В первый раз компания это сделала в 1991. После чего все ноутбуки в мире выглядели как PowerBook 110/140/170. Во второй раз в 2008, осмеянный и освистанный. С 2011 UltraBook, программа воссоздания MacBook Air инициированная Intel, делала все ноутбуки похожими на него. В марте 2015 года Apple сделала это в третий раз. На этот раз никто не смеялся. Компьютеры, еще недавно флагман прогресса и неиссякаемый источник сверхприбыли, в середине второго десятилетия нового века не то чтобы вымирали, но объёмы их продаж больше не росли. Объёмы медленно, но неуклонно сокращались. С ускорением. У всех, кроме Apple, главного виновника всего этого безобразия.
В 2013 объёмы продаж сократились на 1%, в 2014 – уже на 2. В 2010 году Стив объявил о наступившей пост-компьютерной эпохи, во что никто не поверил. А она наступила.
Собственно, ничего страшного не произошло. Точных цифр, скорее всего, не знает никто, но для большинства пользователей компьютеры были избыточны и слишком сложны. Все для чего они использовались, могли делать планшеты. При первой же возможности они и перешли на планшеты.
И вот, 9 марта 2015 года, Тим Кук и Фил Шиллер (и Джонатан Айв) представили публике самый неадекватный ноутбук за всю историю человечества. Сказать что он был красив – ничего не сказать. В конверт из плотной светонепроницаемой бумаги, из которого Стив в январе 2008 года извлек самый первый MacBook Air, уместилось бы два новых MacBook.
Я только предполагаю, не пробовал.
Новый MacBook был очевидно, бесспорно и невероятно красив. Совершенен. Техническая скульптура, именем которой в предыдущем тысячелетии назвали бы век её появления. Но наше тысячелетие слишком богато на чудеса, мы заелись.
Удивительнее всего в этой скульптуре вовсе не её совершенство и не аура из отраженного света. Этой скульптурой, несмотря на все её инновации, можно было пользоваться по её назначению, как компьютером.
Это одиннадцатая часть серии про MacBook, предыдущие части серии здесь:
Первая часть: Операция iMac: iBook становится MacBook;
Вторая часть: MacBook Core 2 и времена года;
Третья часть: Первый новый Mac эпохи iPhone (MacBook);
Четвертая часть: Последний Mac года iPhone: MacBook “SR”;
Пятая часть: Очередная модель MacBook, “Early 2008, Penryn”;
Шестая часть: MacBook (Late 2008): много нового и чуть-чуть старого…;
Седьмая часть: Реликтовый MacBook из поликарбоната…;
Восьмая часть: MacBook (Mid 2009): обновление реликта…;
Девятая часть: MacBook (Late 2009): Unibody из белого поликарбоната…;
Десятая часть: MacBook (Mid-2010): между первым и вторым миллионом iPad’ов….
В первом MacBook Air в 2008 году уменьшили геометрические размеры процессора, иначе он просто не уместился бы в запредельно миниатюрном корпусе. Об этом историческом подвиге инженеров Intel (и Apple), а это и в самом деле было непросто, много писали в те дни. Кто-то с придыханием и восхищением, очень многочисленные “кто-то еще” ехидно и грубо.
По числу инноваций на кубический дюйм (или миллиметр) его объёма MacBook 2015 года сравним разве что с первыми iPhone или iPad. Кстати, новый MacBook не имел никакого отношения ни к MacBook 2006-2012, ни к чему-либо прежде существовавшему в мире.
Некоторые из этих инноваций были болезненными. Лейтмотивом проекта был легкий и тонкий корпус. Компьютер должен был быть легче и тоньше чем технически возможно. И без крови (не в прямом смысле, конечно же) несчастных пользователей не обошлось.
Самых болезненных инноваций, как мне кажется, три. Это единственный (если не считать разъём для наушников) разъём для подключения периферии и для всего-всего. Он вообще всего один, извините за повторение – что невероятно смело и невероятно неудобно.
Это клавиатура типа “бабочка”, с очень коротким ходом клавиш (хуже только электронные клавиатуры планшетов) и трекпад с тактильным сенсором, неподвижный и распознающий усилие нажатия, Taptic Engine, как у Apple Watch.
Все эти инновации совместимы с жизнью, но удовольствие от них ещё то.
Разъём – это USB 3.1 Gen 1 (типа “C”). Если вы уверены что скорость передачи данных у USB 3.1 в два раза больше чем у USB 3.0, 10 Гбит/с вместо 5 Гбит/с, вы совершенно правы. У USB 3.1 Gen 2 это действительно так. А USB 3.1 Gen 1, по большому счету, это USB 3.0 в уменьшенном (геометрически) формате.
Интересно, сколько Apple заплатили производители адаптеров? Шутка, но адаптеров для этого чуда требовалось немыслимо много. Одновременно смотреть видео на большом экране, заряжать батарею MacBook и пользоваться какой-либо USB-периферией было невозможно. Впрочем, купив один из доков (видел два из них, от OWC – с минимумом и с максимумом дополнительных удовольствий), об этих безобразиях можно было забыть.
Если бы док разработала Apple и включала в комплект (как опцию), MacBook можно было бы назвать MacBook Duo.
Клавиатуры типа бабочка и трекпад с Taptic Engine (а) отравили и отравляют жизнь многих представителей нашего биологического вида, но (б) в прессе сообщается о том, что не все люди одинаковы, некоторые из нас привыкли к этим инновациям – хоть и не сразу.
Taptic Engine в 2015 было можно, хотя бы, отрегулировать под себя или вообще отключить. Как с этим обстоит сейчас – поговорим в другой раз.
У всех трех пунктов обвинения причина одна: стремление сделать MacBook тонким до невозможности. Стоило ли это стремление хотя бы одной слезинки ребенка любого возраста (от 5 до 125) – я не знаю.
Это был первый Mac с процессорами Broadwell, Y-класса и с паспортным значением TDP в 4,5 Ватта.
Фил Шиллер сообщил про TDP, но назвал другое число – 5 Ватт. Округлил? Размер TDP у этих процессоров был выдающимся, в маркетинговых целях его ни в коем случае не надо было преуменьшать: 4,5 Ватта, а при необходимости даже 3,5. Раз уж Фил опустился до таких подробностей.
В Apple Шиллер пришел с должности программиста и аналитика одной из больниц в Бостоне, он вовсе не был гуманитарием – это было его сценическое амплуа, технические детали вроде TDP этому амплуа не соответствовали, но зачем же округлять в невыгодную сторону?
С этими процессорами много странностей. Фил озвучил TDP в 5 Ватт, но на самом деле в MacBook’ах 2015 года их TDP был… 7 Ватт. Кроме того, ни в момент объявления MacBook, ни даже в день поступления их в продажу, заявленные процессоры еще не производились. Их начали выпускать только через неделю.
Тактовые частоты процессоров в MacBook были выше их штатных. Технически это совсем несложно, тем более если компьютер способен отводить большее количество тепла, и даже делает это.
В онлайн-магазине было начальных конфигурации MacBook было две, за 1 299 и за 1 599 долларов, с Intel Core M 1,1 ГГц (M-5Y31) и Intel Core M 1,2 ГГц (M-5Y51), кэшем третьего уровня в обоих – 4 Мегабайта. Hyper Threading и Turbo Boost 2.0 (последний разгонял эти Core M до 2,4 и 2,6 ГГц, в соответствующих условиях).
В конфигураторе обеих конфигураций была опция замены процессора. За 150 долларов предлагалось заменить процессор на Intel Core M 1,3 ГГц (M-5Y71), с тем же размером кэша третьего уровня и таким же набором процессорных функций. По-моему, эта опция была единственной.
Штатные тактовые частоты у M-5Y31, M-5Y51 и M-5Y71 – 0,9 ГГц, 1,1 ГГц и 1,2 ГГц.
Графика внутри всех этих процессоров – Intel HD Graphics 5300. Поколение 8, уровень GT2. Так низко Apple еще не опускалась. По результатам тестов, HD Graphics 5300 был сравним с HD Graphics 4000. Но в MacBook, насколько мне известно, к GPU претензий не было.
Не супер-пупер, но для обычных задач его производительности хватало. А для необычных MacBook просто не годился. В общей оперативной памяти GPU щедро резервировал для своих нужд 1,5 Гигабайта оперативной памяти, как большой. Но к этому уже привыкли.
Оперативная память: 8 Гигабайт LPDDR3 (1 600 МГц) SDRAM. Увеличить этот размер было невозможно даже в конфигураторе. Память намертво впаивалась в материнскую плату.
Не забыл ли я упомянуть что материнская плата для MacBook 2015 года была уменьшена до самого минимального размера при котором она могла функционировать?
По объёму флэш-памяти “iPad с клавиатурой и OS X” превосходил обычный iPad. В самой дешевой конфигурации её было 256 Гигабайт , в конфигурации за 1 599 – 512. Изменить объем флэш-памяти было невозможно ни во время приобретения, ни после: её также как оперативную память и процессор впаивали в материнскую плату. Навсегда.
Зато, по данным тестов, по скорости записи и чтения флэш-память MacBook была среди лучших в своем классе. По одним тестам, скорость записи была 451,7 Мегабайт/с, чтения 738,2 Мегабайт/с. По данным QuickBench – 460,93/845,05. Кто точнее я не знаю, в любом случае он был очень быстрым.
Экран неплохой. Чтобы не злоупотреблять эпитетами. Retina, четкие и чистые цвета, кроме того из-за особенностей экранной сборки он был на 30% экономичнее чем был бы без них. Разрешение 2304х1440, 226 пикселей на дюйм. На внешнем мониторе поддерживалось разрешение до 3840×2160.
В одном из обзоров меня позабавила вот такая шутка: в списке недостатков указывалось отсутствие оптического привода, и поддержки Blu Ray. Всем не угодишь.
Корпус в роли антенны, три цвета (пушечной бронзы, серебра и золота), куда адаптеров только от Apple (и куча куч адаптеров и доков от других компаний) – но вы уже поняли.
MacBook был, как и MacBook Air в 2008 году, компьютером не для всех. Престижный и модный аксессуар. Один вид которого внушает ближним священный ужас. Вождь!!!
Я бы его ни за что не купил. Даром, возможно, и взял бы. Не дороже.
Люди какие-то непонятные существа: MacBook 2015 года ругали и покупали, и снова ругали – и покупали еще больше. Подвиг инженеров компании не был напрасен.
Продолжение следует
Предлагаем подписаться на наш канал в «Яндекс.Дзен». Там вы сможете найти эксклюзивные материалы, которых нет на сайте.
Читайте также
Последние новости