Следующая новость
Предыдущая новость

iPhone OS 3.0 и поле искажения реальности…

18.01.2019 3:12
iPhone OS 3.0 и поле искажения реальности…

В третьей версии дебютировало столько функций, ставших основой iOS и до сих пор используемых в ней, что назвать её “пустоватой” или “недостаточно серьезной”, казалось бы, совершенно невозможно. Но в трех из четырех публикаций утверждалось именно это. 17 марта 2009 года состоялась презентация третьего поколения iPhone OS. Конференц-зал в кампусе Apple, по адресу Infinite Loop 4 (название улицы переводится как “бесконечный цикл”), был свидетелем многих исторических событий – и в тот день произошло еще одно.

Стива на было, он боролся за жизнь. Его проблемы и в самом деле оказались серьезнее, чем он ожидал – ну не хотел человек тратить время на врачей, многие удивлялись – вроде бы серьезный взрослый человек. А он боялся не успеть. Стива не было, и никакого “поля искажения реальности” быть не могло, но…

Главную роль исполнял Скотт Форстолл, старший вице-президент Apple по программному обеспечению iPhone. Человек, сумевший отстоять замысел телефона построенного вокруг уменьшенной Mac OS X. Противники этого замысла превосходили его сторонников числом и авторитетом в компании. Стив был на их стороне – Скотт сумел его переубедить, а после этого справился с абсолютно невыполнимой задачей.

iPhone OS 3.0 и поле искажения реальности…

Несмотря на отсутствие Стива, на собравшихся либо воздействовало пресловутое RDF (то самое Reality Distortion Field), либо информация и в самом деле была из ряда вон.

Все о чем Скотт рассказал, оказалось правдой. iPhone OS 3.0 действительно вышла в свет через три месяца, день в день – 17 июня. Кое-что слушатели просто не так поняли. Это я про Spotlight, функциональность глобального поиска. В iPhone OS принципиально невозможно реализовать все, что он делал (и делает?) в Mac OS X.

Возражать против “более ста новшеств для потребителей и более тысячи новых API для разработчиков” невозможно: никто не знает как их считать, и я почему-то уверен что если бы кто-нибудь вздумал предъявить Apple иск, они выдали бы подробный список с нужным числом пунктов (жалко что никто ни разу не заставил их это сделать, было бы интересно узнать что они понимали под новшествами).

Сто или не сто их было, но новшеств было необозримо много. Их целостность, логичность и кажущаяся простота порождали иллюзию легкости и незначительности…

Это седьмая часть серии про iPhone и ему подобных, предыдущие части здесь:
Первая часть: MacWorld Expo 2007;
Вторая часть: Touch-интерфейс приходит на iPod;
Третья часть: iPhone для предприятий, iPhone SDK и App Store;
Четвертая часть: Леопард переселяется в iPhone.
Пятая часть: Следующий шаг: iPhone 3G, iPhone OS 2.0 и много чего еще…;
Шестая часть: iPhone OS 2.1, уже не бета-версия….

Только самое главное

Функциональность Cut-Copy-Paste (вырезать-скопировать-вставить) и Undo (отменить последнее изменение) действительно не был новостью: компьютеры научились это делать в начале 80-х, если не раньше. iPhone не был первым смартфоном с этой функциональностью.

В iPhone OS 3.0 эта функциональность впервые была реализована в сенсорном интерфейсе, где роль устройства позиционирования играют пальцы пользователя, из-за чего привычные подходы не работали. Представьте, что Copy-Paste нет, а он в вашей программе нужен как воздух, и попытайтесь придумать как его делать. Мы пытались. Ломали над этим головы.

Легкость, простота и остроумие решения Apple обманчивы. Особенно “встряхнуть для отмены ввода”. Это шедевр. Но в ответ на вопрос “почему это заняло столько времени?” не стал рассказывать об этом. Он сослался на “некоторые проблемы с безопасностью”. Ну да, Copy-Paste был глобальным, а доступ к данным приложения доступен только из него…

Функциональность In-App Purchase (магазин внутри программы), на тех же условиях что и сами программы: Apple берет на себя заботы об оплате, 30 процентов от суммы, разработчику остается только реализовать и отладить приобретаемое. Правило “бесплатное должно оставаться бесплатным”, недавнюю отмену которого встретили аплодисментами, на самом деле не было глупостью. По моему.

Push-нотификации обещали еще в 2008, как альтернативу фоновым процессам. Критиков возмущали два момента: почему такая “будто-бы продвинутая” операционная система не поддерживает фоновые процессы и почему обманули – в 2008 альтернативное решение так и не вышло.

Поддержка фоновых процессов в iPhone OS была, в нескольких вариантах – эта часть Mac OS X была перенесена в неё без изъятий. В iPhone OS они использовались, с запредельной осторожностью и педантичной аккуратность. Их применение в сторонних приложениях было запрещено, только и всего.

В крошечном устройстве с настоящей (большой) операционной системой равновесие было достигнуто с огромным трудом. Если бы кто-то (Apple) не смог этого сделать, подобное все еще считалось бы невозможным в принципе.

Фоновые процессы легко выходят из-под контроля, даже в более примитивных мобильных операционных системах ущерб от них был сокрушительным – в тех, которые ставили Apple в пример.

В задержке push-нотификаций были виноваты сторонние разработчики, придумавшие для них самые неожиданные и невероятные способы применения, невозможные в имевшейся на тот момент реализации нотификаций. Реализацию пришлось проектировать заново.

Теперь они стали частью системы. “Если вы сделаете что-то быстро, но плохо, все быстро забудут что вы сделали это быстро…” – говорил Сергей Павлович Королев, его приговор еще не был отменен и в любой момент он мог вернуться в ад. Разработчикам нотификаций было легче.

На мой взгляд именно эти новшества были самыми важными и принципиальными. Прочие были важными, интересными, тщательно продуманными и вылизанными. Ландшафтные клавиатуры в системе и во всех приложениях, глобальный поиск (Spotlight, но значительно более ограниченный чем в Mac OS X), поиск в конкретных приложениях (Mail, Safari и т.п.), аксессуары, “Find my iPhone”, аксессуары, голосовые заметки и многое другое – каждое из этих новшеств делало новую версию системы лучше. Вместе они превращали её в шедевр.

В системе не было ни одной фальшивой ноты. Проблемы, баги и недоработки были, но без них не получается никогда и ни у кого.

Работающие под контролем и гнетом

iPhone OS 3.0 и поле искажения реальности…

Сертификаты и обеспечения (provisions), запреты, проверки отправляемых для размещения на виртуальных полках App Store приложений – все это бесило, казалось бессмысленной и извращенной жестокостью. В первый раз или два. Ничего сложного в этом не было.

Зато когда ваше, рожденное в муках и прошедшее цензуру приложение оказывалось “там”, сразу на всех iPhone и iPod touch в избранных вами странах мира (по умолчанию – все)…

App Store обвиняли в монополизме. С первого дня его существования требовали лишить словосочетание “магазин приложений” статуса торговой марки. App Store сытно кормил не только разработчиков, но и целые армии юристов.

И iPhone OS, и все устройства с этой операционной системой – созданы Apple. Право Apple организовывать систему распространения программ для созданных ею комплексов никто и не пытался оспорить. Это её область ответственности, она вправе устанавливать в этой сфере свои правила.

Apple берет на себя всю ответственность за размещенные в её магазине приложения. Что дает ей право требовать соблюдения этих правил от разработчиков… 96% приложений, с первой, второй или третьей попытки принимались.

Доступ к справочной информации на сайте Apple для разработчиков мог получить любой, но саму эту информацию нельзя было ни разглашать, ни публично обсуждать. Это мешало сильнее всего, и страдали от этого только “свои” – те кто писал программы. Конкуренты регистрировали своих людей под чужими именами, и ничего не собирались разглашать или обсуждать в публичном пространстве.

17 июня 2009 года iPhone OS 3.0 вышла. Во многих странах мира сервера зависли, столько было желающих её скачать и установить. Система превращала существующие устройства в новые, делала их быстрее, но в полном объеме функции были доступны только на новом iPhone 3GS, продажи которого начались 19 июня.

Дурацкому запрету оставалось жить несколько месяцев. Принять решение о его отмене мог только Стив, который был временно недоступен.

Продолжение следует

Обсудить историю Apple вы можете в нашем Telegram-чате.

Источник

Последние новости