Три буквы, которые в последнее время встречаются чуть ли не чаще любых других, — это NFT. Non-fungible tokens, или «невзаимозаменяемые токены», — способ снабжать цифровые произведения уникальной подписью, чтобы затем торговать ими так, будто это физические объекты. За март 2021 года NFT стал настоящим феноменом и в мире криптовалют, и в мире искусства. Казалось бы, в чем тут может быть подвох?
Идея NFT сводится к тому, чтобы вместо взаимозаменяемых токенов, которые используются как электронные деньги, выпускать и записывать в блокчейн уникальные, невзаимозаменяемые. Такой токен — это уже не валюта, а индивидуальная сущность, и на каждый — своя цена. Токен при этом можно связать с каким‑то товаром и таким образом перенести на него свойства токена.
Информация о каждой передаче токена также записывается в блокчейн, благодаря чему известно, кто в данный момент владелец товара, а двойная продажа невозможна. Сами товары при этом обычно цифровые, а как именно они хранятся и как связаны с токеном — это вопрос отдельный, и разные платформы решают его по‑разному.
Вот, собственно, и вся теория. А теперь посмотри на этого толстячка в костюме медведя и скажи, что выложить за него пять с небольшим тысяч долларов — это нормальная, здравая идея.
В полной версии он анимирован, но от этого ничуть не легче соотнести его с ценником. Секрет кроется в том, что таких «чаббиков» нагенерировали 10 000 штук и ни одним чаббиком больше. Покупатели руководствуются простой логикой: если чего‑то существует ограниченное количество, то оно будет только дорожать — так же как и, к примеру, Bitcoin. И если ты видишь серьезный изъян в этой логике, то не расстраивайся — это совершенно нормально!
Подобных историй сейчас множество. К примеру, виртуальные миры Decentraland и Cryptovoxels продает участки на манер Second Life, коллекционная карточная игра WAIFU Harem торгует карточками с анимешными девочками, а авторы проекта CryptoPunks придумали рисовать и продавать пиксельные аватарки, чтобы сокровище стало буквально лицом его владельца.
Громче всего выстрелили площадки, которые торгуют цифровым искусством, — в первую очередь Foundation и Nifty Gateway. Картины и анимационные ролики здесь уходят за миллионы долларов.
Как так получается, что никто не видит подвоха и люди продолжают тратить бешеные деньги непонятно на что? Да и есть ли вообще эти люди? Давай разбираться.
Пока что рынок NFT — это Дикий Запад, однако и ковбоям нужно как‑то ориентироваться. Давай быстро пройдемся по основам, чтобы лучше понимать происходящее. Не исключено, что через год‑другой от нынешних реалий не останется и следа, так что сверься с датой публикации статьи.
Техническая основа NFT — это чаще всего Ethereum, точнее, стандарт ERC-721, в соответствии с которым создаются смарт‑контракты, позволяющие выпускать невзаимозаменяемые токены. Некоторые площадки рассматривают возможность перехода на Tezos, так как он требует меньше затрат электричества — подробнее об этом в посте TQ Tezos.
Одна из важных особенностей Ethereum — необходимость платить за «газ». Это виртуальное топливо, которое потребляется при каждой операции с блокчейном — в том числе выпуске новых токенов. Поэтому художник может потратить, скажем, 50 долларов на то, чтобы выставить работу на аукцион, а продана она потом будет за 5 долларов.
Токены можно поделить на три большие группы по категориям товаров, которые продают с их помощью.
Платформы можно поделить на две большие группы: курируемые и не накладывающие никаких ограничений. Среди первых — SuperRare, Nifty Gateway, Foundation, KnownOrigin, MakersPlace. Свободные площадки — OpenSea, Rarible, Mintable, Portion, InfiNFT, Cargo. Отличие между ними вполне очевидное — первые следят за тем, что у них выставляется, вторые позволяют выпускать токены любому желающему.
Для художников при этом выгоднее попасть на Foundation или Nifty, поскольку покупатели внимательно следят за всем, что там появляется. Многие платформы такого типа (Nifty, KnownOrigin, MakersPlace) специализируются на «дропах», то есть ограниченных по времени распродажах коллекций именитых художников. Nifty при этом еще позволяет художнику зарабатывать роялти от перепродаж.
Что до площадок вроде OpenSea и Rarible, то они скорее для тех, кто сам себя прорекламирует. OpenSea при этом вообще стоит немного особняком, поскольку не только позволяет выпускать токены и торговать ими, но еще и выступает бэкендом для других платформ.
Термин, по употреблению которого можно отличить наиболее упоротых замечтавшихся криптовалютчиков. В возможности создавать свои валюты и за них продавать цифровые сущности им видится удивительный новый мир. Точнее, даже разные миры, связанные друг с другом рыночной экономикой.
Не исключено, что в этом что‑то есть. Однако примерно теми же словами и с не менее горящими глазами двадцать с чем‑то лет назад говорили о вебе и покупали пиксели на Million Dollar Homepage. Удивительное будущее, может, и наступит, но некоторые вещи могут задержаться еще лет на двадцать, а за это время нынешние вложения полностью обесценятся.
С 2017 по 2021 год мир NFT жил сам по себе и был по большей части развлечением для пресыщенных биткойновых богачей. Но первые громкие сделки привлекли внимание широкой аудитории, а вместе с ним — и новые деньги.
Первой такой сделкой стала продажа мема Nyan Cat.
Его автор Крис Торрес выставил на аукцион Foundation специально перерисованную и улучшенную версию анимированной кошечки и заработал на этом 300 ETH, или 637 тысяч долларов по текущему курсу.
Героиня следующего громкого эпизода — певица Граймс, известная в числе прочего благодаря своему знаменитому мужу — предпринимателю и популярному микроблогеру Илону Маску.
Граймс выставила на аукцион Nifty серию работ WarNymph, которые создала вместе со своим братом, художником Маком Бушером. Собственно, Мак отвечал за визуальную составляющую, а Граймс сочинила музыку для коротких роликов.
Всего выручка за WarNymph составила в районе 6 миллионов долларов. Некоторые работы ушли в единственном экземпляре, другие — тиражами в сотни копий. Дополнительный пиар предоставил Маск. Где, собственно, искать энтузиастов таких вещей, как не среди его подписчиков в твиттере?
Настоящим поворотным моментом для NFT стала продажа работы Everydays: the First 5000 Days Майкла Винкельманна, более известного по псевдониму Beeple. Сумма сделки — это пока что абсолютный рекорд для NFT — 69,3 миллиона долларов. Это много даже за пределами криптовалютного мира: среди работ, проданных при жизни художника, есть всего две стоивших дороже. Однако интересен здесь не только ценник.
Необычно и само произведение. «Первые 5000 дней» — это не просто картина, а коллаж из пяти тысяч изображений, на каждое из которых Бипл потратил по одному дню — отсюда и название. Результат — гигантское полотно, аккумулирующее труды за 13 с половиной лет.
Другое отличие этой сделки — участие аукционного дома «Кристис». Хоть за техническую сторону при этом отвечала платформа Nifty, формально картина была продана обычным, традиционным для большого искусства способом. Покупатель даже получил токен, оформленный в виде физического сувенира. По всей видимости, целью было именно убедить коллекционеров в серьезности всей затеи.
Правда, купил картину в итоге не какой‑то музей или владелец частной коллекции традиционного искусства, а некто под псевдонимом Metakovan. Примечательно, что этот Метакован — владелец инвестфонда, вкладывающего деньги в NFT, и ранее он уже приобретал картины Бипла. Кстати, еще до истории с «5000 днями» тот продал своих работ на 3,5 миллиона долларов.
Незадолго до истории с Биплом неожиданным участником шумихи вокруг NFT стал Бэнкси. Причем сам он никак не был задействован в мероприятии. Его работу Morons (White), созданную в 2006 году, купила криптовалютная компания Injective Protocol за 95 тысяч долларов — специально, чтобы устроить шоу и прорекламировать свою платформу SuperFarm.
Картину сожгли и записали процесс на видео. Чем отчасти повторили трюк самого Бэнкси, который в 2018 году продал самоуничтожающуюся картину «Девочка с воздушным шаром». Сразу после продажи она измельчила сама себя при помощи встроенного в толстую раму шредера.
Материалы из последних выпусков становятся доступны по отдельности только через два месяца после публикации. Чтобы продолжить чтение, необходимо стать участником сообщества «Xakep.ru».
Членство в сообществе в течение указанного срока откроет тебе доступ ко ВСЕМ материалам «Хакера», позволит скачивать выпуски в PDF, отключит рекламу на сайте и увеличит личную накопительную скидку! Подробнее
1 год9300 р. |
1 месяц870 р. |
Я уже участник «Xakep.ru»
Читайте также
Последние новости