Следующая новость
Предыдущая новость

У Apple была дочь, Claris. Детство

24.05.2018 21:45
У Apple была дочь, Claris. Детство

Так получилось, что Claris сыграла в судьбе HyperCard роковую роль. Но, прежде чем рассказывать об этом непреднамеренном убийстве, просто нельзя не рассказать о самой Claris, очень интересной компании, судьба которой сложилась еще трагичнее.

Плохо, когда у компании нет обратной связи с её клиентами. Но, как показала история Apple Computer, бездумное исполнение желаний клиентов хуже в тысячи раз.

Даже если клиенты – разработчики программного обеспечения, необходимые компании не меньше, чем воздух.

В 1986 году прошлого века в Apple Computer стали задумываться о разделении компании на две. Одна из них специализировалась бы на разработке и продвижении компьютеров, став чем-то “вроде IBM”. Вторая должна была разрабатывать программное обеспечение, став второй Microsoft. И, естественно (это они мечтают), успешно конкурировать с этой самой Microsoft.

Любой вдумчивый анализ этой бредовой идеи, как мне кажется, что в те дни, что в наши, не оставил бы от замысла камня на камне. Но на руководство Apple, как казалось этому руководству, давили обстоятельства непреодолимой силы! Воля клиентов, даже сразу две, противоречащие одна другой. Разработчиков и обычных потребителей, приносящих на счет компании бóльшую часть доходов.

Обдумав (!!!) это решение и посовещавшись, в 1987 году руководство Apple Computer так и поступило. Новорожденную компанию назвали Claris. Пока новая компания не встанет на ноги, Apple Computer её “временно удочерила”. Взяла под своё крыло.

Главой компанией назначили Билла Кэмпбела, мечтавшего порулить самостоятельно.

Предыстория

Мы приходим в этот мир голыми и беззащитными. Mac пришел точно таким же. Компьютер может быть отсталым, дурацким и даже вызывать отвращение, но если для него написаны программы, необходимые людям (хотя бы игры), и им продолжают пользоваться, он живет.

Разработчики Mac’а, самые первые Mac’овские программисты в мире, знали о сложности создания программ для новорожденного слишком хорошо. Это была необычная система, в которой было слишком много правил и обязательных требований, чтобы освоиться с ними и начать творить, требовалось время. Оборудование и инструментарий, необходимые для разработки Mac’овских программ, стоили недешево.

Но овладение программным интерфейсом Mac’ов (враждебным к программисту, и это не мое определение) и наличие недешевого оборудования ни в коем случае не приводили к быстрому решению проблемы: хорошее программное обеспечение пишется долго. И как говорил Эрнст Хемингуэй, “то, что пишется без труда, читается без удовольствия” – это относится и к программному обеспечению. В куда большей степени, чем к литературе.

Поэтому первые несколько программ для Mac’а написали сами его разработчики. Apple Computer включила их в комплект поставки первых Mac’ов. Это были MacWrite и MacPaint.

К выходу первого Mac’а была написана еще одна программа, WriteNow. Джобс, видимо, не без причин, опасался, что MacWrite не успеют написать к январю 1984-го, и (неизвестно, когда в точности) организовал разработку конкурирующего приложения в Сиэтле. Но MacWrite выпустили в срок, а WriteNow (проект Стива Джобса, оплаченный им на личные деньги) был выведен на рынок только в 1985 году, от имени NeXT Software. Подробное описание этой программы (лучшего текстового процессора для Mac’а) к нашей теме не относятся. А жаль.

MacWrite и MacPaint были фантастически хороши, а главное – бесплатны. Поставлялись на двух 400K-дискетах, вместе с каждым Mac’ом. В виде эдакого двухдискетного тренажера для офисных работников.

И наступило всеобщее счастье? Пользователи рисуют и печатают, программисты пишут свои великие программы, используя MacWrite и MacPaint как образец, Apple Computer им не мешает, занимается операционной системой и инструментарием разработчика…

Не тут-то было!

Верхи не могут, низы не хотят

Поднялся вселенский ор. Mac’овские программисты, которых было совсем немного, вдруг обвинили Apple Computer в том, что с её MacPaint и MacWrite невозможно конкурировать и что разработчики Apple используют какие-то неопубликованные секретные API, нанося тем существенный ущерб социальной группе “независимые Mac’овские разработчики”.

Apple Computer отбивалась, отрицая наличие секретных ингредиентов “для своих”, но, как и следовало ожидать, оправдания только подливали масла в огонь. Вроде бы никто из тех, кто отважился писать программное обеспечение для Mac’ов, из-за этого не ушел на другие платформы (хотя кто знает?). Возможно, и уровень недовольства был преувеличен.

Причины нервничать у первых независимых Mac’овских разработчиков были, но те, кто так громко кричали о невозможности конкурировать с MacPaint и MacWrite, так и не смогли оставить след в истории развития программного обеспечения.

Те же, кто всерьез и засучив рукава творил Mac’овское (и свое) будущее, были слишком заняты для участия в дискуссиях. “Ну да, неплохо – но мы сделаем еще лучше” звучит куда приятнее для слуха.

Пользователи тоже были недовольны. MacPaint и MacWrite, по их мнению, слишком редко обновлялись, медленно развивались, ошибки в этих программах не исправлялись (какие могут быть исправления без релизов?), и они тоже пугали Apple Computer своим уходом на другие платформы.

Прямо революционная ситуация какая-то. Из определения такой ситуации В. И. Ульяновым-Лениным: “верхи не могут, низы не хотят”. Так что название раздела я “скоммуниздил”.

Стив, когда ему рассказывали про эти проблемы, закатывал глаза и молчал. Или, если это говорил кто-то из уважаемых им людей, комментировал нецензурными словами. Он был прав.

Вместо размножения делением, с абсолютно непонятными (по-моему) последствиями, надо было:

  • раздавать детальное руководство по программированию на Mac’е всем страждущим, на первых порах. Что уже, и именно бесплатно, делалось. Первые три тома Inside Macintosh, отпечатанные в виде одного 1000-страничного тома “без особых изысков”, рассылались разработчикам вплоть до выпуска этих же трех томов издательством Addison-Wesley;
  • организовать техническую поддержку разработчиков. Делалось;
  • подумать о снижении стоимости минимального набора разработчика, хотя бы сделав инструментарий разработчика бесплатным, предоставляя технику в аренду на льготных условиях и т. п. – на это не пошли, “жаба задушила”. Скидки были, но издевательские.

И просто ждать.

Может быть, стоило подкормить несколько самых многообещающих проектов, скрытно (не поняли бы остальные), а потом широко разрекламировать их успех. Даже без подкормки в 1984 году были написаны сотни программных продуктов для Mac’а, продавать которые их разработчики умели намного хуже, чем писать отличный софт. Вот они не жаловались! А помощь им в этом вопросе обошлась бы намного дешевле, чем разрывание компании на куски.

Те, кто не способен конкурировать с тем немногим, что уже есть, просто должен сменить работу.

Про релизы и баги вообще смешно. Пользователи всегда недовольны. В крайнем случае напряглись бы – и выпустили подряд пару релизов.

А самое главное – эта революционная ситуация рассосалась бы сама собой, только без той головной боли, которая случилась в реальной истории. Со временем.

Краткая история Claris Inc, начало (детство?)

В 1987 году Apple Computer создала корпорацию Claris Inc, в статусе дочерней компании, но в пресс-релизе сообщила о планах сделать её со временем независимой и помочь с IPO (первичным публичным размещением акций) Claris.

Офис Claris разместили в Санта Клара, Калифорния, в 6 милях (9,5 км) от офиса Apple. В наше время в этом здании располагается “внучка” Apple Computer, её дочерняя компания FileMaker Inc. Про “внучку”, на всякий случай, поясню: это шутка. Та же дочка, но с другим именем.

У Apple была дочь, Claris. Детство

Компании передали, для частого выпуска апдейтов, MacProject, MacDraw, MacWrite и MacPaint. И текстовый процессор для Apple II, AppleWorks, хит продаж. И тут же был выпущен апдейт всего программного обеспечения. К названию всех программ добавили “II”, заменили логотип Apple на логотип Claris и начали их продвигать и продавать.

У Apple была дочь, Claris. Детство

MacProject – разработка компании Solosoft, по всей видимости, состоявшей из одного человека, Дебры Уилрет. Перенос на Mac приложения LisaProject, первого приложения для управления проектами и их выполнением с графическим пользовательским интерфейсом. В MacProject для графического отображения проектов использовались, помимо диаграмм Гантта, сетевые графики. Программа вычисляла критический путь, в случае нарушения графиков или отсутствия ресурсов пересчитывала дату окончания проекта. Я мог бы рассказать об этой программе многое, но… наверное, хватит.

MacDraw – векторная рисовалка, наследник LisaDraw, оба варианта программы разработал Марк Каттер. В MacDraw II внесли важные изменения: поддержку цвета и особенностей Mac II. Дальнейшая судьба Марка Каттера неизвестна (многие разработчики отказались переходить на Claris, поскольку шли работать на Apple), в Claris команду, работавшую над MacDraw, возглавлял Жерард Шутен (Gerard Schuten), остальные два члена этой команды – Эми Голдсмит и Марджори Каптаноглу.

Эти программы были менее известны, но популярны, несмотря на то что не поставлялись вместе с Mac’ом, а продавались. По числу приобретенных копий они уступали MacPaint и MacWrite, по вполне понятным причинам.

Несмотря на расставание с Apple (все теперь были сотрудниками Claris), в компании царило типичное для Apple отношение к делу. Моральный дух компании был очень высок. Правда, немного напрягала переделка чужих программ, вместо разработки своих, самых крутых и лучших в мире. Общими усилиями, в компании сотворили культ качества. Отныне все программы Claris должны быть идеально чисты от багов и максимально красивы.

У Apple была дочь, Claris. Детство

Помните ли вы, чем выстлана дорога в ад?

И напоследок, в детстве все любят давать прозвища себе и друзьям. Сотрудники Claris обозвали свою компанию BCIUS. Это расшифровывается как “Bill Campbell Inherits Used Software”. То есть “Билл Кэмпбел (глава компании) наследует подержанный софт”.

В том же 1987-м, незадолго до основания Claris, Apple Computer назначила известного Mac’овского евангелиста Гая Кавасаки главой ACIUS, американского представительства французской компании ACI, разработчика фантастической СУБД с фантастическим же названием 4D (Четвертое измерение).

Отсюда и BCIUS. Наверное, Кэмпбеллу и совету директоров Apple такой статус компании не нравился, в 1988 году всё стало намного интереснее…

Про HyperCard, к счастью, просто забыли. Руководству Apple Computer было не до того, оно задумалось о передаче Claris разработки операционной системы…

Источник

Последние новости