В предвкушении очередного приключения, эксперты пытались угадать – кто из них будет первым? Самый популярный вердикт, если опустить подробности, был “что угодно, только не iMac”. В точку! Самым первым был именно он. Суровая калифорнийская зима. В Сан-Франциско +9, дымка, легкий ветерок, и редкие облака. 10 января 2006 года, вторник – в конференц-зале на Howard Street предвкушение и ожидание. Они не абстракции, они ощущаются физически…
Стивноут (выступление Стива, это словечко чуть не попало в словарь) выполняет обычный маневр, похожий на политинформацию в младших классах советской школы. Традиция.
Объявив о решении перейти на Intel, Apple ждала самых суровых последствий – не раз и не два её руководители вспомнили о накопленных запасах ликвидных средств, которых было бы достаточно чтобы без особого ущерба пережить период даже нулевых продаж. Законы природы не обманешь. Насколько “просели” продажи?
Просели. Вверх. Продажи Mac’ов выросли на 20%, iPod’ов – на 207%. Результаты первого квартала фискального 2006 года (четвертого квартала 2005 по человеческому календарю) еще не были объявлены, публичный отчет был назначен на 18 января – но Стиву разрешили приоткрыть завесу тайны: продано 1,25 миллионов Mac’ов, 14 миллионов iPod, заработала Apple за эти три месяца 5,7 миллиардов долларов, из них 565 миллионов – чистая прибыль.
Очередной рекорд. За год до этого – поступления на счета 3,5 миллиардов, прибыль 295 миллионов. Можно было не спешить?
Розничные магазины: в январе 2006 их было 135, в октябре-декабре 2005 их посетили 26 миллионов человек, они заработали миллиард долларов (впервые). Молодцы.
iTunes Music Store: 850 миллионов проданных песен. За день их продается три миллиона, это уже больше миллиарда песен в год. Видео в iTMS продается всего три месяца, но уже очевиден успех этого начинания…
Пообещав посвятить конференцию Mac’ам, и насладившись аплодисментами, Стив целый час рассказывал о вещах хоть и относящихся к Mac’ам, но все-таки не о них: про iLife ‘06 (“06” – это год, но программ в “офисе для всех” тоже стало 6, к ним добавился iWeb, о нем обязательно надо написать – точнее даже не о самом iWeb, а о людях, абсолютно всерьез считавших себя “стивами джобсами”), про iWork ’06 (все еще без Numbers), про Aperture и про Widgets, про Mac OS 10.4.4, и… но остановимся.
Первый час “стивноута” закончился. Народ немного устал, и уже поглядывал на выходы. И тут начались чудеса…
Это первая часть серии про iMac (Intel).
Серию про iMac G5 можно найти здесь:
Первая часть: iMac G5: Герой Бытовой Техники;
Вторая часть: iMac G5 “ALS”, с сенсором освещенности;
Третья часть: iMac G5 (iSight) в тени iPod(G5).
Серию по iMac G4 можно найти здесь:
Первая часть: iMac G4, или новые танцы настольных ламп;
Вторая часть: iMac G4 (Early 2003): весенние подсолнухи 2003 года;
Третья часть: Последние лампы Джобса: iMac G4 (Late 2003).
Первый Intel Mac: вот он. Даже они. Весь первый час, все что было показано (iPhoto, iMovie, iDVD, iWeb – Стив, покашливая и извиняясь за это, лично и подробно демонстрировал их, и внушал братьям меньшим вредняе иллюзии), как оказалось, было показано на серийных и поступающих в продажу Intel Mac’ах.
Как и предсказывалось, Apple не выдерживала сроки перехода на Intel. В июне 2005 Стив обещал закончить его, “большей частью”, к концу 2007. Первые Intel Mac’и он пообещал в июне 2006. Не получилось!
Первый Mactel (словечко, построенное по аналогии с Wintel) – вот он, в январе 2006. А сам переход завершится в календарном 2006 году. Вот так. И здесь обман…
Причины быть осторожным в обещаниях в июне 2005 у Стива были. Во-первых, неизвестно как пойдет: задача многогранная и нетривиальная; во-вторых, самые злостные обожатели Mac’ов могли устроить скандал и серьезно осложнить переход (попытки были); в-третьих – и это главная причина – Intel Core (Solo и Duo) еще не были окончательно готовы, и массово их еще не производили, с этим тоже все непросто, и могли быть сюрпризы…
Переход на технологию 90 нм был инженерным кошмаром как для IBM, так и для Intel, и от технологического процесса 65 нм тоже ждали сюрпризов. Их не случилось. 5 января 2006 года Intel Core Solo и Duo официально вышли в свет, и первым их применила Apple.
Пол Отеллини (глава Intel) и Стив (если кто забыл – глава Apple) доложили друг другу о готовности своих компаний (к полету в космос? Нет, круче!), пожали друг другу руки, и с гордостью рассказали как тысячи инженеров Apple и Intel работали ночами и в выходные, чтобы все это стало реальностью…
Одна из тогдашних статей, от некого Свиргстина, называлась “Хватит RISC’овать!” – но Intel Core, внутри, в этом самом Core, был едва ли не самым RISC’ованным процессором в мире.
Внешне – тот же самый iMac G5. Лаконичный и элегантный дизайн, от дизайнеров с другой планеты. Та же камера iSight, на том же месте (над экраном). Тот же сенсор освещенности, но теперь управляющий не только яркостью экрана, но и подсветкой клавиатуры. Apple Remote, Front Raw, и магнит на нижней правой стороне iMac – для фиксации Apple Remote.
Все это можно было сформулировать намного короче – это был все тот же iMac.
Mac OS 10.4.4, iLife’06, 30-дневная пробная версия iWork’06, и все остальные программные прелести Mac’ов – в комплекте.
В течение часа Стив показывал на нем всякую всячину – и никто даже не заподозрил, что это Intel iMac. Поэтому его можно было даже не представлять. Все было ясно и так.
Все i-программы (в их число входили Safari, Pages и Keynote), все программы и утилиты операционной системы, были Universal Binaries – с кодом для обеих архитектур. Не только они: бета версия нового Quark тоже бегло владела новым родным языком Mac’ов.
Pro-приложения от Apple (и от Microsoft) были обещаны в марте.
Приложения не владевшие x86 пользовались услугами “переводчика”, Rosetta, в много-поточном и двухъядерном мире заметно превосходившим Mixed-Mode Magic (MMM) эпохи перехода на PowerPC. Это был именно переводчик, не эмулятор. Он переводил команды PowerPC в команды x86, и немедленно их исполнял, сохраняя переведенное в кэше. Новое обращение к сохраненному в кэше отрабатывалось на порядок быстрее – и программы в кодах PowerPC в процессе работы постепенно “разогревались”. Иногда до исчезновения ощутимой разницы в производительности.
Но переводчик – это “костыль”. Разница была.
Процессор в iMac Core Duo был 32-битным, а в iMac G5 – 64-битным. Впрочем, в середине нулевых 64-битных приложений для Mac OS X практически не было, и большинству этого не требовалось абсолютно. Я должен был привести хоть один аргумент в пользу PowerPC. Я их любил.
Идентификатор модели – iMac4,1. Избавляясь от POWER в архитектуре процессоров, Стив решил избавиться от него в названиях моделей компьютеров, и в их идентификаторах. А цифра 4 в идентификаторе первого Intel iMac, скорее всего, обозначает поколение iMac. Он и в самом деле относится к четвертому (iMac G3, iMac G4, iMac G5 и iMac Core Duo).
В остальном… в iMac Core Duo использовались процессоры с двумя ядрами на чипе, с тактовой частотой фронтальной системной шины в 667 МГц. Кэш второго уровня, общий для ядер, размером в 2 Мегабайта.
Оперативная память – 667-МГц PC2-5300 DDR2 SDRAM. В базовые комплекты вариантов входило 512 Мегабайт такой памяти. Никаких требований к попарной идентичности чипов памяти: предустановленная память занимала один из двух банков памяти. Максимальный объем – 2 Гигабайта.
PCI Express.
Видеокарта – ATI Radeon X1600. Впервые в iMac: никаких блокировок! Внешний дисплей, без каких-либо дополнительных усилий, поддерживает режим расширения рабочего стола.
128 Мегабайт видеопамяти (GDDR3). Увеличение размера видеопамяти не предусмотрено.
Интерфейс с жесткими дисками – Serial ATA, со скоростью передачи данных в 1,5 Гигабит/с.
Привод оптических дисков – такой же 8-кратный SuperDrive как в iMac G5 (iSight).
Гигабитный Etrhernet (10/100/1000Base-T), 5 разъёмов USB (3 из них USB 2.0, на тыльной стороне корпуса, а еще 2 – USB 1.1, на клавиатуре), 2 разъема Firewire 400.
Поддержка WiFi (802.11a/b/g) и Bluetooth 2.0 + EDR – встроенная, она входила в базовый комплект. Впервые в истории Apple, поддерживался WiFi 802.11a. Правда, необходимости в этом особой не было, обозреватели массово сетовали на невозможность проверить этот вариант протокола. Но, как известно, “пусть лучше будет”.
А вот модем внутри iMac не был даже предусмотрен. Предлагался внешний USB-модем (за 49 долларов).
И Mac OS 10.4.4. Поддерживает все версии Mac OS X, вплоть до 10.6.8.
Mac OS 10.7 с этим iMac не работает, так как не поддерживает ни OpenCL, ни 64-битный режим. Но пока до неё как до Луны.
Вариантов два: 17- и 20-дюймовый. Цены те же, что и у iMac G5 (iSight) – 1 299 и 1 699 долларов.
В базовом комплекте 17-дюймового варианта – диск объемом в 160 Гигабайт (7 200 об/мин), родное разрешение на встроенном экране – 1440х900 (16:10), на внешнем (повторюсь – поддерживающем все режимы) до 1900х1200 (цифровом), или до 2048×1536 (на аналоговом).
Процессор Intel Core Duo (T2400) с тактовой частотой 1,83 ГГц.
Geekbench 2 – 2 363 балла. У 17-дюймового варианта iMac G5 (iSight), в 32-битных тестах – 1 090.
В 20-дюймовом комплекте диск в 250 Гигабайт (7 200 об/мин), родное разрешение экрана 1680х1050 (16:10), на внешнем цифровом до 1920х1200, аналоговом до 2048×1536.
Geekbench 2 – 2 542 балла. У 20-дюймового варианта iMac G5 (iSight), в 32-битных тестах – 1 180.
Процессор Intel Core Duo (T2500) с тактовой частотой 2,0 ГГц.
Продолжение следует
Обсудить историю Apple вы можете в нашем Telegram-чате.
Читайте также
Последние новости