Так получилось, что Claris сыграла в судьбе HyperCard роковую роль. Но, прежде чем рассказывать об этом непреднамеренном убийстве, просто нельзя не рассказать о самой Claris, очень интересной компании, судьба которой сложилась еще трагичнее.
Плохо, когда у компании нет обратной связи с её клиентами. Но, как показала история Apple Computer, бездумное исполнение желаний клиентов хуже в тысячи раз.
Даже если клиенты – разработчики программного обеспечения, необходимые компании не меньше, чем воздух.
В 1986 году прошлого века в Apple Computer стали задумываться о разделении компании на две. Одна из них специализировалась бы на разработке и продвижении компьютеров, став чем-то “вроде IBM”. Вторая должна была разрабатывать программное обеспечение, став второй Microsoft. И, естественно (это они мечтают), успешно конкурировать с этой самой Microsoft.
Любой вдумчивый анализ этой бредовой идеи, как мне кажется, что в те дни, что в наши, не оставил бы от замысла камня на камне. Но на руководство Apple, как казалось этому руководству, давили обстоятельства непреодолимой силы! Воля клиентов, даже сразу две, противоречащие одна другой. Разработчиков и обычных потребителей, приносящих на счет компании бóльшую часть доходов.
Обдумав (!!!) это решение и посовещавшись, в 1987 году руководство Apple Computer так и поступило. Новорожденную компанию назвали Claris. Пока новая компания не встанет на ноги, Apple Computer её “временно удочерила”. Взяла под своё крыло.
Главой компанией назначили Билла Кэмпбела, мечтавшего порулить самостоятельно.
Мы приходим в этот мир голыми и беззащитными. Mac пришел точно таким же. Компьютер может быть отсталым, дурацким и даже вызывать отвращение, но если для него написаны программы, необходимые людям (хотя бы игры), и им продолжают пользоваться, он живет.
Разработчики Mac’а, самые первые Mac’овские программисты в мире, знали о сложности создания программ для новорожденного слишком хорошо. Это была необычная система, в которой было слишком много правил и обязательных требований, чтобы освоиться с ними и начать творить, требовалось время. Оборудование и инструментарий, необходимые для разработки Mac’овских программ, стоили недешево.
Но овладение программным интерфейсом Mac’ов (враждебным к программисту, и это не мое определение) и наличие недешевого оборудования ни в коем случае не приводили к быстрому решению проблемы: хорошее программное обеспечение пишется долго. И как говорил Эрнст Хемингуэй, “то, что пишется без труда, читается без удовольствия” – это относится и к программному обеспечению. В куда большей степени, чем к литературе.
Поэтому первые несколько программ для Mac’а написали сами его разработчики. Apple Computer включила их в комплект поставки первых Mac’ов. Это были MacWrite и MacPaint.
К выходу первого Mac’а была написана еще одна программа, WriteNow. Джобс, видимо, не без причин, опасался, что MacWrite не успеют написать к январю 1984-го, и (неизвестно, когда в точности) организовал разработку конкурирующего приложения в Сиэтле. Но MacWrite выпустили в срок, а WriteNow (проект Стива Джобса, оплаченный им на личные деньги) был выведен на рынок только в 1985 году, от имени NeXT Software. Подробное описание этой программы (лучшего текстового процессора для Mac’а) к нашей теме не относятся. А жаль.
MacWrite и MacPaint были фантастически хороши, а главное – бесплатны. Поставлялись на двух 400K-дискетах, вместе с каждым Mac’ом. В виде эдакого двухдискетного тренажера для офисных работников.
И наступило всеобщее счастье? Пользователи рисуют и печатают, программисты пишут свои великие программы, используя MacWrite и MacPaint как образец, Apple Computer им не мешает, занимается операционной системой и инструментарием разработчика…
Не тут-то было!
Поднялся вселенский ор. Mac’овские программисты, которых было совсем немного, вдруг обвинили Apple Computer в том, что с её MacPaint и MacWrite невозможно конкурировать и что разработчики Apple используют какие-то неопубликованные секретные API, нанося тем существенный ущерб социальной группе “независимые Mac’овские разработчики”.
Apple Computer отбивалась, отрицая наличие секретных ингредиентов “для своих”, но, как и следовало ожидать, оправдания только подливали масла в огонь. Вроде бы никто из тех, кто отважился писать программное обеспечение для Mac’ов, из-за этого не ушел на другие платформы (хотя кто знает?). Возможно, и уровень недовольства был преувеличен.
Причины нервничать у первых независимых Mac’овских разработчиков были, но те, кто так громко кричали о невозможности конкурировать с MacPaint и MacWrite, так и не смогли оставить след в истории развития программного обеспечения.
Те же, кто всерьез и засучив рукава творил Mac’овское (и свое) будущее, были слишком заняты для участия в дискуссиях. “Ну да, неплохо – но мы сделаем еще лучше” звучит куда приятнее для слуха.
Пользователи тоже были недовольны. MacPaint и MacWrite, по их мнению, слишком редко обновлялись, медленно развивались, ошибки в этих программах не исправлялись (какие могут быть исправления без релизов?), и они тоже пугали Apple Computer своим уходом на другие платформы.
Прямо революционная ситуация какая-то. Из определения такой ситуации В. И. Ульяновым-Лениным: “верхи не могут, низы не хотят”. Так что название раздела я “скоммуниздил”.
Стив, когда ему рассказывали про эти проблемы, закатывал глаза и молчал. Или, если это говорил кто-то из уважаемых им людей, комментировал нецензурными словами. Он был прав.
Вместо размножения делением, с абсолютно непонятными (по-моему) последствиями, надо было:
И просто ждать.
Может быть, стоило подкормить несколько самых многообещающих проектов, скрытно (не поняли бы остальные), а потом широко разрекламировать их успех. Даже без подкормки в 1984 году были написаны сотни программных продуктов для Mac’а, продавать которые их разработчики умели намного хуже, чем писать отличный софт. Вот они не жаловались! А помощь им в этом вопросе обошлась бы намного дешевле, чем разрывание компании на куски.
Те, кто не способен конкурировать с тем немногим, что уже есть, просто должен сменить работу.
Про релизы и баги вообще смешно. Пользователи всегда недовольны. В крайнем случае напряглись бы – и выпустили подряд пару релизов.
А самое главное – эта революционная ситуация рассосалась бы сама собой, только без той головной боли, которая случилась в реальной истории. Со временем.
В 1987 году Apple Computer создала корпорацию Claris Inc, в статусе дочерней компании, но в пресс-релизе сообщила о планах сделать её со временем независимой и помочь с IPO (первичным публичным размещением акций) Claris.
Офис Claris разместили в Санта Клара, Калифорния, в 6 милях (9,5 км) от офиса Apple. В наше время в этом здании располагается “внучка” Apple Computer, её дочерняя компания FileMaker Inc. Про “внучку”, на всякий случай, поясню: это шутка. Та же дочка, но с другим именем.
Компании передали, для частого выпуска апдейтов, MacProject, MacDraw, MacWrite и MacPaint. И текстовый процессор для Apple II, AppleWorks, хит продаж. И тут же был выпущен апдейт всего программного обеспечения. К названию всех программ добавили “II”, заменили логотип Apple на логотип Claris и начали их продвигать и продавать.
MacProject – разработка компании Solosoft, по всей видимости, состоявшей из одного человека, Дебры Уилрет. Перенос на Mac приложения LisaProject, первого приложения для управления проектами и их выполнением с графическим пользовательским интерфейсом. В MacProject для графического отображения проектов использовались, помимо диаграмм Гантта, сетевые графики. Программа вычисляла критический путь, в случае нарушения графиков или отсутствия ресурсов пересчитывала дату окончания проекта. Я мог бы рассказать об этой программе многое, но… наверное, хватит.
MacDraw – векторная рисовалка, наследник LisaDraw, оба варианта программы разработал Марк Каттер. В MacDraw II внесли важные изменения: поддержку цвета и особенностей Mac II. Дальнейшая судьба Марка Каттера неизвестна (многие разработчики отказались переходить на Claris, поскольку шли работать на Apple), в Claris команду, работавшую над MacDraw, возглавлял Жерард Шутен (Gerard Schuten), остальные два члена этой команды – Эми Голдсмит и Марджори Каптаноглу.
Эти программы были менее известны, но популярны, несмотря на то что не поставлялись вместе с Mac’ом, а продавались. По числу приобретенных копий они уступали MacPaint и MacWrite, по вполне понятным причинам.
Несмотря на расставание с Apple (все теперь были сотрудниками Claris), в компании царило типичное для Apple отношение к делу. Моральный дух компании был очень высок. Правда, немного напрягала переделка чужих программ, вместо разработки своих, самых крутых и лучших в мире. Общими усилиями, в компании сотворили культ качества. Отныне все программы Claris должны быть идеально чисты от багов и максимально красивы.
Помните ли вы, чем выстлана дорога в ад?
И напоследок, в детстве все любят давать прозвища себе и друзьям. Сотрудники Claris обозвали свою компанию BCIUS. Это расшифровывается как “Bill Campbell Inherits Used Software”. То есть “Билл Кэмпбел (глава компании) наследует подержанный софт”.
В том же 1987-м, незадолго до основания Claris, Apple Computer назначила известного Mac’овского евангелиста Гая Кавасаки главой ACIUS, американского представительства французской компании ACI, разработчика фантастической СУБД с фантастическим же названием 4D (Четвертое измерение).
Отсюда и BCIUS. Наверное, Кэмпбеллу и совету директоров Apple такой статус компании не нравился, в 1988 году всё стало намного интереснее…
Про HyperCard, к счастью, просто забыли. Руководству Apple Computer было не до того, оно задумалось о передаче Claris разработки операционной системы…
Читайте также
Последние новости