До сих пор, особенно в эпоху стратегии “тик-так”, все было просто и понятно. У каждого нового поколения было (как правило, одно) имя. Раз в два года обновляли технологический процесс, раз в два года – архитектуру. Лидерство компании в процессорной отрасли было очевидным и бесспорным – и вдруг что-то случилось, и все пошло не так.
Intel была основана 18 июля 1968 года. В 2018 году компании исполнялось 50 лет, и тем чья жизнь была связана с Intel хотели отметить это событие чем-то “безумно-великим”. Можно по разному относиться к Intel, но её роль превращения нашей цивилизации в то, чем она стала в наши дни – неоспорима. В середине 10-х, несмотря на непрекращающиеся происки “выскочек” (Samsung) и давних соперников (AMD) позиции компании были даже сильней чем когда-либо раньше. А в 90-е против неё устраивали целый “крестовый поход”, создав для этого консорциум AIM (Apple-IBM-Motorola), его участники привлекли в свой проект немыслимые для Intel средства и развернули мощную кампанию “против Intel” – казалось, 30-летней корпорации из Санта Клары приходит конец. Не смогли.
В середине 10-х руководству (и сотрудникам) Intel захотелось отметить приближающийся юбилей чем-нибудь на грани магии и фантастики. Над переходом на технологию 10 нм уже работали, сопротивление законов природы (по мнению разработчиков) было учтено, и уже очень скоро (в 2015/2016) её можно было использовать в серийных чипах, на зависть всем. А на июль 2018 уже загадали следующий шаг – 7 нм. Одними из первых, а если повезет то вообще первыми. Это был бы подарок инженеров Intel компании, которой они гордились и которую, как это ни странно, любили, на полувековой юбилей.
Первое 10 нм поколение объявили и назвали Cannon Lake. Пушечное озеро. В Миннесоте два таких озера, в Монтане так называется целая группа озер, а почти идеально круглое озеро с таким названием – одна из достопримечательностей во Флориде. В честь какого из этих топонимов должны были назвать первые 10 нм процессоры от Intel, неизвестно. В 2015 их выход в свет был отложен и перенесен на вторую половину 2017. Законы природы нанесли ответный удар. В 2017 опять не получилось, а к законам природы присоединилась TSMC (помните 10 нм Apple A10X Fusion?). Чем меньше времени оставалось до юбилея, тем хуже становилась ситуация.
В начале 2017 Intel блестяще вышла из очень неприятной для неё ситуации, заменив двух-фазную стратегию “тик-так” на трех-фазную “процесс-архитектура-оптимизация”, найдя для этого убедительные объяснения и сохранив лицо. По мере приближения к предельным для технологии размерностям сложности нарастают, на их преодоление уходит больше времени. Kaby Lake, логично и естественно, включился в новорожденную третью фазу, но Cannon Lake снова пришлось отложить.
В августе Intel снова поменяла концепции. Теперь речь шла о совмещении нескольких архитектур в одном поколении. Intel Kaby Lake R (Refresh) стали первым представителями 8-го поколения. Они выпускались по тому же процессу 14 нм+ что и обычные Kaby Lake, но значительно превосходили их по производительности, особенно графической. Кроме них в 8-е поколение должны были войти Coffee Lake (выпускаемые по еще более совершенному технологическому процессу 14 нм++), и Cannon Lake (10 нм).
На всемирной выставке бытовой электроники (CES) в 2017 году Intel показала ноутбук с неизвестной модификацией Cannon Lake внутри. В 2018, ограниченным тиражом, компания выпускала Intel Core i3-8121U, с архитектурой Cannon Lake, которые были использованы в двух коммерческих ноутбуках. В чипе не было встроенного GPU, насколько мне известно до массовых тиражей так и не дошло. В Apple всерьез задумались о переоценке некоторых ценностей – Intel все сильнее напоминала IBM и Motorola (Freescale) перед тем как Mac’и перешли на Intel. Конкретные решения по поводу Intel, естественно, приняты не были. Но на всякий случай, скорее всего, работа над альтернативным вариантом началась.
С конца 90-х до 2005, в тайне от всего мира, Apple поддерживала в актуальном состоянии вариант своей “современной ОС” еще и для Intel. Учитывая как изменения в линейке Intel, так и новые версии собственной операционной системы. Не удивлюсь если в огромном здании без углов и из стекла, прямо сейчас, кто-то занимается тем же самым. И не только в нем. Без системы-на-чипе собственной разработки аварийный вариант бесполезен.
Все хорошо. Intel успешно преодолела все трудности, и а августе 2019 года (буквально на прошлой неделе) выпустила еще одно “озерное поколение” процессоров, Ice Lake. О нем я расскажу как-нибудь в другой раз.
50-летие Intel встретила с временным главой компании “во главе” (iCEO), им был назначен Роберт Свон, тоже ветеран компании. В 2019 совет директоров утвердил его постоянным главой Intel. Чем все это кончится – пока не знает никто. Похоже, начинается что-то очень интересное.
Продолжение следует, а пока напишите в нашем Telegram-чате как вы относитесь к Intel!
Читайте также
Последние новости