Следующая новость
Предыдущая новость

Графика Kaby Lake – поколение “девять с половиной”

20.07.2019 19:42
Графика Kaby Lake – поколение “девять с половиной”

Встраиваемую графику в процессорах поколения “оптимизации”, хотя в ней и не было ни одного радикального изменения, и на самостоятельное десятое поколение она не тянула, в Intel назвали продвинутой. И, как оказалось, вполне заслужено. Встраиваемая графика от Intel – самая распространенная в мире. Особенно на ноутбуках. По оценкам, её можно обнаружить в 2/3, а то и в 3/4 портативных компьютеров в мире. Не везде она используется, особенно часто её игнорируют в настольных компьютерах, но то о чем AMD и NVIDIA даже не мечтают, для Intel – свершившийся факт. iGPU везде. В большей степени чем i-устройства одной хорошо известной нам компании.

Чтобы технический уровень встраиваемых GPU (iGPU, как их иногда называют) вышел на более или менее приемлемый уровень, у Intel ушло более 20 лет. Что только не случилось за это время! Были и супер-пупер мегапроекты, и времена когда этому направлению почти не уделяли внимания, и звездные часы, когда у них стало получаться.

И в 2016, когда стало понятно что с Cannon Lake (или Cannonlake, одним словом – как Intel одно время называла этот проект), руководство компании попросило разработчиков iGPU сотворить “конфетку”, такую чтобы её ощутили обычные пользователи, но без длительных и рискованных фундаментальных перемен.

Если заглянуть в тогдашние СМИ, читаем: “прогресс графической подсистемы в Kaby Lake, в первую очередь, заметен обычным пользователям”. Молодцы, надеюсь им это зачлось и они не попали под, видимо, самое массовое сокращение персонала в Intel.

Это продолжение микро-серии про Intel Kaby Lake, начало здесь.

Медийный блок

Не секрет, что подавляющее большинство современных пользователей персональных компьютеров применяют эти сложные устройства исключительно для удовлетворения простых и низменных потребностей: коммуникации (почта, мессенджеры), игры (самые простые и нетребовательные к графической подсистеме) и просмотр видео.

К последней из этих потребностей iGPU имели самое непосредственное отношение. И к играм тоже, но всем кто всерьез болеет этой неизлечимой болезнью известно что “игры это дискретный графический процессор”.

Персональные компьютеры успешно исполняли роль домашнего кинотеатра в течение десятилетий. Я, например, очень давно не смотрю телевизор и не хожу в кино – MacBook Pro и iPad mini 2 стали моими окнами в мир.

Но, как оказалось, в этой области было куда расти и развиваться.

Слайд с презентации Kaby Lake:

Графика Kaby Lake – поколение “девять с половиной”

Зеленым прямоугольником выделены радикально изменившиеся блоки графической подсистемы.

Сказать что GPU не участвовали в видеопрокате до Kaby Lake было бы преувеличением, но значительная часть нагрузки ложилась на CPU. Это работало, но CPU решающие задачи к которым даже в самых его многоядерных исполнениях были неэффективны. GPU, если бы этим занимались они, тратили бы на это в разы меньше энергии. В случае ноутбуков, это не праздный вопрос, интересный только “зеленым”.

Изменения в медийном блоке iGPU поколения 9 1/2 устранили почти все из этих проблем, в разы уменьшив энергопотребление при просмотре качественного видео. И при просмотре видео из Интернета, в браузере Chrome.

Типичный представитель Intel Kaby Lake, в разрезе и с аннотациями:

Графика Kaby Lake – поколение “девять с половиной”

О Safari или об Internet Explorer было кому позаботиться, но и у Chrome поклонников было немало. Грамотное решение. Улучшения, вроде бы, коснулись и просмотра видео из других браузеров.

Улучшения в медийном блоке, слайд с презентации Kaby Lake:

Графика Kaby Lake – поколение “девять с половиной”

Экономия энергии была заметна невооруженным взглядом. Особенно при проектировании видео на 4K-экран (или на несколько). Изменения были грандиозны, но охватывали не все возможные случаи. Естественно, СМИ нашли поводы покритиковать разработчиков iGPU и руководство Intel – но мы не будем придираться. Подразделение встраиваемой графики не подвело, аплодисменты в студию.

Еще кое-что

Процесс 14nm+ не был “попыткой выдать беду за добродетель”, как о нем написали в ряде СМИ. Благодаря ему действительно удалось увеличить тактовые частоты уже проверенных и отлаженных чипов, что при том же числе операций на Мегагерц не могло не привести к заметному росту производительности.

Встроенная в Kaby Lake графика стала заметно шустрее. Архитектура и реализация почти всех элементов iGPU была почти в точности той же, что в Skylake. Разве что устранили ряд багов и огрехов – оптимизация.

Шустрее и надежнее. А что еще нужно потребителю?

Поколение 9.5, краткий и поверхностный очерк

В Kaby Lake встраивались процессоры трех уровней: GT1, GT2 и GT3e. Их идентификаторы отличались от идентификаторов графических процессоров в Skylake начальной цифрой. Те же по сути вариации были легко узнаваемы.

Intel HD Graphics 510 в Kaby Lake был Intel HD Graphics 610, Intel Iris Graphics 540 назывался Intel Iris Plus Graphics 640 – в новой линейке были все те же модификации что и раньше, для того чтобы понять что такое Intel HD Graphics 630 не было необходимости в справочнике.

Вот, оказывается, что имели в виду правители Intel под наведением порядка и устранением хаоса в этих обозначениях.

К уровню GT1 относилась единственная модификация iGPU, Intel HD Graphics 610. Раньше графические процессоры этого класса, независимо от их поколения и особенностей, звали “просто Intel HD Graphics”.

Базовая частота – 300-350 МГц, в режиме “Boost” 900-1100 МГц. Производительность, в зависимости от частоты, от 172,8 до 211,2 GFOLPS. Эти GPU применялись в офисных PC, встраивались в i3-7101.

Уровень GT2 (в основном, для “особо тонких” ноутбуков, вроде MacBook), был представлен тремя GPU, в точности как и в Skylake:

— Intel HD Graphics 615, базовая частота 300 МГц, максимальные от 900 до 1050 МГц, при максимальных частотах производительность от 345,6 до 403,2 GFOLPS. Встраивались в m3-7Y30, m3-7Y32, i5-7Y54, i5-7Y57 и i7-7Y75;
— Intel HD Graphics 620, базовая частота 300 МГц, максимальные от 1000 до 1050 МГц, при максимальных частотах производительность от 384,0 до 403,2 GFOLPS. Встраивались в i3-7100U, i5-7200U, i5-7300U, i7-7500U и i7-7600U;
— Intel HD Graphics 630, базовая частота 350 МГц, максимальные от 1000 до 1150 МГц, при максимальных частотах производительность от 384,0 до 441,6 GFOLPS. Встраивались в i3-i5-i7 для настольных компьютеров и для ноутбуков.

У графических процессоров уровня GT3e в Kaby Lake изменились не только индексы, но и само название, теперь они назывались не Intel Iris Graphics, а Intel Iris Plus Graphics. Помимо прочего, GPU уровня GT3e отличало использование eDRAM, своего собственного кэша, в спецификациях компьютеров его называли кэшем четвертого уровня, или L4. В Kaby Lake, во всех GT3e GPU, размер этого кэша 64 Мегабайта.

Наличие L4-кэша никак не влияло на аппетит GPU, который как и прежде щедро откусывал для своих нужд полтора-два Гигабайта общей оперативной памяти. Вариантов GT3e в Kaby Lake было два:

— Intel Iris Plus Graphics 640, с базовой частотой в 300 МГц, Boost-частотами в 950-1050 МГц, с производительностью на Boost-частотах от 729,6 до 806,4 GFLOPS, встраивался в i5-7260U, i5-7360U, i7-7560U и i7-7660U;
— Intel Iris Plus Graphics 650, с базовой частотой в 350 МГц, Boost-частотами в 1050-1150 МГц, с производительностью на Boost-частотах от 806,4 до 883,2 GFLOPS, встраивался в i3-7167U, i5-7267U, i5-7287U и i7-7567U.

Продолжение следует

Предлагаем подписаться на наш канал в «Яндекс.Дзен». Там вы сможете найти эксклюзивные материалы, которых нет на сайте.

Источник

Последние новости