App Store атакуют со всех сторон. Spotify в Европе и Epic Games в США пытаются добиться сокращения комиссии Apple, которая берет 30% с каждой продажи в своем магазине. Одни разработчики поддерживают их, другие понимают, что комиссия могла быть меньше, но благодарны Apple за площадку для размещения своих приложений и возможность заработка на жизнь. Пользователи также разделились на два лагеря: кто-то считает, что стоимость подписки могла быть меньше без комиссии Apple, другие уверены, что диктовать свои правила магазину неуместно. Итак, что может сделать Apple в данной ситуации? Добавить альтернативные магазины приложений? Снизить комиссию 30% и предложить альтернативные варианты оплаты?
У каждого из этих решений есть свои плюсы и минусы. Правда, ни одно из них не будут приветствовать в Apple.
Когда Стив Джобс анонсировал App Store еще в 2008 году, он также объявил о так называемой модели «агентства». В традиционной оптовой модели, которая является распространенной в обычной розничной торговле, производитель устанавливает цену для продавца, а затем торговец устанавливает цену для покупателя. Конечно, есть рекомендованная производителем розничная цена, но последнее слово ВСЕГДА остается за продавцом. Он может взимать больше денег с покупателей, если есть повышенный спрос, или меньше, даже ниже себестоимости, если хочет распродать остатки или ликвидировать.
Обычно 45% выручки получает производитель и 55% — розничный продавец… в реальном мире. Так работает Walmart, Best Buy, Amazon, почти каждый розничный продавец физических товаров.
Однако в модели «агентства» розничный торговец не устанавливает свою цену. Это делает производитель (в данном случае разработчик). Он решает, какой будет цена, в том числе во время распродажи. А продавец получает свой процент от этой цены. В этой модели 70% остаются у производителя и 30% у продавца (Apple).
Это модель и процент, которые Apple использует в App Store, это модель, которую Google использует в Play Store, и это модель, которую Microsoft, Sony и Nintendo используют для магазинов Xbox, Playstation и Switch.
И вначале большинство людей думали, что это здорово. Эта модель открыла широкие возможности для разработки и распространения и сделала приложения частью жизни. Это был золотой век приложений. И этот «пирог» рос так быстро, что мало кто заботился о том, что Apple получает 30%.
Но затем изменились два важных момента.
Изменился сам рынок приложений. Их стало очень много. С приложениями происходило то же самое, что и с любыми другими формами цифрового контента — они теряли свою физическую и индивидуальную ценность. Если в 2011 году мы выбирали между десятком почтовых клиентов, сейчас их сотни.
Даже Apple перешла на модель подписки с Apple Arcade
И разработчики перешли на модель фримиум — со встроенными покупками. Создатели приложений нашли способ заработка в таких условиях. Крупные разработчики игр рано поняли, что люди, которые не хотят платить 149 рублей за игру, отдадут все 749 рублей за скины в игре, новое оружие, машины, оформление… достаточно было разработать один скин — и можно продавать его миллионам. Возможно, это самый прибыльный бизнес, который когда-либо можно было представить. И по мере того, как цифры увеличивались, по мере того, как росли нули за единицами, некоторые компании все меньше хотели делиться всеми этими деньгами с кем-либо еще. Например, Epic Games с Play Store или App Store.
Когда Стив Джобс анонсировал App Store, он сказал, что комиссия 30% была сделано только для покрытия расходов на содержание App Store. Это было тогда, когда приложений было мало, и бесплатные приложения распространялись действительно бесплатно (а вот эти все «попробуй неделю пробного периода»). Но с появлением встроенных покупок и развитием App Store все изменилось.
Во времена Джобса App Store только развивался
Некоторые считают, что Apple просто тонет в прибыли App Store. И правда, четыре года назад в компании пообещали Уолл-стрит удвоить выручку от своих услуг к 2020 году.
Большая часть доходов от услуг приходится на App Store, в частности - на игры, точнее встроенные покупки в играх. И, знаете, Apple удалось удвоить этот доход и сделать это на несколько месяцев раньше запланированного срока.
Но! Около 85% приложений в App Store бесплатные, их разработчик не платят Apple 30%. Ничего, кроме ежегодной платы за программу разработчика в 99 долларов. По оценкам аналитиков, 65% дохода Apple от App Store приходится на игры.
App Store давно перестал быть просто магазином приложений
Какой выход? На самом деле их три.
Поэтому самый возможный вариант сейчас — снижение комиссии Apple в App Store. Возможно, пока только до 25%. Или сразу до 20%. На другое в Купертино вряд ли согласятся. Конечно, это негативно отразится на доходах Apple, но с другой стороны, низкая комиссия поможет привлечь новых разработчиков. А будут создатели приложений класть эту разницу в карман — дело другое. Какое у вас мнение по этому поводу? Поделитесь в комментариях и в нашем Telegram-чате.
А может вообще все останется, как есть, если суды будут вставать на сторону Apple.
Изменения дорого обойдутся Apple, но они неминуемы
Читайте также
Последние новости