Следующая новость
Предыдущая новость

Следующий шаг: iPhone 3G, iPhone OS 2.0 и много чего еще…

26.12.2018 0:12
Следующий шаг: iPhone 3G, iPhone OS 2.0 и много чего еще…

Это было самое яркое и насыщенное событиями открытие WWDC за всю их историю. Хотя не все из обещанного в тот день сбылось, а снижение цен на iPhone оказалось чуть ли не обманом, результат был достигнут: к концу 2008 года 1 % рынка мобильных телефонов был у Apple. Безответственное обещание авантюриста было выполнено. Чтобы занять один процент на мировом рынке смартфонов в 2008 году, Apple должна была продать примерно 11 миллионов iPhone’ов. К 9 июня их было продано всего 6 миллионов, а объем продаж стал сокращаться. Во втором календарном квартале 2008 их было продано 717 тысяч. Меньше миллиона штук за три месяца, впервые за кампанию.

iPhone все еще был модным и престижным гаджетом, но мода изменчива – с практической точки зрения, несмотря на все его достоинства, заменить традиционные смартфоны он не мог. Внешне все было благополучно: второе место на американском рынке смартфонов, от лидера отрыв невелик, вот только…

Ошибок было много – у Apple на этом рынке не было никакого опыта – но конкуренты рано радовались. На ошибках учатся. В марте, объявляя SDK “в узком кругу”, Apple сделала шаг навстречу деловой Америке – и была услышана.

Как сказал известный компьютерный писатель и журналист Дэвид Пог, с этого момента в мире было три основных компьютерных платформы: Windows, Mac OS X и iPhone. И пусть в тот момент iPhone OS еще не была реальностью, заявленные направления её развития и примеры “нативных” приложений сделали свое дело.

Все что было обещано корпоративной Америке, было реализовано в iPhone OS 2.0. И почти без проблем. MS Exchange, Active Link, VPN… IT-департаменты крупных корпораций довели все это до блеска.

На WWDC 2008 большим корпорациям (с персоналом в 500 или более сотрудников) были предложены особые условия разработки и дистрибуции корпоративных приложений – мне не довелось попробовать эту программу “на вкус”, поэтому про неё рассказывать не стану. Отмечу только что это направление стало одним из самых успешных для Apple. То, чего так и не удалось достичь Mac OS X, iPhone и его операционная система достигли играючи.

Пресс-конференция по поводу открытия WWDC 2008, целиком, включая фрагмент с объявлением iPhone 3G, предлагаемый вашему вниманию в разделе про новый телефон.

(Длительность видео 01:43:58):

А вот с “Exchange для всех” (MobileMe и iWork.com) что-то пошло не так…

Это четвертая часть серии про iPhone и ему подобных, предыдущие части здесь:

Первая часть: MacWorld Expo 2007;
Вторая часть: Touch-интерфейс приходит на iPod;
Третья часть: iPhone для предприятий, iPhone SDK и App Store;
Четвертая часть: Леопард переселяется в iPhone.

iPhone OS 2.0

С анонимностью было покончено. То, что раньше называли “OS X”, имея в виду настоящую Mac OS X – в чем была немалая доля правды, превратилась в iPhone OS. В октябре 2007 Стив пообещал открыть SDK, но открывать было нечего. С тем что существовало могли успешно работать только инженеры Apple, имеющие доступ к исходному коду, которые были в курсе условностей и ограничений.

А условностей и ограничений было очень много. Они раздражали, вызывали недоумение, привычки приобретенные в Mac OS X и в других операционных системах не работали.

Чего стоят, хотя бы, разрешение использовать только описанные в документации Apple API, запрет на использование (в любой форме) параллельных процессов, и жесткий (даже жестокий) контроль за всем этим при приемке программ в App Store.

Качество документации было не очень, пользоваться ей было неудобно: кто-то в компании очень сильно боялся что конкуренты украдут её идеи и нанесут ей ущерб. Это мешало тем, что честно писал программное обеспечение для iPhone, а конкуренты все равно узнавали все, что их интересовало.

Трудностей было много, но…

Главным в iPhone OS 2.0 было превращение операционной системы телефона в важную компьютерную платформу. Популярность Objective-C быстро росла. Меня это радовало – я был уверен, что и интерес к Mac OS X у программистов тоже вырастет. Я ошибся, и Дэвид Пог тоже.

Список важнейших компьютерных платформ, в порядке их важности, вскоре выглядел так: Windows, iPhone OS, Android, Mac OS X.

iPhone 3G

Следующий шаг: iPhone 3G, iPhone OS 2.0 и много чего еще…

Презентация iPhone 3G (длительность – 00:21:10)

Это фрагмент ролика, ссылка на который в начале статьи.

Пересказывать ролик не буду. Отмечу несколько моментов, которые неочевидны.

Фактически, это был тот же самый первый iPhone, только в новом корпусе, из черного и белого пластика. Тот же процессор, с номинальной тактовой частотой в 620 МГц, которую для снижения энергопотребления и рассеиваемого тепла пришлось уменьшить до 412 МГц, тот же жестокий (к программистам) объем оперативной памяти (128 Мегабайт!), в половине которого шевелилась операционная система, те же 8 или 16 Гигабайт постоянной памяти.

Одно из важных отличий – поддержка 3G – было подчеркнуто в названии модели. Это было главным требованием потребителей. Жадное до ресурсов сотовое радио первого iPhone уступило место еще более прожорливому – при этом время автономной работы телефона даже увеличилось (во всяком случае, официально).

Если все делать правильно. Я знал тысячу и один способ разрядить батарею “в ноль” за 15-20 минут с помощью встроенных в систему программ. Программно этого можно было добиться еще быстрее.

С аппаратной точки зрения, это был тот же самый “первый iPhone”, но это были совсем другие смартфоны, теперь и в самом деле достойные этого названия – из-за iPhone OS.

Стив, с самым честным видом, объявил о снижении цен. iPhone 3G с 8 Гигабайтами стоил 199 долларов (по сравнению с 399 долларами у первого iPhone), с 16 Гигабайтами 299.

В списке вариантов – два черных iPhone 3G (с 8 и 16 ГБ) и один белый (16 ГБ). MacBook наоборот? Премиальный белый iPhone 3G стоил те же 299 долларов. А поставляться они будут сначала в 22 страны, до конца 2008 число охваченных стран доведут до 70… РФ в списке этих 70 не было.

На самом деле, 199 и 299, это правда. Но не вся.

Это цены в США, для других стран цены и условия – разные. Ровно столько (плюс налоги и сборы) брали за iPhone 3G, если одновременно с ним приобретался 2-летний контракт на услуги оператора мобильной связи AT&T (бывшего Cingular). С ежемесячной оплатой его услуг. AT&T был единственным оператором, с которым у Apple было соглашение. Тарифы были монопольными, со всеми вытекающими…

В итоге iPhone обходился покупателям в неизмеримо большую сумму чем 199 или 299 долларов.

А если у покупателя уже был контракт с AT&T, который прерывался при покупке нового устройства, клиент платил уже 399 и 499 долларов – на тех же условиях.

Через некоторое время, iPhone 3G разрешили продавать без привязки к оператору. За 599 и 699 долларов. То есть, iPhone 8 ГБ подешевел с 399 долларов до 599.

Но, несмотря на все это, iPhone’ы продавались как ледяная газировка в жаркий день.

Exchange для всех

Самим этими проектами заниматься мне не довелось, но с обеими компаниями дело иметь пришлось.

Про первую из компаний (280 North), её фреймворк Cappuccino и язык Objective-J, можете прочитать в предыдущей части. Стив Джобс общался с Франсиско по поводу применения его разработок в проекте Apple – взяв подписку о неразглашении. Подробнее узнать не удалось. В 280 North были уверены что они круче второй компании… и что многомиллионный контракт уже у них в кармане.

Название второй мне неизвестно, её руководитель был моим приятелем. Вторая компания разработала SproutCore, фреймворк на JavaScript, компактный и очень эффективный. Для реализации замысла Чарльз Джолли с несколькими друзьями по университету основали компанию в Праге (в то время там это было дешевле, расходы на жизнь ниже чем в США, и просто интересно), и в течение нескольких месяцев работали по 12-18 часов в сутки, а по выходным пили пиво в пражских пивных.

Тоже встреча с Стивом, тоже подписки о неразглашении – Стив предпочел SproutCore.

У Стива были серьезные проблемы со здоровьем, и очень много задач первостепенной важности. Он не смог плотно контролировать разработку MobileMe и iWork.com, когда Чарльз пытался убедить его подождать с выпуском проекта, Стив был не в настроении, пошел на принцип и…

MobileMe, фактически, провалился. iWork.com, кстати, работал отлично – я пользовался им, небольшие заусенцы были – но это была бета-версия, которой никто не занимался.

Ни до, ни после, про фреймворки на JavaScript нацеленные на эмуляцию среды Mac OS X в вебе я не слышал. Можно было бы пофантазировать на эту тему: мол, однажды Стив, по секрету…

Но не буду.

Продолжение следует

Обсудить историю Apple вы можете в нашем Telegram-чате.

Источник

Последние новости