых. Mac OS 10.0 была еще одной бета-версией, только уже за полноценные 129 долларов.
Изменений по сравнению с классическими системами было много:
Первая минорная версия Mac OS 10.0 (10.0.1) вышла меньше, чем через месяц – 14 апреля. Вторая и третья – 1 и 9 мая. Четвертая, 10.0.4, вышла 21 июня. В заметках по поводу каждой из них перечислены многочисленные исправления – но, похоже, реальных улучшений никто не заметил. Зато, несмотря ни на что, поклонниками Apple выход “Гепарда” был встречен с энтузиазмом и даже с восторгом.
Важен был сам факт: Apple, наконец, выпустила современную ОС, рано или поздно её сделают лучшей в мире
.
25 сентября 2001 года Apple выпустила вторую мажорную версию Mac OS X за год. Такого больше никогда не было. Причем бесплатную – для тех, у кого была Mac OS 10.0, и кто мог подтвердить, что она приобретена легально. Бесплатно 10.1 можно было получить в Apple Store (первые два из них открылись в мае того же года) или у представителей Apple. Или получить бесплатное обновление по почте, в США это обходилось, в среднем, в 10-12 долларов. Торговый знак Puma тоже не был зарегистрирован – просто не успели, ранний выход системы стал сюрпризом и для маркетологов компании.
Нового по сравнению с 10.0 в ней было много, но первое, что бросалось в глаза – она стала ощутимо быстрее. Она буквально летала. Из графических библиотек Quartz вытрясли десятки багов. Баг с многократной перерисовкой окон устранили. Производительность OpenGL увеличили на 20%, из-за чего трехмерные эффекты (которые в Finder’е Mac OS X использовались повсюду) ускорились в разы. Функцию записи на CD- и DVD-диски в Finder’е и в iTunes починили.
Mac OS 10.1 Puma
В Mac OS 10.1, сразу после её установки, можно было смотреть фильмы на DVD. В системе появилось новое встроенное приложение, Apple DVD Player.
Правда из-за педантичного, почти маниакального соблюдения компанией законов пользователи предпочитали использовать для этого сторонние приложения. Перечислить все новшества непросто, хотя их было не 300 (как в 10.5 Leopard) и даже не 150 (как в 10.4 Tiger): в систему была встроена поддержка 200 принтеров, а недоделок и опечаток в ней не было. По уровню комфорта и приятности интерфейса до классической Mac OS ей было далеко, как до луны, а среди поклонников Apple появились ворчуны, недовольные новой системой. То есть, все было в порядке.
С треском провалившаяся авантюра Стива Джобса все-таки удалась. Вышло пять минорных версий Mac OS 10.1 (от 10.1.1 до 10.1.5), но каких-либо реальных улучшений никто не заметил. Ей пользовались как основной системой, но в основном не по своей воле. Добровольцев было мало. Большинство пользователей в неё заходили, время от времени, из любопытства или чтобы показать её знакомым, но затем возвращались “домой”, в классическую Mac OS.
Похороны классической Mac OS
И тем не менее, 6 мая 2002 года, на открытии WWDC, ей были устроены театрализованные похороны. Стив произнес положенную в таких случаях речь, объявил о закрытии проекта “классическая Mac OS” и о прекращении её разработки. Тем не менее, классическую Mac OS продолжали поддерживать в течение нескольких лет – до перехода на Intel в 2006.
Следующая большая версия Mac OS X вышла чуть меньше, чем через год, 23 августа 2002 года, и была, в отличие от Mac OS 10.1, платной для всех. 129 долларов. Исключение было только одно – в октябре стартовала программа “X for Teachers”, то есть “Икс (Mac OS X) для учителей”, в рамках которой тысячи учителей в США получили её бесплатно. Для этого им нужно было прийти в Apple Store или в представительство Apple Computer для заполнения анкеты – и через некоторое время (видимо, после проверки) им присылали коробку с Mac OS X Jaguar и документацией, с оплаченной Apple доставкой по почте.
Помимо версии для одного пользователя, предлагалась еще и семейная лицензия – которую разрешалось устанавливать на пять Mac’ов. В странах, где к законам относились без фанатизма, версию для одного пользователя устанавливали на десятки (а то и сотни) компьютеров – без каких-либо проблем. Названия больших кошек использовались для обозначения версий Mac OS X начиная с 10.0, но в 10.2 эти названия стали их официальным обозначением, равнозначным номеру версии. Каждая мажорная версия Mac OS X – отдельный продукт. И Mac OS X Jaguar, и Mac OS 10.2 разрешили использовать в маркетинговых целях и в рекламе. Торговые знаки Jaguar, Panther, Tiger и еще с десяток названий больших кошек были официально зарегистрированы Apple. Все из них были использованы для обозначения версий операционной системы, кроме двух – Lynx (рысь) и Cougar (кугуар).
Требования к железу, на которое Mac OS 10.2 могла быть установлена, выросли. Впервые в истории Mac OS X. Jaguar был совместим исключительно с Mac’ами c PowerPC G3 и G4 внутри.
Mac OS X Jaguar
Mac’и с более старыми PowerPC не поддерживались. В Mac OS 10.2.7, вышедшей в сентябре 2003 года, добавилась поддержка PowerPC G5 – но из-за серьезных проблем в релизе он был отменен и отозван. Официально Mac OS 10.2 требовалось как минимум 128 МБ оперативной памяти – но она работала и с 96 МБ на борту, без проблем. Например, у меня. Ягуар стал первой версией новой системы, которой многие реально пользовались. До классической системы ему было далеко, он уступал ей почти во всем, приложения, перенесенные в Carbon крупными разработчиками (в их числе была и сама Apple), почти все, разочаровывали. Но система была невероятно устойчива, и приноровившись, в ней можно было работать, много и продуктивно.
Ягуар стал еще быстрее, внешний вид системы улучшился, Стив заявил о 150 новшествах в пользовательском интерфейсе системы. В QuickTime появилась поддержка MPEG-4, Address Book переписали с нуля, одной из 150 “мощных функций” была Inkwell (распознавание рукописного текста), еще одна из этих функций, Quartz Extreme, создавала графику непосредственно на видеокарте (если карта была или ATI Radeon, или Nvidia GeForce 2 MX AGP с видеопамятью, как минимум, в 16 МБ). Сервер печати для UNIX-подобных систем CUPS радикально изменил технологии печати. В Ягуаре дебютировал протокол автоматического обнаружения сервисов в локальной сети Rendezvous (рандеву), но для англоязычных пользователей название было непроизносимым, и этот протокол вскоре переименовали в Bonjour.
Протокол и его реализация были хороши, но еще это было возвращением к идеалам Apple. Считалось, что интернет и понятный для любого пользователя интерфейс несовместимы с современными коммуникационными технологиями – Rendezvous/Bonjour опровергли это мнение. Улыбающийся Mac исчез с экрана загрузки системы, его место занял темно-серый логотип Apple Computer (надкушенное яблоко). Массовые возмущения, требования вернуть все на место и петиции в адрес Apple Computer оказались бесполезными.
Ягуар не вызывал ни восторгов, ни приступов энтузиазма, в нем было много недостатков и даже проблем – но было очевидно, что это болезни роста. По-моему, история Mac OS X началась с этой версии – остальные были демонстрационно-ознакомительными версиями, не имевшими практического значения. Испытательными зондами.
7 января 2003 года, на MacWorld, Стив представил “графический веб-браузер” Safari. В тот же день его бета-версия стала доступна для скачивания. Safari не был первым браузером, разработанным в Apple. В Cyberdog, OpenDoc-приложении с интегрированными интернет-инструментами, предназначенном для обычных пользователей, браузер был – но главной целью Cyberdog, по-моему, было продвижение OpenDoc, а интернет был на вторых ролях.
Презентация Safari на сайте Apple
Safari, в отличие от браузера в CyberDog – самый настоящий браузер, да еще и с большими амбициями. О том, что Apple разрабатывает что-то на основе KHTML и KJS, интернет и JavaScript библиотек с открытым исходным кодом от KDE, ходили смутные слухи – но толком никто ничего не знал. Браузер (Safari) и его движок (WebKit) стали сюрпризом. Тем же вечером, полные нехороших предчувствий, видевшие эту презентацию скачали бета-версию браузера – и вздохнули с облегчением.
В мае или июне 1997 года между Apple и Microsoft было заключено соглашение, полный текст которого никогда не был опубликован, но публику проинформировали об основных его положениях.
Microsoft взяла на себя обязательство в течение 5 лет разрабатывать для Mac OS новые версии Microsoft Internet Explorer, а Apple – обязательство в течение тех же 5 лет включать Explorer в состав операционной системы в качестве браузера по-умолчанию.
В 2002 году пятилетний срок закончился. Многие пришли к выводу, что Microsoft и Apple продлят соглашение, но они ошибались. В Apple были уверены, что их собственный браузер будет на порядок лучше. Разработку Safari и WebKit курировал Скотт Форстолл, но об этом стало известно уже в наши дни. В 2005 году Safari стал первым в мире браузером, успешно прошедшим тесты Acid2, которые Internet Explorer провалил с треском.
В 2007 году мобильные варианты Safari и WebKit стали одним из ключевых свойств iPhone OS, с 2007 по 2012 браузер попытался завоевать Windows – но не слишком успешно. Могло показаться, что Apple наносит ответный удар выручившей её в конце 90-х Microsoft, Safari для Windows просуществовал те же 5 лет. У Apple были для этого более веские причины, а после перехода на Intel разработать версию для Windows было несложно. В мире у Safari второе место по популярности, в России – третье.
Следующий шаг в развитии Mac OS X Apple сделала через год и два месяца, 24 октября 2003 года, новая версия называлась Panther (пантерой), и была такой же элегантной и легкой, как её аватар. Объявляя систему, отметили её выросшую производительность, в это не верилось – но быстрота реакции и скорость, с которой система выполняла команды, и в самом деле ощутимо улучшились.
А еще, в системе было что-то своё. Её разработчики больше не пытались воссоздать то, что было в классическую эпоху – у системы появилась индивидуальность, и это нравилось больше всего. Как обычно, требования к Mac’ам возросли. Система была совместима с Mac’ами с PowerPC G3/G4/G5 внутри, с тактовой частотой не менее 233 МГц, встроенной поддержкой USB и, как минимум, со 128 МБ оперативной памяти. Рекомендовалась установка 256 МБ. Опытным путем установлено, что и с 96 МБ оперативной памяти система работала неплохо – правда, фирменные легкость и быстрота слишком часто сменялись задумчивостью.
А еще системе требовалось 1,5 ГБ свободного дискового пространства, привод оптических дисков и ПЗУ New World ROM, из-за чего Пантеру нельзя было установить на PowerBook G3 “Wallstreet” и на PowerMac G3 в бежевых корпусах. Появившейся в Пантере видеоконференц-связи требования были еще более жесткими: процессор с тактовой частотой от 333 МГц и выше, широкополосный Интернет от 100 кбит/с и веб-камера.
Интерфейс Finder’а, по словам Джобса, улучшился. Неправда – он улучшился радикально. В нем появился металл, матовый, удивительно уместный. С ним стало удобнее работать. А кроме того, Finder научили новым трюкам. Оконный менеджер Exposé показывали PC-шникам как аргумент в пользу Mac’ов. Zip-файлы отныне можно было сжимать и разжимать прямо в Finder’е. В Finder появилась боковая панель, настраиваемая пользователем.
Другие встроенные приложения тоже улучшились. Изменений в них было много, ограничусь несколькими:
.
Минорных релизов было 9, последний из них, Mac OS 10.3.9, предназначался для Mac’ов, несовместимых с более новыми версиями системы. Этот релиз поддерживался в течение нескольких лет.
Тигр задерживался. Его успели дважды представить публике, раздразнив её любопытство. На разработку новой версии ушло полтора года, она вышла 29 апреля 2005 года, в эпоху iPod, ожидания безумно мощных и интересных PowerBook G5 и вообще ожиданий чего-то безумно великого. Тогда еще никто за пределами Apple не знал о двух проектах, над которыми работали в Apple – iPhone и переход на Intel. Слухи про переход на Intel были, но в них не верили.
Первая версия операционной системы iPhone создавалась на основе Tiger, затем этот код заменили на улучшенный (и более компактный) код из еще не вышедшей следующей версии Mac OS X. В переходе на Intel эта версия Mac OS X тоже принимала участие. Но все это было потом. В первой версии Apple TV (объявленной одновременно с iPhone и новым именем компании) использовалась доработанная версия Mac OS X Tiger с другим интерфейсом и несколькими добавленными функциями.
Mac OS X Tiger
В Mac OS X Tiger поддержка Old World ROM (ПЗУ устаревшей структуры) была удалена, из-за чего с новой версией системы оказались несовместимы первые модели iMac и другие легендарные Mac’и. Впрочем, с помощью сторонней утилиты XPostFacto этот запрет легко преодолевался, система устанавливалась, но любое обращение к New World ROM убивало обратившееся приложение. Версия системы для одного пользователя, фактически, стала дороже на 95 центов. Теперь она стоила 129,95 доллара, вместо прежних 129. В системе было 150 инноваций. Никто из пытавшихся подтвердить или опровергнуть заявленное Джобсом число не нашел даже ста.
Tiger устанавливался на Mac’и с PowerPC G3/G4/G5 с не менее чем 256 ГБ оперативной памяти, со встроенным FireWire, с DVD-приводом (система устанавливалась исключительно с DVD-диска), и с 3 ГБ свободного пространства на диске. Заплатив Apple 9,95 доллара, установочный DVD-диск можно было заменить на установочный набор из нескольких CD-дисков, одно из требований системы (наличие DVD-привода) было временно отменено.
Установочный набор Mac OS X Tiger
В системе появились функции Spotlight, Dashboard, “умные папки”, и многое другое. Mail в очередной раз радикально изменился. Новые приложения: Safari 2, QuickTime 7, Automator, VoiceOver, Xcode 2, Grapher, Dictionary, Quartz Composer, Au Lab. Много новых функций добавили в Mac’овский UNIX, Darwin. Кстати, интерфейс командной строки – это еще один интерфейс пользователя, поэтому десятки новых команд в Darwin вполне можно было включить в 150 новых функций системы. Появились новые фреймворки — Core Image и Core Video. C Core Video я дела не имел, а Core Image – чистой воды фантастика.
Через два месяца после выхода Mac OS X Tiger, Apple объявила о переходе на Intel.
А 10 января 2006 года вышла минорная версия Тигра, Mac OS 10.4.4, в двух вариантах – для PowerPC и для Intel. Вариант для PowerPC распространялся по обычной схеме, вариант для Intel – только вместе с Intel Mac’ами. С технической точки зрения, если забыть об их отличиях “под капотом”, оба варианта были практически одинаковы, но в варианте для Intel отсутствовал блок Classic. Следующие минорные версии Mac OS X Tiger выпускались, как минимум, в двух вариантах – для PowerPC и Intel. У Mac OS 10.4.7, помимо этих вариантов, были два эксклюзивных – для Apple TV и для Mac Pro, вышедшего 7 августа 2006 года.
Впервые в истории Apple номер минорной версии достиг и превысил цифру 9: в июне и в ноябре 2007 года вышли Mac OS 10.4.10 и Mac OS 10.4.11. А поскольку Apple – компания строгих правил, в начале 2007 года в положение о “правильных номерах версий” внесли изменения: до этого в финальной части номера версий разрешалось использовать цифры от 0 до 9 (ноль можно опускать – 10.4.0 и 10.4 обозначают одну и ту же версию), теперь же разрешили значения от 0 до 12. Mac OS 10.4.10 и Mac OS 10.4.11 этим правилам не противоречили. Зато с 10.4 и её первыми минорными версиями, которые фактически были баг-фиксами, было немало проблем. Это становилось традицией. К 10.4.2 или 10.4.3 все наладилось.
Предлагаем подписаться на наш канал в «Яндекс.Дзен». Там вы сможете найти эксклюзивные материалы, которых нет на сайте.
Шестая “большая” версия Mac OS X – Mac OS X Leopard, она же Mac OS 10.5, вышла 26 октября 2007 года. Через два с половиной года после предыдущей версии. Позже, чем было обещано – но причины задержки были уважительными, кроме того, Стив об этом предупредил. Причиной был беспрецедентный аврал – iPhone готовили к выходу. Все, от кого мог быть толк в этом безнадежном деле, были мобилизованы. Разработчики Mac OS X Tiger и Leopard, на основе которых была разработана мобильная операционная система от Apple, были абсолютно и безусловно полезны. В подразделениях, занимавшихся Mac OS X, оставляли одного или двух сотрудников – чтобы реагировать на выявляемые в Тигре и в последней минорной версии Ягуара баги и проблемы.
Стив назвал Леопард самым большим обновлением Mac OS X за всю её историю.
Это было чистой правдой. Стив заявил что в ней 300 с лишним инноваций. Публика усомнилась, и на сайте Apple появился полный их список (из 317 пунктов). Не все из инноваций были инновациями, но подать на Apple в суд из-за этого списка было теперь невозможно. Apple никогда не врет – все, что она объявляет официально, обязательно может быть формально подтверждено.
Mac OS X Leopard многие из вас наверняка пользовались
Система могла быть установлена только на Mac’и с PowerPC G4 и G5 внутри и на Mac’и с любым Intel-процессором внутри. Далеко не на все Mac’и с PowerPC G4 можно было установить Леопард – только те, чья тактовая частота была не меньше 867 МГц. PowerPC G3 отправили в отставку. С помощью утилит наподобие XPostFacto эти ограничения было нетрудно обойти, но Леопарду на этих Mac’ах было нехорошо.
Системе требовалось, как минимум, 500 МБ оперативной памяти и не менее 9 ГБ свободного пространства на диске. В рознице обычная версия стоила 129 долларов (не 129,95 – подешевела!), за серверную версию просили 499 долларов. Приобретаемая отдельно (на DVD) система включала в себя оба варианта – для PowerPC и для Intel, на компьютер устанавливался только вариант для его архитектуры. С новыми Mac’ами поставлялся диск только с такой же архитектурой, как у него. Серверная версия Леопарда – это точно такой же Леопард, только настроенный чуть по-другому, с серверными утилитами от Apple упрощающими администрирование сетей. С их помощью даже продвинутые дилетанты могли развернуть почтовый и/или веб-сервер и эксплуатировать его без привлечения квалифицированных специалистов.
Кроме того, в серверной версии была предустановлена огромная коллекция серверного программного обеспечения с открытым исходным кодом, все программы были подобраны с умом – чтобы они без проблем могли работать друг с другом и предустановлены. Леопард не был первой версией Mac OS X, поставлявшейся еще и в серверном варианте, это началось с 10.0, но на презентации Леопарда об этом варианте впервые сообщили подробности.
В Mac OS X Leopard появились:
Планка меню и док стали прозрачными. В вариант системы для PowerPC по-прежнему включался блок совместимости с классической Mac OS (Classic), в варианте для Intel этого блока не было. Зато в системы для Intel была встроена Boot Camp – среда, в которую можно было установить приобретенную отдельно версию Windows XP SP2 или Windows Vista и пользоваться ими на Mac’е. Для переключения из Mac OS X в Windows и наоборот требовалась перезагрузка компьютера. Несмотря на то, что это очевидно, я все же подчеркну: Windows работала с процессором, на котором она поддерживается, это не было эмуляцией или имитацией. Все было по-настоящему. Apple критиковали за то, что в её онлайн-магазине нельзя купить Intel Mac с предустановленной в Boot Camp Windows, на что Apple, к удивлению публики, ответила:
Мы не продаём Microsoft Windows.
Особенно много нового ждало в системе разработчиков – Objective-C 2.0, сборщик мусора (экспериментальный, не прижился), Core Animation, DTrace (из OpenSolaris), Instruments и много всего другого. В каждой новой версии появлялось столько всего нового, что её раз за разом приходилось изучать почти как заново. По сравнению с временами System 7, это было здорово и интересно. Многое из того, что было придумано при разработке системы для iPhone, с выходом Леопарда появилось и на Mac’е, но эти новшества интересовали не всех, и останавливаться на них мы не будем. Как и в Тигре, в первых релизах Леопарда было очень много проблем. Некоторые конфигурации после установки 10.5 переставали работать. Самые распространенные конфигурации. В 10.5.1 фатальные проблемы были устранены, но оставшиеся тоже были “не сахар”. 10.5.2 можно было пользоваться, но лишь с 10.5.3 система заработала как часы, и оказалась очень неплохой.
Mac OS 10.6 объявили 8 июня 2009 года на открытии WWDC 2009. Одновременно с iPhone 3GS. Система называлась Snow Leopard (Снежный барс), в ней пообещали 0 инноваций. Пришло время сделать в системе большую уборку – удалить лишнее и оптимизировать её. Облегчить и ускорить её дальнейшее развитие. Для тех, кто приобретал Mac OS X Leopard в день презентации Mac OS X Snow Leopard или позже, в розничном или онлайн-магазине Apple, Mac OS 10.6 стоила 9,95 долларов. Остальным лицензия на одну установку обошлась в 29 долларов. 10.5 стоила 129 долларов, независимо от того, апгрейд это или её покупают в первый раз.
28 августа 2009 года начались продажи Снежного барса. Сразу во всем мире. Через год и десять месяцев после выхода Леопарда. За первые дни продали 2 миллиона копий Mac OS 10.6, побив рекорд Mac OS 8 (1,2 миллиона копий). Впервые с Mac OS (тогда еще System) 7.1.2, Mac’овская система не устанавливалась на Mac’и с PowerPC, и, без дополнительных действий, программы, написанные для PowerPC, в ней не работали. После установки эмулятора PowerPC-кода (Rosetta) последнее становилось возможным.
Mac OS X Snow Leopard уже похожа на то, чем владельцы Mac пользуются сейчас
На Mac’ах с Intel Core Solo и Intel Core Duo (с архитектурой IA-32) работали только 32-битные приложения, на всех остальных (с x86-64) работали как 32-битные, так и 64-битные. Система могла быть установлена на компьютер с 1 ГБ оперативной памяти или больше, ей требовалось 5 ГБ дискового пространства (Леопарду требовалось 9 ГБ), а также DVD-привод – встроенный или внешний.
Без проблем не обошлось, но их было на удивление мало, и были они какие-то не слишком серьезные. Но все равно обманули – в Snow Leopard на уровне пользователя было больше нуля. Boot Camp теперь мог читать и писать файлы в HFS+ (это “новая” Mac’овская файловая система, внедренная в 1998 году), в клиенте электронной почты, Address Book и iCal появилась поддержка Microsoft File Exchange, в iChat увеличилось максимальное разрешение видео, появилась поддержка мультитач интерфейсов в тачпадах новых MacBook’ов, радикально улучшились почти все встроенные приложения.
Finder был переписан с нуля, в Cocoa (в библиотеках пришедших из NeXT Software), о чем пользователи Mac OS X мечтали с её первого дня. Это, конечно, все же не 317 новшеств (как в Леопарде) и не 150+ как в Тигре, но и не ноль. А в Mac OS 10.6.6 к набору встроенных в систему приложений добавился Mac App Store.
В 2008 году Бертран Серле (Bertrand Serlet), старший вице-президент Apple по разработке Mac’овского программного обеспечения, один из создателей Mac OS X, сообщил Джобсу о своём намерении уйти из Apple. Вместо разработки конкретных программных продуктов он хотел сконцентрироваться на научных аспектах программного обеспечения. Завершить разработку следующей “большой кошки”, ввести преемника в курс дела (он предложил на роль преемника знакомого обоим Крейга Федериги), помочь преемнику освоиться – и уйти.
Бертран обсудил эту идею с Крейгом, и тот был готов попробовать. Следующая “большая кошка”, Mac OS 10.6, вышла на финишную прямую в мае 2009. В июле того же года Крейг Федериги вернулся в Apple и возглавил разработку Mac OS X, в ранге вице-президента Apple по разработке Mac’овского программного обеспечения. Как и было запланировано, Бертран Серле остался в компании до выхода следующей версии, чтобы помочь молодому коллеге освоиться. Крейг справился, и с марта 2011 года стал полноправным главой разработчиков Mac OS X. Десять лет назад. С 2012 – старший вице-президент.
В дальнейшем Крейг Федериги возглавил разработку всех операционных систем Apple
Крейг Федериги возглавлял в NeXT разработку EOF (Enterprise Object Framework), в Apple пришел вместе с NeXT Software и Стивом Джобсом. Он возглавлял разработку WebObjects и EOF – технологий, опережавших своё время, но так и не реализовавших свой потенциал из-за целого ряда обстоятельств. В Apple в конце 90-х им не могли уделить достаточно времени и средств. С решением переписать EOF и WebObjects на Java, чтобы сделать их более привлекательными для рынка, Крейг был не согласен. Как показало время, он был абсолютно прав – но в 1999 году его и его сторонников в Apple не услышали, и он ушел из компании.
В 2009 вернулся, по приглашению Стива Джобса. Когда из Apple ушел Скотт Форстолл (скорее всего, не сам), кроме Mac OS X, он возглавил еще и разработку iOS, и производных последней – tvOS, watchOS, iPadOS и десятков секретных яблочных OS: bridgeOS (в Apple T1 и T2), audioOS (в HomePod и HomePod mini), rOS (проект создания умных очков и VR-гарнитур), carOS (проект Apple Car) и другие.
Прозвище (он его придумал сам) – Hair Force One. “Сила волос один”. Борт президента США называется Air Force One, то есть “Военно-Воздушные Силы один”.
Восьмая “большая кошка”, Mac OS 10.7 Lion – самая необычная и противоречивая версия Mac OS X за всю историю этой операционной системы. Её представили дважды. На медиа-событии “Back to Mac” 20 октября 2010 года (20.10 2010!), название которого в год iPad и iPhone 4, на фоне увлечения Apple мобильными устройствами, звучало почти крамольно.
Название можно перевести как “Назад, к Mac’у”. На самом деле, речь шла о том, что теперь и мобильной системе Apple, многое взявшей у Mac OS X, есть, чем поделиться с ней. Затем, более подробно, с демонстрацией самых вкусных её особенностей, 10.7 представили на открытии WWDC, 6 июня 2011 года. Показывал её Крейг Федериги. Пообещали, что Лев выйдет в свет в июле, и что точную дату его выхода сообщат дополнительно. Сообщили. 19 июля 2011, на объявлении результатов третьего финансового квартала, Питер Оппенхаймер, финансовый директор Apple, сказал, что она выйдет завтра. Ничего подобного еще не было. На следующий день, 20 июля 2011 года, Mac OS X Lion действительно вышла в свет.
Предполагалось, что приобрести новую версию можно будет только в Mac App Store, за 29,99 доллара. Поскольку поддержка Mac App Store появилась в Mac OS 10.6.6, для её установки требовалась, как минимум, Mac OS 10.6.6 – но рекомендовали Mac OS 10.6.8. Другими словами, тем, у кого был установлен Тигр или Леопард, нужно было приобрести копию Снежного барса – иначе никак.
Скачать систему в Mac App Store получалось не у всех, пришлось организовать альтернативные способы доставки – розничные и онлайн-магазины Apple. В любом случае, система устанавливалась только из Mac OS 10.6.6 или следующих после неё версий системы. В розничных магазинах (Apple Store) можно было приобрести на флешке, за 69,99 доллара, или скачать её на собственный носитель. Онлайн можно было приобрести флэшку за 69,99 доллара плюс стоимость доставки. Серверной версии операционной системы (их продавали за 499 долларов) больше не было. За 49,99 доллара можно было купить “серверное дополнение” к купленной отдельно Mac OS 10.7.
Mac OS Lion требовала x86-64 (работал только на 64-битных Mac’ах), 2 ГБ оперативной памяти и 7 ГБ свободного пространства на диске. И Mac OS 10.6.6 или выше
Было объявлено, что в системе более 250 новшеств. Многие из них была позаимствованы у iOS. Полноэкранный режим приложений, в котором, с помощью мультитач жестов (жестикулировать нужно было на тачпаде – либо встроенном в ноутбук, либо внешнем) можно было обойтись без Finder. Пользоваться полноэкранным режимом было необязательно, старый добрый привычный интерфейс работал – но и он понес тяжелые потери. В меню “Файл” исчезла команда “Сохранить как”. А вместе с ней и интуитивно понятная, и очень удобная, парадигма управления сохранением файлов. То, что пришло вместо неё (Сохранить/Дублировать/Переименовать), не прошло бы испытаний на совместимость с пользователями, даже если бы они проводились поверхностно и без фанатизма. Остальные неоднозначные изменения можно было хотя бы отменить.
Отзывы об изменениях в интерфейсе системы были диаметрально противоположными – от “Лев лучший” до “Лев катастрофически плох”. Особенности приобретения и установки тоже многим не понравились. И тем не менее, такие мелочи (кто бы мог подумать) не помешали стремительному движению Apple к прекрасному будущему – система была установлена на миллионах Mac’ов во всем мире, доходы компании быстро росли.
Нового в Mac OS X Lion было много. AirDrop – технология беспроводных коммуникаций Lion-to-Lion, для которой не требовался внешний Wi-Fi, на Mac пришли Push Notifications, уведомления, рассылаемые централизованно на устройства пользователей. Автоматическое сохранение данных, как в iOS. В Apple утверждали, что команду Save As (“Сохранить как”) ликвидировали именно из-за этого – хотя она никак этому не мешала, и с ней было бы намного лучше. На Mac пришли эмодзи, Launchpad, Mission Control и много чего еще. Список того, что исчезло в Mac OS X Lion, тоже внушителен: Front Row, Rosetta, Adobe Flash Player, QuickTime Streaming Video и iSink.
Это первая версия Mac OS X, созданием которой руководил Крейг Федериги, и последняя её версия, в создании которой принимал участие Бертран Серле.
Многие между прочим до сих пор используют эту систему
Девятая по счету “большая кошка” вышла примерно через год после Mac OS X Lion, но о ней успели сообщить дважды. 16 февраля 2012 года на сайте Apple была опубликована информация об OS X Mountain Lion, следующей после Льва версии операционной системы, и в тот же день компания выпустила предварительную версию системы для разработчиков. То есть новая версия вышла на финишную прямую.
На открытии WWDC, 11 июня 2012 года, состоялась её презентация. Помимо прочего, во время презентации новой системы сообщили о том, что теперь OS X будет обновляться ежегодно. Затем было то же самое, что и год назад: новую версию обещали выпустить в июле, и что точную дату этого события сообщат дополнительно. 24 июля, на публичном отчете о результатах третьего финансового (он же – второй календарный) квартала 2012 года, Тим Кук назвал эту дату, одним словом: “завтра”.
25 июля новая версия появилась в App Store. Теперь это был единственный способ её приобретения. Систему можно было приобрести за 19,99 доллара.
О том, что теперь она называется иначе, словом из трех букв (как iOS) все уже догадались. Теперь OS X стало её официальным именем, оно было зарегистрировано как товарный знак.
Mountain Lion - это североамериканская большая кошка, ареал обитания которой простирается от Юкона на севере Канады до южных Анд на юге Аргентины и Чили. На русский переводится также как cougar – кугуар.
Никто еще не знал, что большие кошки, имена которых были зарегистрированы как товарные знаки в 2002 году, кончились. Неиспользованными оставались только Lynx (рысь) и Cougar (кугуар), но после льва они были неуместны. Эта “большая кошка” явно была последней.
Радикальных изменений в Кугуаре было немного. В составе системы появился Gatekeeper, привратник, встревожив тех, кто очень не хотел, чтобы Mac’овская система превратилась в большую iOS. Из iOS пришли Game Center, iCloud и Центр уведомлений. Кроме того, Notes (Заметки) и Reminders (Напоминания), как и в iOS, стали отдельными приложениями. iChat переименовали в iMessage, в системе появилась поддержка Twitter на уровне API. Ждали. что в системе появится интеграция с Facebook, но её не успели закончить к 25 июля.
OS X Mountain Lion устанавливалась на Mac’и с Mac OS 10.6.6 или выше, с 2 ГБ оперативной памяти и 8 ГБ свободного пространства на диске. Для пользования iCloud Mac должен был быть подключен к интернету, некоторые из функций системы требовали от пользователя наличия Apple ID. Команда “Сохранить как” в меню Файл не вернулась.
Систему встретили неплохо. Журналисты её хвалили.
Такой должна была быть Mac OS 10.7 – писали они.
И в самом деле, даже ервый релиз был стабильным. Продажи Mountain Lion побили все прежние рекорды. В первый же день продаж в App Store её купили 4 миллиона раз. А до выхода в свет следующей версии – 28 миллионов раз.
Десятую версию OS X объявили на WWDC, 10 июня 2013 года. Констатировали: “больших кошек” больше нет. Было решено для этих целей использовать названия географических объектов в Калифорнии, и первым из них стал Мейверикс, популярное место для сёрфинга в Северной Калифорнии.
Интерфейс Mavericks довели почти до идеала
Сразу же после презентации на сайте developer.apple.com зарегистрированные в Apple Developer Program разработчики могли скачать её бета-версию. Систему обещали выпустить осенью. Она появилась в Mac App Store 22 октября 2013.
Впервые с Mac OS 10.1 Puma, версии, которая вышла в свет 25 сентября 2001 года, OS X 10.9 была бесплатной
.
Кроме самой системы, с 22 октября бесплатными стали приложения, входящие в iWork: Pages, Numbers и Keynote.
Mavericks был совместим с Mac’ами из приведенного ниже списка:
Установить Mavericks можно было только из Mac OS 10.6.8 или более новой версии системы, на Mac с минимум 2 ГБ оперативной памяти и 8 ГБ свободного пространства. В OS X 10.9 изменился дизайн, не столь радикально, как в iOS 7, но заметно. Протестов это не вызвало – но Джонни Айв, после ухода Скотта Форстолла включивший в зону своей отвественности еще и дизайн пользовательских интерфейсов, сообщил, что это первая часть преобразований. Поклонники скевоморфизма, Стив Джобс и Скотт Форстолл, ушли. Исчезли симпатичные штучки вроде кожаной обложки в Календаре, имитация страниц блокнота в Заметках и бумажной адресной книги в Контактах. Хуже не стало.
Работа с несколькими дисплеями улучшилась – теперь на любой из экранов можно было перенести планку меню и док, которые охотно и почти не предсказуемо вдруг оказывались именно на том дисплее, на котором они были меньше всего нужны – а вернуть их обратно было нелегко. Это иногда досаждало, но не слишком сильно. Приложения, невидимые в текущий момент и не выполняющие никаких задач, в бэкграунде “засыпали”, чтобы на них тратилось меньше энергии. Пробуждались они быстро, но заминка была ощутима. Похоже, экономия и бережное отношение к ресурсам были одной из главных целей версии. Кроме этого, в версии появились iCloud Keychain (Связка ключей в iCloud), IPoTB – Интернет-протокол через Thunderbolt Bridge, с помощью которого между двумя Mac’ами стало возможным быстро передавать большие объёмы данных. В системе появились новые встроенные приложения, пришедшие из iOS – iBooks и Apple Maps.
Подпишись на наш чат в Telegram. Там авторы Appleinsider.ru общаются с читателями.
Серьезных проблем с Mavericks не было, но возникало подозрение, что слишком частые обновления операционной системы сковывают фантазию её разработчиков. Ни новых приложений, ни интересных новых функций, простых и понятных. Видимо, те же мысли приходили и в головы высших руководителей Apple.
Новую версию системы представили, как обычно, в день открытия WWDC, 2 июня 2014 года. Одиннадцатая по счету версия Mac OS X была особенно интересна всем, кто интересуется операционными системами и их версиями: споры о том, каким будет её числовое обозначение, продолжались до 2 июня 2014 года. Версия обозначалась самым скучным и предсказуемым способом: 10.10. На 11.0 новая версия не тянула, все понятно.
Её назвали в честь Йосемитского национального парка, что тоже не вызывало эмоций. Хотя интрига была. Главной темой новой версии была борьба с скевоморфизмом, который был изгнан из Mac’овской системы надолго. Но ущерба OS X Yosemite это не нанесло. 16 октября 2014, на специальном событии, OS X 10.10 Yosemite представили еще раз, и в тот же день она появилась в Mac App Store. Как и OS X 10.9 Mavericks, она была бесплатна.
В OS X Yosemite Apple окончательно выпилила скевоморфизм
Система была совместима с теми же Mac’ами, с которыми была совместима предыдущая версия, и со всеми появившимися за последний год. Требовала тех же 2 ГБ оперативной памяти и 8 ГБ дискового пространства, и установить её можно было, только если на Mac’е была установлена Mac OS 10.6.8 или более поздняя версия системы.
Внешне новая версия OS X стала ближе к iOS, и не только внешне. Технология Continuity сблизила их и внутри.
И не только Continuity. В 10.10.3 новое приложение Фото заменило собой сразу два: iPhoto и Aperture. Изменений было немного. Под капотом нововведений было побольше, тоже не слишком много.
На WWDC был представлен Swift, язык программирования, разработанный в группе средств разработки Apple под руководством Криса Латнера.
Отклики на Yosemite были, в основном, положительными – интерфейс стал проще и понятнее. Похоже, в Apple нашли идеальное решение: чем меньше изменений, тем меньше проблем. Но в Yosemite, несмотря на то, что изменений было немного, проблемы были: со стабильностью сети, в системе DNS-обнаружения, и много еще. Из-за уязвимости в программном обеспечении отображения текста на экране бессмысленный арабский текст длиной в 75 байт аварийно завершал работу системы – проблема была выявлена еще в 2013 году, в OS X и iOS. Finder время от времени не выводил на экран содержание папок и сообщал, что они пустые – хотя пустыми они не были. Были и другие проблемы.
На презентации двенадцатой версии OS X, состоявшейся на открытии WWDC 8 июня 2015 года, её основными задачами Крейг Федериги назвал производительность, стабильность и безопасность. Генеральная уборка. OS X сложна и нетривиальна, её новые версии выходят ежегодно, с авралами на финишной прямой. Их последствия накапливаются и становятся причинами проблем и препятствиями на пути её развития. Новую версию назвали в честь горы El Capitan в Йосемитском национальном парке, именно её снимок был фоном стандартного рабочего стола в OS X 10.10 Yosemite.
Первую версию El Capitan для разработчиков участники Apple Developer Program могли скачать в тот же день, её первая публичная бета-версия вышла 9 июля. В App Store OS X 10.11 появилась 30 сентября 2015 года, без дополнительного представления, в котором она не нуждалась.
Интерфейс OS X El Capitan
OS X 10.11 устанавливалась на те же Mac’и, на которые устанавливалась OS X 10.10, для её установки требовалось 6 ГБ (вместо 8 ГБ необходимых для OS X 10.10). Система стала ощутимо быстрее. PDF-файлы открывались в четыре раза быстрее, переключение между приложениями и сообщениями в приложении Почта стало быстрее в два раза, приложения запускались быстрее на 40%. В качестве системного шрифта в El Capitan использовался San Francisco (до того – Helvetica Neue).
Изменений было немного – но они были:
Но самое важное новшество El Capitan – SIP (System Integrity Protection, защита целостности операционной системы). SIP блокирует изменения файлов, принадлежащих операционной системе, даже если они вносятся пользователем с правами root или с временными привилегиями root.
Редактировать такие файлы можно только при наличии “особых прав”. Это ограничение свободы пользователя, но увы, оправданное. Из-за SIP снижается риск случайного (или намеренного) повреждения системы. По-умолчанию SIP включен, при необходимости его можно отключить. Одной из задач El Capitan была именно безопасность – а внедрение SIP одна из мер по её укреплению.
C основными задачами El Capitan (производительность, стабильность и безопасность) разработчики версии справились неплохо. El Capitan называли “refined Yosemite”, то есть исправленной, улучшенной и изысканной версией Yosemite. Без проблем не обошлось, но не с самой El Capitan, а с App Store. Исправили. Идеальных версий не бывает, но бывают версии, близкие к идеалу – El Capitan как раз тот случай.
13 июня 2016 года, в первый день очередной WWDC, Mac’овскую операционную систему снова переименовали. Из OS X в macOS. Прежнее название не только выделялось на фоне названий других операционных систем Apple (iOS, watchOS, tvOS – и вдруг OS X), оно еще и не отвечало “требованиям Apple к качеству” – в обозначениях вроде OS X 10.11 число 10 повторялось два раза. В тот же день представили macOS 10.12 Sierra, названную в честь горного хребта Сьерра-Невада в штатах Невада и Калифорния. Как обычно, бета-версия для разработчиков стала доступной для скачивания в тот же день, публичная бета-версия macOS Sierra вышла 7 июля, а на полках Mac App Store macOS 10.12 появилась в сентябре. Обратите внимание – тринадцатая версия системы была объявлена 13 июня.
Впервые с Mountain Lion список Mac’ов на которые она могла быть установлена изменился, теперь он был таким:
Система устанавливалась на Mac’и из разрешенного списка с 2 ГБ оперативной памяти и 8 ГБ свободного пространства на диске.
В этой версии macOS значительно улучшили Siri
Новое в системе – возможность разблокировки macOS с помощью Apple Watch, буфер обмена, работающий между iOS и macOS (новая функция в Continuity), Apple Pay (через Safari с подтверждением покупок на iPhone или на Apple Watch), в очередной раз улучшили Siri – и в очередной раз эти улучшения были признаны недостаточными. В приложениях, работающих с окнами, появилась возможность объединять их на одном окне в нескольких вкладках. Функция “картинка-в-картинке”, “ночной режим”, но самой важной новостью, по-моему, стала предварительная версия APFS, новой файловой системы Apple (Apple File System) – уже внедренной в iOS.
APFS оптимизирована для SSD, устраняет ограничения HFS+, предыдущей файловой системы разработанной в 1998 году.
В macOS 10.12 Sierra сборщик мусора был удален из среды времени исполнения Objective-C и объявлен устаревшим. Его давно перестали использовать в новых программах. Вместо сборщика мусора в Cocoa (библиотеках в macOS, в iOS и во всех ответвлениях iOS) давно использовалась эффективная система полуавтоматического управления памятью ARC. В macOS 10.12 и последующих версиях macOS приложения, использующие сборщик мусора не запускаются.
В первый день WWDC 2017 года, 5 июня, Крейг Федериги представил еще одну версию macOS. Но о том, что задачи macOS 10.13 High Sierra ограничиваются наведением порядка и оптимизацией, Крейг не сказал.
Изменений в новой версии было очень много. Metal 2 (новая версия библиотек 3-мерной графики) и HEVC/HEIF (высокоэффективный видеокодек, его еще называют H.265, и высокоэффективный формат графических файлов) ничем не грозили обычному пользователю, но на файловую систему AFPS теперь переформатировались накопители всех типов – не только SSD, для которых её создавали и оптимизировали, но и жесткие диски, и Fusion Drive.
Зато теперь на Mac, на iPhone, iPad и даже в Apple Watch была одна и та же файловая система. С бета-версиями все было как обычно, выход новой версии обещали осенью. 25 сентября 2017 года macOS 10.13 High Sierra появилась в Mac App Store.
С macOS 10.13 High Sierra совместимы все Mac’и совместимые с macOS 10.12 Sierra, и еще один – iMac Pro
HEVC поддерживают Mac’и с Intel-процессорами шестого поколения или старше. На Mac’е должны быть не меньше 2 ГБ оперативной памяти и 14,3 ГБ незанятого пространства на диске. Начиная с macOS 10.13.4 поддерживаются внешние графические процессоры, но только на Mac’ах с Thunderbolt 3.
Кроме APFS, Metal 2 и HEVC/HEIF, в High Sierra были и другие изменения:
Пользовательский интерфейс, хотя версию и представляли версией с изменениями исключительно под капотом, изменился: предупреждение о низком уровне заряда батареи стало совершенно другим.
С AFPS, как и следовало ожидать, проблемы были – на Mac’ах с жесткими дисками и с Fusion Drive. Не настолько серьезные, чтобы пользоваться компьютером было невозможно, но неприятные. В “нулевой” минорной версии macOS 10.13 High Sierra и в macOS 10.13.1 была выявлена критическая уязвимость, позволявшая злоумышленнику залогиниться как пользователь с привилегиями root, не вводя пароль. Уязвимость была устранена в Security Update 2017-001 macOS High Sierra v10.13.1.
Многие установили эту версию только ради темной темы
Версию впервые показали 4 июня 2018 года, на WWDC. Приложения из iOS – Новости, Акции, Диктофон и Дом. Темная тема интерфейса. Мохаве – пустыня в Калифорнии, в которой расположено самое большое в мире кладбище списанных самолетов, оно тоже называется Мохаве. Темная тема навевает не менее темные мысли – но система оказалась на удивление легкой и удачной. Фактически она была улучшенным вариантом macOS 10.13 High Sierra.
Система вышла 24 сентября, но теперь она устанавливалась не из App Store, а в Системных настройках. Обновления, как прежде, скачивались из App Store.
macOS 10.14 Mojave – последняя версия macOS с поддержкой 32-битных приложений. О том, что они перестанут работать в следующей версии системы, предупреждали при запуске каждого 32-битного приложения, предупреждение повторяли через 30 дней. Мохаве устанавливается только на Mac’и, поддерживающие Metal. OpenGL и OpenCL, на смену которым пришел Metal, в macOS 10.14 работают, но Apple их больше не поддерживает.
Кроме поддержки Metal для установки Mojave требовалось 2 ГБ оперативной памяти, или больше. И свободное место на диске, размер которого зависел от того, из какой версии macOS устанавливается Mojave. Если из El Capitan, Sierra или High Sierra – 12,5 ГБ. Если из Yosemite и более ранних версий (до Snow Leopard 10.6.8) – 18,5. В системе приняты очень серьезные (раздражающие) меры по защите личных данных. Система теперь спрашивала разрешения на использование микрофона и камеры. Из системы была удалена интеграция с Facebook, Twitter и Flickr. Приложение App Store было переписано с нуля.
Презентация шестнадцатой версии Mac OS X, как оказалось – последней, состоялась 3 июня 2019 года, в первый день WWDC 2019 года. Многочисленные улучшения и новые технологии – Catalyst, Sidecar, голосовое управление, Локатор (в котором объединились функции двух приложений: Найти друзей и Найти iPhone). Приложение iTunes разделилось на три приложения (Музыка, Подкасты и TV). Появление приложения Локатор было встречено с одобрением, а вот осколки iTunes многих разочаровали.
Вместо iTunes в Catalina появилось приложение Музыка
В Catalina (см. разделы про Mojave и High Sierra) перестали работать 32-битные приложения. Приложения, написанные в Carbon, библиотеках macOS, созданных на основе классической системы, тоже не работали. Было их мало, но их любили – сейчас таких не делают. О прекращении поддержки Carbon, вроде бы, не предупреждали. На developer.apple.com что-то об этом писали – в 2010 или 2011. Из системы удалили Dashboard, GNU Emacs и многое другое, а в Терминале заменили язык командной строки – bash на zsh.
Размер оперативной памяти на Mac должен быть не менее 4 ГБ (до Catalina требовали только 2 ГБ).
Реакцию пользователей на macOS 10.15 Catalina эксперты назвали смешанной, по-моему она была, в основном, негативной. Удалить поддержку 32-битных и Carbon-приложений было необходимо – в Apple знали, что будет дальше, что в M1 32-битные архитектуры поддерживаться не будут, и что пришло время идти дальше.
Удаление iTunes было воспринято болезненнее всего. Разделить iTunes нужно было давно, еще лет десять назад, но сделать это по-умному, не спеша и вдумчиво. Приложение Музыка было ужасно. Как если бы его разработчики никогда не видели iTunes. Понятно, что когда-нибудь это приложение будет лучше, чем iTunes в лучшие времена, но мы живем здесь и сейчас.
Система была представлена на виртуальной пресс-конференции по случаю открытия WWDC 22 июня 2020 года – до презентации, посвященной переходу на Apple Silicon. Вариант для Intel, macOS 11.0.1 Big Sur, доступен с 12 ноября 2020 года. Вариант для M1 Mac’ов (пока их моделей три), macOS 11.0 Big Sur, включается в их комплект.
В первый раз за всю историю современной macOS, начавшейся с выхода Mac OS 10.0 24 марта 2001 года, у macOS изменился мажорный номер версии.
С 2001 по 2020 он всегда был 10. Но macOS 11 революционна не только из-за того, что с неё начался переход Mac’ов на Apple Silicon, но и сама по себе. Полный редизайн, переход от нарочито плоского дизайна к неоморфизму – это очень умеренная разновидность скевоморфизма. Но это нужно видеть, и не на картинке.
Картинка не передаёт всех дизайнерских изменений macOS Big Sur
В интерфейсе Big Sur появился Пункт Управления, такой же, как в iOS и iPadOS. А Центр Уведомлений, похоже, написан заново. Браузер Safari подвергся самой радикальной переделке с его рождения. На Mac’ах с Apple Silicon работают приложения для iOS и iPad, их можно приобретать на Mac в объединенном App Store. В файловой системе Big Sur для Intel и для Apple Silicon операционная система хранится на томе с доступом только для чтения, в зашифрованном виде (SHA-256).
В поисковой системе Spotlight новые алгоритмы индексации – она стала быстрее и эффективнее. Time Machine, не работавший с APFS, теперь работает с APFS и с HFS+. Программное обеспечение обновляется в фоновом режиме: как сказал Крейг Федериги, при включении компьютера утром на нем все уже обновлено и установлено. Шифрация на уровне файлов, двуязычные словари (русский в них отсутствует, зато есть индонезийский и польский).
Читайте также: полный список нововведений в macOS 11 Big Sur
Intel Mac, совместимые с macOS 11.0 Big Sur:
Apple Silicon Mac, совместимые с macOS 11.0 Big Sur:
С macOS Big Sur для Intel очень много проблем. Во-первых, с её установкой. Попытка её установить иногда превращает Mac’и, входящие в список совместимых, в “кирпичи”. Процесс установки может зависать и длиться часами, но самые упорные, хоть и не всегда, добиваются положительного результата. Проблемы с поддержкой внешних дисплеев, с беспроводной связью.
С вариантом macOS 11.0 Big Sur для ARM тоже не все благополучно – но с этим вариантом, естественно, все будет хорошо, рано или поздно его доведут до блеска. А вот судьба варианта для Intel тревожит. Им занимаются не в первую очередь, теперь есть более важные задачи.
Одно из возможных названий новой macOS 12
Было бы логично, если бы Apple назвала ее Санта Лусиа (Santa Lucia) — по названию горного хребта недалеко от побережья Биг-Сур. На обоях macOS Big Sur изображено множество гор и холмов, так что это кажется вполне уместно. Но если посмотреть на ранее зарегистрированные товарные знаки Apple для названий macOS, одно из них особенно выделяется. «Монтерей» (Monterey) — это название, уже зарегистрированное Apple, и это округ, в котором находится Биг-Сур. Стоит отметить, что Big Sur был одним из товарных знаков, зарегистрированных одновременно с Monterey в 2014 году.
Огромные масштабы нововведений в macOS Big Sur и совместимость с Apple Silicon указывают на то, что в этом году релиз будет попроще и, вероятно, больше ориентирован на отдельные приложения и небольшие улучшения системы, а не на структурные изменения. И очевидно, что назовут систему macOS 12. Ее покажут на WWDC 2021, а выйдет для всех новая macOS осенью.
Вы не поверите, как выглядела Mac OX еще 20 лет назад
Читайте также
Последние новости