Следующая новость
Предыдущая новость

Авторское право, которое слишком многого хочет

09.08.2016 17:00
Авторское право, которое слишком многого хочет

Современная истерия музыкальных и книжных правообладателей вокруг авторского контента хорошо укладывается в перефразированную фразу покойной Валерии Новодворской: “Вы все дураки и не лечитесь, одни мы умные, в белом пальто стоим красивые!”

Сегодня мне на глаза попались сразу две новости о том, что кто-то нарушил чьё-то авторское право.

Первая новость: компания «Музыкальное право», в распоряжении которой имеются авторские права на музыкальные произведения Виктора Цоя, подала иск в Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти на соцсеть «ВКонтакте» о взыскании на сумму 3 миллиона рублей. Эта же компания обращалось в суд с требованием компенсации в 300 тысяч рублей от Первого канала за использование песни «Кукушка», которую исполнили в четвертом сезоне шоу «Голос».

Ау! Цой жив только в наших сердцах и всё, если так по идиотски давить память о нём, можно очень быстро добиться полного его забвения. От этого никому лучше не будет, в первую очередь самой компании “Музыкальное право”, она останется вообще без выручки по этому направлению.

И вторая новость: болгарскому хакеру Voksi удалось обойти антипиратскую защиту Denuvo, взломать которую никто не мог два года. В результате в свободном доступе оказались нелицензионные версии Doom, Just Cause 3, Inside, Total War: Warhammer, Rise of the Tomb Raider, ABZÛ и Homefront: The Revolution. Однако уже спустя три дня уязвимость была устранена, и теперь активировать игры методом Voksi невозможно. При этом около 600 000 человек успели воспользоваться уязвимостью и могут использовать пиратские копии игр до следующей проверки активации.

Также группа хакеров CONSPIR4CY выложила активатор для Rise of the Tomb Raider, защищённой новейшей версией Denuvo. В отличие от предыдущих, он именно взламывает, а не просто обходит систему: энтузиастам удалось определить все триггеры Denuvo и модифицировать исполняемый файл таким образом, чтобы они не срабатывали. Теоретически этот метод можно использовать и в других играх, но создание активаторов может занять время, поскольку защита каждой из них имеет свои особенности. Если Denuvo не сможет остановить использование этого активатора, можно будет говорить о первом удачном взломе системы.

При этом создатели игр и игровые магазины как-то не славятся показательными судебными исками и вообще всей этой шумихой. Они тихо-молча закрывают уязвимости, банят аккаунты нечестных на руку игроков и дело с концом.

Авторское право, которое слишком многого хочет

Перемен! Мы ждём перемен

Производители контента сегодня как никогда борются за авторские права. Это может быть как и сам исполнитель: художник, музыкант, писатель, разработчик и т.д., так и тот, кто стоит над ним: музей, издатель, лейбл, студия и т.д. И все они в последнее время будто почувствовали свою суперсилу и решили дать отпор прощелыгам-пиратам. При этом одни это делают, защищая свою работу (как в случае с играми), а другие это делают, защищая своё безделье (как в случае с песнями Цоя).

Конечно, достать в цифровое время копию чего угодно, как два пальца об асфальт. Тут вам и такие удобства как интернет, компьютер, сканер, фотоаппарт, в общем, с таким арсеналом создать пиратскую копию дело, зачастую, двух минут. При этом учитывая, что у многих пострадавших со времён подпольного копирования виниловых пластинок не появилось каких-то особенных средств защиты, современная борьба с цифровыми пиратами походит на стрельбу по хаотично движущейся мишени из рогатки: пару раз попасть можно, но получается как-то не эффективно. Стандартные пути для прищемления хвоста пиратам у музыкантов и книжников – это суд и давление на совесть.

Авторское право, которое слишком многого хочет

Можно сурово трясти исковым заявлением под носом или на весь мир распространять информацию, что автор – человек, а не тварь дрожащая и призывать к пониманию только итог всё равно один – ваш драгоценный контент однажды уведут прямо из-под вашего носа, вопрос только времени. Кстати, не только уведут, а ещё и половине мира бесплатно покажут.

В более выигрышной позиции здесь только игровая индустрия. В остальных случаях ситуация патовая, особенно если сидеть по ту сторону баррикад, колдовать над своими произведениями и надеяться хоть на какое-то вознаграждение. Честности ради, не все авторы это вознаграждение заслужили, но а те, что его достойны – самый лакомый сундучок с золотишком для любого, уважающего себя пирата.

Пока музыканты судятся, разработчики усиленно работают

Если провести временную параллель между сегодняшними пиратами и, скажем, морскими пиратами 17 века, решение вырисовывается одно – просто сделать пиратство невыгодным. В 18 веке выход был таким – правительства расширили свои флоты и раздали рабочие места этим самым пиратам. Людям стало невыгодно рисковать своей свободой ради наживы, потому что у них появилась стабильная зарплата и безопасность.

Авторское право, которое слишком многого хочет

Как же “невыгодность” можно применить сегодня, учитывая, что многие пираты воруют чью-то интеллектуальную собственность не наживы ради, а так, по фану? Думается мне, одними запретами задачу не решишь. Даже если ты запретишь всем людям строго настрого слушать ворованную музыку в своём плеере, та часть, что посмекалистее, догадается откуда такую всё-равно можно достать, а другая часть – просто перестанет слушать какую-либо музыку вообще (ну денег, например, не будет хватать даже на дешёвенькую подписку в Apple Music). И тут на лицо уже явная дискриминация.

IT-индустрия, например, всё делает по той самой схеме 18 века – они просто платят хакерам за найденные уязвимости и тогда все овцы целы и все волки сыты. При этом, пиратство они, скорее оценивают как минус своей работы.

А вот книжные и музыкальные издатели (особенно росийские) хотят и сверхприбылей, и при этом запретить воровать их контент. Но, как я вижу, два этих пункта вместе не умещаются. Почему я говорю про издателей? Потому что как раз от таких структур (а не от самих авторов) чаще всего и слышатся упрёки в сторону любителей халявы. Издатель недополучил прибыль – издатель негодуэ. Какой-то писатель недополучил прибыль – писатель радуется, что его книга разошлась миллионными (пусть и пиратскими) тиражами и его имя известно теперь всем, поэтому и выгоды с такой пиар-компании потом может быть больше (это не из воздуха пример, я действительно знаю такие истории).

Показательный ситуация с компанией «Музыкальное право» и песнями Цоя. Цой умер – а за песни до сих пор хочется денежки получать, на лицо тупая жадность.

Вдумайтесь только, если ты ярый фанат чего-то – ты будешь тратить на это свои деньги. Может издателям тогда сконцентрироваться на том, чтобы собрать свой круг фанатов и довольствоваться этим? Потому что остальных ты всё равно не заставишь себя любить, да ещё и за деньги, ну если только ты не проститутка. А в существующих реалиях получается так.

Авторское право, которое слишком многого хочет

Ну или же идти по другой схеме – больше устраивать концертных туров, создавать, например, под каждого популярного музыканта свои радиостанции, чтобы там бесплатно крутились их песни. Кто не может себе позволить купить, или не уверен в рентабельности покупки – тот будет счастлив, а кто фанатеет от Тейлор Свифт, тот будут скупать хоть использованные ею салфетки (не то, что песни). А ещё можно вообще бесплатно публиковать свои песни, получать популярность, а затем срубать бабки на рекламе, просто торгуя своим личиком. А то получается – когда Тейлор выходит на сцену рот пооткрывать – она получает за это миллионы долларов, а ещё и записи продаёт за не меньшие деньги. Когда перспективный учёный зачитывает результаты своей многолетней работы на семинаре – он делает это за копейки или вообще бесплатно. Так и живём, если научный доклад стоит дешевле открывающегося рта – зачем платить за “рот” столько денег?

В случае с играми всё выглядит логично. Работы вложил много – значит защищать надо лучше. Современные DRM-технологии типа защиты Denuvo, очень тяжело поддаются взлому, а даже если и поддаются, дыры залатываются за пару дней. Хакеры уже признаются, что взламывать игры становится потихоньку невыгодно и, возможно, в течение ближайших лет взлом провернуть будет вообще невозможно или по крайней мере очень нерентабельно.

Итого: зубоскальная защита современного музыкально-книжного авторского права в тупике, и мне кажется – дело вовсе не в прощелыгах-пиратах. Просто не судебными исками и показными скандалами заниматься нужно, а постоянным улучшением своей работы.

Последние новости