Система авторизованных сервисных центров – один из самых противоречивых проектов Apple. С одной стороны, благодаря им компания может от и до контролировать процесс ремонта фирменных устройств, но, с другой, это создаёт большое пространство для злоупотреблений. Нередко Apple позволяет себе просто отказать в исправлении тех или иных поломок, предлагая замену устройства целиком, а, когда соглашается отремонтировать гаджет, то меняет помимо повреждённого компонента ещё и смежные, что ощутимо увеличивает стоимость ремонта. Но теперь у пользователей из России будет возможность легально обращаться в неавторизованные СЦ.
Apple начала ремонтировать iPhone 12 по-новому. В чём отличие от остальных
В 2019 году Apple запустила инициативу Independent Repair Program, которая позволяет неавторизованным сервисным центрам начать закупать лицензионные комплектующие и проводить ремонт устройств Apple в соответствии со стандартами компании. Первоначально запуск произошёл в 34 штатах США, затем инициатива распространилась на все 50, а теперь Apple объявила о запуске в более чем 200 странах мира, в том числе и в России.
Подать заявку на участие в IRP можно на официальном сайте Apple
Принять участие в программе независимого ремонта от Apple может практически любой сервисный центр, подав заявку на официальном сайте. Для этого, само собой, нужно выполнить ряд довольно строгих условий. Однако их выполнение откроет мастерской доступ к тем же привилегиям, которыми обладают авторизованные СЦ. При этом допуск к участию в Independent Repair Program не является авторизацией как таковой. То есть называться авторизованным такой сервисный центр не сможет, скорее даже наоборот.
Apple бесплатно меняет и ремонтирует сломанную технику, если вежливо попросить
Эти требования прописываются в договоре, который владелец сервисного центра заключает с Apple или её представительством. В принципе, кажется, что ничего страшного тут нет, особенно, если учесть, что его подписание даёт право на проведения обучения сотрудников и закупку лицензионных комплектующих. Однако есть и ряд негативных моментов.
Во-первых, внеплановые проверки. По большому счёту тут претензий к Apple быть не может. Компания просто хочет иметь возможность контролировать сервисные центры, с которыми она сотрудничает, чтобы исключить возможность неисполнения её предписаний. Однако в соответствии с положениями договора (по крайней мере, того, который действовал в США), Apple оставляет за собой право инспектировать СЦ в течение 5 лет после прекращения договора.
Сервисы-участники IRP должны предупреждать посетителей о том, что они не являются авторизованными
Во-вторых, требование напечатать вывеску с уведомлением посетителей о том, что это не авторизованный СЦ, выглядит немного абсурдно. Нет, понятно, что так Apple хочет обезопасить себя на случай неисполнения сотрудниками мастерской её предписаний. Но как это выглядит со стороны? Если в обычных условиях владельцы таких сервисов обычно не пишут вообще ничего об авторизации, то теперь всё должно быть ровно наоборот. Логично, что такой баннер может отпугнуть многих потребителей.
Apple начала публиковать оценки ремонтопригодности своих устройств. Как посмотреть
Ну, и, в-третьих, правила ремонта, которые предъявляет Apple, слишком уж строги. Ведь, если подумать, за что потребители ценят возможность обращения в неавторизованные СЦ? Конечно, за замену компонентов, которые сама Apple менять отказывается. Например, за ремонт залитых водой iPhone. Но компания запрещает сервисам, которые участвуют в программе независимого ремонта, продолжать этим заниматься, угрожая в случае неисполнения требования штрафом.
Apple ничего не зарабатывает на ремонтных услугах, и вряд ли она хочет начать зарабатывать, запуская IRP
Очевидно, что цель Apple заключается вовсе не в том, чтобы распространить программу Independent Repair Program на как можно большее число сервисных центров. В конце концов, исполнить правила компании смогут далеко не все. Просто в Купертино давно поняли, что существующий запрет на закупку комплектующих сторонними мастерскими вызывал недовольство антимонопольных органов. А, дав им такую возможность, пусть и с рядом оговорок, Apple предупредила проведение расследований в своём отношении.
Apple: мы ничего не зарабатываем на ремонте ваших устройств
Так что рассчитывать на появление большого количества неавторизованных СЦ, являющихся участниками IRP, скорее всего, не стоит. Большинству из них выгоднее существовать именно в той парадигме, в которой они существуют сейчас. Без навязанных правил ремонта, обязательств и крупных штрафов за неисполнение требований Apple. Ведь логично, что те, кто идёт в неавторизованный СЦ, хочет либо восстановить залитый iPhone, либо заменить повреждённые компоненты по более вменяемой, чем у Apple, цене.
Apple разрешила неавторизованным СЦ ремонтировать iPhone с использованием лицензионных комплектующих
Читайте также
Последние новости