Пресс-конференция открывавшая WWDC 2009 была самой необычной за все 12 лет новой Apple: в ней не участвовал Стив, заменявший его Фил Шиллер был чем-то угнетен, две из объявленных на ней новинок многие до сих пор считают лучшими за всю историю Apple…
Многие – то есть, люди, которые пользовались этими творениями “яблочного” гения, или даже пользуются ими до сих пор. Перепробовав множество альтернатив, почти все что было создано за последние десять лет, эти “многие” упорствуют в своем мнении.
Эти две новинки – iPhone 3GS и Mac OS 10.6 Snow Leopard.
iPhone OS 3, MacBook Pro и MacBook Air, объявленные в тот день, были замечательны – их тоже вспоминают с симпатией (и даже пользуются ими), но 3GS и “Снежный барс” даже на этом фоне выделяются. Сегодня мы поговорим про Mac OS 10.6, “паузу в развитии” OS X.
Это вторая часть серии про Mac OS X/OS X/macOS.
Предыдущие части:
Первая часть: Очередная “большая кошка”, WWDC-2006.
Первым о новой версии системы упомянул Стив Джобс, открывая WWDC 2008. Объявив её кодовое название (Snow Leopard, по-русски этот зверь называется Снежный Барс), сказал что это будет улучшенный Леопард, а новшеств для пользователей не будет. После чего перешел к другим темам, пригласив участников WWDC на закрытую презентацию новой системы “после обеда”.
Идею и цели разрабатываемой системы встретили аплодисментами. Ответы на “зачем” и “почему” были очевидны.
26 октября 2007 года официальный релиз Mac OS 10.5 Leopard обернулся скандалом. У тех кто сразу же установил новую версию, были проблемы. В некоторых конфигурациях (в том числе и в самых популярных) – фатальные. Несовместимые с использованием системы.
Баг-фикс, Mac OS 10.5.1, был выпущен 15 ноября. Фатальные проблемы были, большей частью, устранены. Менее фатальные, но серьезно мешавшие жить, были устранены лишь в Mac OS 10.5.2, вышедшей 11 февраля 2008 года.
Леопард был отличной операционной системой, но громкое и резонансное появление его на рынке нанесло серьезный ущерб репутации компании. “Это не должно повториться” – решило руководство компании.
Причины были объективные, виноваты были Стив Джобс, iPhone, многолетняя спешка… У нормальных людей после релиза есть какое-то время чтобы расслабиться, и переписать самые кривые куски кода написанного в полубессознательном состоянии. В Apple, похоже, с этим было не очень.
Решено было “расслабиться и переписать”, осмысленно и тщательно, всю систему. Тысячу с лишним проектов, из которых она состояла – как минимум, тщательно проверить.
Закрытую презентацию Снежного Барса провел Бертран Серле, старший вице-президент компании по Mac OS и её программному обеспечению. Длилась презентация час и десять минут. Подозрительно много для системы с числом новшеств равным нулю…
Публике Снежного Барса представил Бертран Серле, на WWDC 2009. Предполагалось, что это сделает Стив. Но Стив ждал донорскую печень, подходящую ему по биологическим параметрам, его жизнь была на волоске.
Бертран Серле, прожив лет десять в англо-говорящей стране, так и не смог избавиться от акцента. Он никогда не соглашался выступать на публике, но вот – пришлось.
Представляя Mac OS 10.4 Tiger, Apple объявила о 150 новшествах. В Леопарде их было уже 300, причем Стив потребовал составить их список и разместить его на сайте. Их оказалось 316. Список назвали новшеством в новшествах.
После объявления Леопарда гадали, сколько же их будет в 10.6? Пятьсот, тысяча или еще больше?
Бертран назвал число инноваций (New features). Ноль. На самом деле они были, но их и в самом деле было очень немного. Изменений “под капотом” были тысячи, в списке вроде “списка 316 инноваций” многие из них могли занять достойное место.
Из системы убрали все лишнее и устаревшее. Поддержку PowerPC, старой периферии, и много чего еще.
Finder переписали с нуля, в Cocoa – мы (пользователи) об этом мечтали с 2001 года. И тут же, несмотря на обещание ничего не менять, в разных местах его интерфейса появились небольшие, но очень полезные дополнения. Слайдер меняющий размер иконок в окнах Finder’а, например.
При установке Снежного Барса на компьютере с какой-либо из более ранних версий системы, освобождалось от 6 до 7 Гигабайт дискового пространства.
У меня освободилось шесть с половиной. То есть, не соврали.
Под Снежным Барсом Mac’и на которых он поддерживался работали процентов на 20 быстрее. Старый мем “это все равно что купить новый компьютер” был бы уместен, но к 2009 году его уже настолько затаскали, что эту фразу почти не употребляли.
Устанавливался он… За 40-45 минут, бережно сохраняя настройки пользователя из старой системы, даже если в самом SL этих настроек уже не было. Не теряя данные. Проблемы случались (и серьезные) – но это были единичные случаи.
Уменьшилось время загрузки и выключения компьютера. Mac’и стали быстрее засыпать и просыпаться. Демоны перестали шалить (я имею в виду Mac’овских демонов, например launchd).
По словам Бертрана Серле, изменения затронули 90% из тысячи с лишним проектов системы. Некоторые из проектов были переписаны с нуля. Многие подверглись глубокой переработке.
Знакомый разработчик системы рассказывал о багах, которые оставались в системе со времен NeXT – и были наконец выявлены и устранены.
Неудивительно что Снежного Барса многие вспоминают добрым словом. Хотели сделать подобные чистки традицией: чтобы каждая нечетная версия была инновационной, а четные выходили с минимумом инноваций и очищенными от строительного мусора. Но…
Были в Снежном Барсе и значительные изменения.
AppleTalk (сетевая технология из “яблочного” прошлого) была удалена, и больше не поддерживалась. После установки Снежного Барса на мой “взрослый” компьютер iMac 1999 года стал недоступен по сети. Что-то можно было сделать – но он уже не особенно был нужен, я отправил его в отставку.
OpenCL, технология позволяющая использовать быстро растущую мощь графических процессоров в вычислениях не имеющих отношения к графике. Технология была создана Apple, на основе CUDA от NVIDIA, участие в её разработке приняли Intel, AMD и NVIDIA. Для скорейшего внедрения технологии, пригласили консорциум Khronos Group. Рабочая группа (Khronos OpenCL Working Group) в 2009 году уже включала в себя несколько десятков компаний.
GCD, низкоуровневая система управления потоками, берущая на себя решение сложных и нетривиальных проблем в этой сфере. Не панацея, но очень мощный инструмент. Среди других положительных свойств GCD была способность оптимально распределять потоки между доступными процессорами (их физическими и логическими ядрами).
Ядро системы стало 64-битным.
Продолжение следует
Обсудить историю Apple вы можете в нашем Telegram-чате.
Читайте также
Последние новости