Есть проходные фильмы, есть удавшиеся продолжения давних историй, есть откровенные провалы и издевательство над фанатами серии, а есть что-то среднее. Свежие впечатления от четвёртого фильма про Матрицу – ниже. Осторожно! Есть немного спойлеров.
Сразу оговорюсь, что, по моему мнению, первые 4/5 фильма сделаны логично, последовательно, красиво и… корректно продолжают события предыдущих частей. Да, можно ругаться на то что студия вновь вытащила Нео за уши, а точнее притянула за них обратно в кокон, отправив вновь мучаться флешбеками и сомнениями в Матрице. Иногда фильмы нужно просто завершить и не пытаться финализировать их, как ремонт в квартире. Но если ремонт кто-то спонсирует, значит придется продолжать.
Однако в целом, Матрица: Воскрешение – это хорошее продолжение, если такое все-таки следовало бы снимать в какой-то из реальностей. Коей оказалась наша. Есть набор метких деталей для зрителя, которые исключают утыкание в смартфон или в стакан с попкорном. Есть самоирония, причем не одна-две шуточки за весь фильм, а последовательно — как в речи героев, у которых отобрали высший свет и улиток, так и в деталях, вроде декораций, названий кофеен и оговорок.
Без спойлеров хорошо получившиеся моменты фильма описать трудно, поэтому просто скажем что на Матрицу стоит идти в кино. Есть всё – интересная и неочевидная завязка, юмор, философия, спецэффекты, разумеется, и даже немного отсылок к проблемам современного общества. Мы, во всяком случае, поставили балл выше того что выводится на IMDB к концу первой недели проката.
Есть три главных «но», а точнее направлений сюжета с вопросами без ответа, которые сильно портят феномен удавшегося продолжения. Тут уже пошла часть со спойлерами.
После того как Нео договорился о мире с машинами, часть людей, которые хотели уйти из Матрицы – отпустили. Не как у мафии, а дали возможность уйти живыми. Поэтому ресурсов, добывающихся из людей, стало не хватать и началась гражданская война уже между машинами.
По какой-то причине, часть машин присоединилась к людям, начав помогать им технологиями, построив с ними новый город, вырастив в нем растения используя искусственный свет… а что ещё – непонятно. На сторону людей перешли машины с большей долей черт насекомых, дроидов из Звёздных войн и даже мини-Десептиконов – во всяком случае вполне осязаемых. А ещё людям помогают машины, которые в реальном мире воплощаются как экзо морфы. По сути это машины-алгоритмы, которые визуализируются в физическом мире с помощью металлических шариков и управляемых магнитных полей. Чтобы людям и зрителям было привычнее они принимают форму людей с мимикой.
Вопросы для этой части? Какой профит от перехода на сторону людей у машин? Почему есть, непохожие на старые, насекомоподобные машины, а есть намагниченные кучки шариков?
Новый человеческий бастион, Ио, изобразили как следующий шаг после Зиона. Все ещё мрачноватый, но с куда большим количеством света, общей площадью и даже своим искусственным небом. Находится Ио под землей или спрятан в скалах – не совсем понятно. В фильме город показан исключительно с позиции грандиозности – огромная панорама без конкретных деталей.
А что там внизу, сколько людей живет, почему нам показали всего десяток капитанов кораблей да пяток солдат? Все что мы увидели в фильме — пара теплиц где выращивают клубнику, коридоры, не то к вип-тюрьмам, не то к квартирам и ни одной улицы.
Если 1 % тех самых дефектных людей таки вернулись из Матрицы, то надо полагать население восполнилось? На сколько, оно стало больше или меньше, чем в Зионе? Судя по панораме города – больше, а судя по массовке – сильно меньше. Прошло 60 лет как никак. Здесь банально не понятно – людей по сюжету мало или просто массовки не хватило?
К слову, мы не смогли найти в трейлерах ни одного кадра Ио. Только кадр с разрушенными конструкциями, вероятно, это бывший Зион.
Ну и финальный вопрос в этой части: куда делся Зион? О нем сказано в паре диалогов, новый город сравнили с ним, напомнив о самогоне из антифириза и баланде вместо еды. Сказали пару слов об искусственном небе в Ио и возможности выращивать растения. Всё. Это цепочка также осталась не раскрытой.
Третий вопрос у нас касается софта. Главным антагонистом, управляющим новой версией Матрицы и кукловодом для Нео стал Аналитик. Программа Архитектора, Оракула и некоторых других остались не у дел.
Остались агенты, полиция, городские жители. Заметный нескладончик связан с канонической возможностью агентов «вселятся» в людей. Аналитику этого показалось мало, поэтому на всякий случай все образы людей в Матрице — это ещё и своего рода боты. В нужный момент их глазки наливаются черным с бегающими зелеными циферками, и ими можно управлять как единой армией.
В фильмах до сих пор не раз говорилось, странные события, вроде бега по стенам и необъяснимых для рядового человеческого мозга явлений – могут нарушить восприятие и вызвать отторжение. Человек, короче, может сойти с ума, выпасть из Матрицы, спалить себе мозг и тому подобное. Поэтому агенты крайне редко прибегали к способности вселяться в граждан (можно вспомнить как чрезвычайный повод – погоню на шоссе). А тут бах – и вместо десятка миролюбовых японцев — стадо озлобленных матризомби.
Второй жирный знак вопроса касается агента Смита. Ну во-первых – ЧТО ОН ТУТ ДЕЛАЕТ? Нео в третьей части договорился с машинами о перезапуске Матрицы без него. Аватарок не хватило для заполнения окружения Нео? Или это еще один источник удержания Нео в Матрице, наряду со связью с Тринити?
Допустим последнее. Аналитик решил, что, изъяв вредный для Матрицы код из Смита, можно его оставить как пастуха для Нео. Дескать знает подход и все такое. 3/5 успешной части фильма проходит с ним в этой эпизодически показанной роли. А затем, после попытки Нео сбежать из Матрицы, Смит озвучивает своей целью – стать свободным. Не уточняется как он это хочет сделать и чем будет заниматься. Мы то помним, что у старого Смита тоже были путь и цель, а вопрос сохранности не рассматривался. Нео он теперь называет не мистером Андерсоном, а Томом, по-дружески так. Видимо, с целью стать ближе и сбежать вместе. Но эта идея обламывается тем, что он, живенько вспомнив финты, едва не отправляет Нео в вечный офлайн. Потом Смит несуразно помогает Нео в битве с Аналитиком. А потом пропадает. В той самой непонятно последней 1/5 фильма. Ни раскрытия персонажа, ни мотивации.
Таковы наши вопросы к авторам фильма и его сюжету. Вероятно, пересмотрев фильм несколько раз и познакомившись с расследованиями фанатов, можно будет сказать «питання знімається як безглузде». Но пока свежи впечатления от фильма, фраза ниже кажется актуальной, не только для героя перевода Гоблина.
По материалам: hi-tech.ua
Читайте также
Последние новости