Следующая новость
Предыдущая новость

Серебряный век HyperCard

18.05.2018 21:25
Серебряный век HyperCard

А почему Apple Computer раздавала HyperCard бесплатно? Если на каждом Mac’е компания практически “отбивала” его себестоимость?

Что-то вроде продолжения, первая часть здесь.

В 1987, когда HyperCard был уже почти готов и над его доводкой и оптимизацией работал целый коллектив (человек десять), Билл Аткинсон поставил перед руководством компании ультиматум. Или компания обязуется распространять HyperCard бесплатно, или он, Билл Аткинсон, имеющий все права на эту программу, уходит и разрабатывает её на стороне.

Большие люди, естественно, пришли в ярость. Но Скалли, обсудив ситуацию с Аткинсоном, принял все его условия. Скалли не был ни пустышкой, ни дураком. HyperCard был выгоден Apple Computer. И чем доступней, тем выгодней.

И действительно, HyperCard стал настоящей машинкой для делания денег, а поскольку его больше нигде не было, он “продавал” Mac’и. Несмотря на их запредельно высокие цены.

Попыток написать что-то такое же, только лучше, было много, но ни одна из них не была столь же успешна, может быть из-за того, что все эти программы были платными. Или всё дело в “божественности” природы HyperCard?

В 1989 году Билл Аткинсон ушел из проекта. Появилось кое-что более интересное. Серебряный век HyperCard, тем не менее, продолжался.

Дэнни Гудман, “HyperCard. Полное руководство”

Серебряный век HyperCard

Скалли не только принял условия Аткинсона и поддерживал проект в трудные минуты. Он еще и пригласил Дэнни Гудмана, технического журналиста и программиста, познакомиться с HyperCard за несколько месяцев до завершения проекта.

В 1987 году Дэнни опубликовал огромный том, озаглавленный “The Complete HyperCard Handbook”, книга стала самой продаваемой из всех когда-либо выпущенных книг на Mac’овские темы и самой быстро продаваемой компьютерной книгой вообще, за всю историю, до наших дней.

Заметка на полях: “handbook” по-английски “руководство”, и вообще никакого отношения к размерам обозначаемого не имеет, но все-таки “hand…” в названии книги килограмма в два весом “доставляет”.

Всего Дэнни написал 47 компьютерных книг. Три из них разошлись тиражом, большим чем 100 тысяч экземпляров:

  • “The Complete HyperCard Handbook”, 1987, – 650 тысяч;
  • “The JavaScript Bible”, 1996, – 500 тысяч;
  • “Dynamic HTML”, 1998, – 100 тысяч.

Остальные 44 книги были фантастически успешны (без иронии), но таких тиражей ни одна из них не достигла.

Издание 1991 года мне подарили на деловой встрече (так как книга была никому из хозяев не нужна, просто стояла на полке) 19 августа 1991 года. Книга до сих пор у меня.

Циклы бывают разные. В конце 90-х, когда Эллен Хэнкок публично обвинила компанию, в которую её привел Гил Амелио, в неспособности разработать собственную операционную систему, в потере управляемости и вообще.

Продажи Mac’ов почему-то резко упали. Уменьшение поголовья пользователей привело к сокращению числа Mac’овских программ на рынке. Проекты закрывались, Mac’овские до этого разработчики переходили на другие платформы. Чем меньше становилось программ, тем хуже продавались Mac’и, чем хуже продавались Mac’и тем меньше писалось программ для них.

Книга Гудмана и HyperCard запустили “хороший” цикл. Чем больше продавалось Mac’ов с HyperCard в комплекте поставки, тем большее число людей жаждали расстаться с пятью десятками долларов (не считая НДС и доставку) за “Полное руководство”. Исследований не проводилось, Apple это было совершенно не интересно, но я лично знал нескольких людей, купивших Mac специально для того, чтобы реализовать какие-то сумасшедшие проекты в HyperCard.

Такой цикл сберегает энергию. От Apple Computer требовалось только одно: не мешать. Люди зарабатывали на этом деньги, а чтобы зарабатывать их больше, они покупали Mac’и. И команда разработчиков HyperCard прислушивалась к ним, и внимательно следила (сама) за тенденциями в IT, и планы у этих ребят были о-го-го какие. Но…

Но не будем о грустном. У нас все еще “серебряный век”. Нищую одинокую старость HyperCard я опишу в следующий раз.

Дэнни Гудман, в процессе написания книги, написал в HyperCard два приложения, Focal Point (персональный менеджер информации) и Business Class (справочник по ведению бизнеса в разных странах). Эти приложения стали первыми представителями “стэквера”, добившимися значительного коммерческого успеха, чем еще сильнее подогрели интерес публики к HyperCard и к Mac’ам.

HyperCard – это то, что обозначается первыми 4 буквами его названия

Серебряный век HyperCard

Вот никак не могу найти, кто был автором этого утверждения. Кто-то авторитетный и очень хорошо известный в тогдашней индустрии персональных компьютеров. Но не все ли равно, кто это сказал: хайп действительно был. Правда, о его существовании узнавали уже после того, как безнадежно пристрастились к HyperCard. Во всяком случае, так было со мной.

Стэквер (программы для HyperCard) писали люди всех возрастов, всех направлений мысли и с самым разным житейским опытом.

Школьники – с этими все понятно. Люди подневольные, почти все созданные ими стэки были теми же школьными сочинениями, только интерактивными и с картинками. Если бы кому-то из них удалось создать что-то выдающееся, об этом непременно узнали бы как минимум коммерсанты Apple. Впрочем – Интернета еще не было.

Студенты? С этими тоже все ясно. Кто был студентом, тот поймет. Были очень интересные программы в HyperCard, написанные студентами. Только “общение между мирами” на этом и заканчивалось, как правило. Почти все успешные разработчики ушли в IT-бизнес, иногда даже не закончив свои Alma Mater. Нашли себя.

Я читал истории о том, как прежде нормальные люди вдруг утрачивали интерес к самому важному в жизни (с точки зрения семьи и знакомых) и начинали проводить невообразимо много времени за своими Mac’ами. В каждом из нас спит несколько гениев, которых ни мы сами, ни кто-то иной так и не открыл. HyperCard пробуждал одного из них и выпускал на волю, как джина из закупоренного кувшина или из старой лампы. Лет в 40 или в 50.

Многие из них со временем “выросли” из HyperCard, который, при всем моем уважении, не был серьезной средой разработки, и перешли на более эффективные системы. Теперь уже зная, чего они хотят, с готовностью выкладывая немаленькие суммы на инструменты разработчика и мощные рабочие станции. Не встреться им HyperCard, все было бы иначе.

Но HyperCard, до самого его конца, они не забывали. Самый лучший способ рассказать потенциальному инвестору о разрабатываемом вами проекте – показать его. Обычные программы для презентаций (Apple Keynote или Microsoft PowerPoint), конечно же, тоже подошли бы – но полноценный макет приложения, имитирующий его работу, в деталях, с которым потенциальный инвестор может даже “поиграть”, попробовать его “на вкус”, намного убедительнее.

1989 год- кадровые изменения в команде HyperCard

В 1989 году Билл Аткинсон ушел в проект Марка Пората “PocketCrystal/Paradigm”. Пока в Apple. На короткое время возникла точка бифуркации: место Ньютона вполне могли занять совсем другие устройства, с большими шансами на успех, но… теперь мы можем только предполагать. Хорошая тема для произведения в жанре альтернативной фантастики.

Команду возглавил Кевин Колхаун, один из программистов команды HyperCard. Первая версия была процентов на 70 написана Биллом Аткинсоном, но, как он признавался сам через много лет, только из-за того, что он впервые был менеджером команды, а не просто одним из программистов.

Одним из лучших программистов в команде HyperCard был Кевин Колхаун, которого, по рекомендации Билла Аткинсона, назначили руководить группой после его ухода. Хороший выбор. Кевин оставался с HyperCard до конца, не сдаваясь, несмотря ни на что.

HyperCard критиковали за его медлительность, но без Кевина он был бы медленнее раза в 3-4. В среднем. Отработка скриптов после его оптимизации заработала быстрее в 30 раз. С вполне приемлемой скоростью.

В 1990 году компания выпустила HyperCard 2.0, первый большой апгрейд этой среды. В ней было очень много нового, правда, кое-какие улучшения наносили ущерб её популярности.

Серебряный век HyperCard

Руководство компании повелело, по сути, сделать HyperCard платным.

Формально решение не нарушало ни одного из пунктов соглашения компании с Биллом Аткинсоном: с каждым Mac’ом, как и прежде, поставлялась бесплатная копия HyperCard. Но теперь это был “ран-тайм”. Проигрыватель стэков HyperCard. Уровень пользователя в нем был ограничен вторым.

Решение убивало магическую силу продукта. Полную версию приложения можно было купить не то за 49,095 доллара, не то за 149,95. А то и за 249,95. Не имеет значения, и вот почему.

Кевин Колхаун и вся его команда поступили очень некрасиво и нелояльно по отношению к компании. Они выпустили полную версию (платную), и “ран-тайм”, подозрительно такой же по размеру, как полная версия. И по всем неформальным каналам связи распространили “слух” о том, что после ввода в Message Box (который открывался комбинацией Command-M на клавиатуре) команды “magic!” ран-тайм волшебным образом превращался в полную версию программы.

Об этом ходили слухи, об этом знали все в команде HyperCard, это было известно многим людям за пределами команды, но… Никто не донес на них. Знал ли Скалли – неизвестно. Иногда очень трудно понять, чем он занимался на самом деле.

Здорово, правда? Но у истории была и оборотная сторона. Платную версию HyperCard все-таки покупали, но объемы её продаж заставляли задуматься о популярности продукта.

Пока еще все было хорошо…

Источник

Последние новости